Что такое сч динамики?

Содержание

Выбор динамиков

Рис. 4. Большой выбор компонентов и динамиков для акустических систем

Восприятие звука у человека происходит на естественном природном уровне, поэтому любую фальшь в звуке или засорение его лишними призвуками человеческое ухо фиксирует достаточно четко. С развитием технологий и появлением разного рода излучателей — динамиков, к их конструкции стали предъявляться все возрастающие требования. Цель проста — достичь максимально естественного и качественного воспроизведения звуков с минимальными искажениями.

По мере развития индустрии усложнялись не только корпуса акустических систем, все более сложными становились сами громкоговорители. Кроме того, стали появляться многополосные системы, имеющие на «борту» две и больше диффузоров. Каждый динамик предназначался для воспроизведения определенной части из всего звукового диапазона.

Двухполосные, трехполосные и более сложные системы позволяли воспроизвести качественный звук как в области низких, так и в области средних и высоких частот. Такой подход вполне оправдан, так как звуки, воспроизводимые разными источниками, попадают в разные секторы звукового диапазона, будь это пение, звук барабана или звучание гитары.

Именно многополосные акустические системы, имеющие в составе ряд самых разных динамиков, способны извлечь из всего широкого звукового спектра необходимый звук и обработав его с минимальными искажениями воспроизвести. Необходимость достижения качественного воспроизведения диктует и конструктивные особенности многополосных акустических систем. При этом обязательно учитывается не только непосредственно сама конструкция ящиков АС, ее размеры и количество, но и материал изготовления.

Разделение НЧ, СЧ и ВЧ излучателей в отдельных корпусах позволяет вычленить звук необходимой частоты и обработать его должным образом. Кроме того, удается минимизировать и акустический резонанс (об эффекте которого было сказано выше). При раздельных корпусах или изолированных блоках АС удается существенно снизить вероятность раскачки СЧ и ВЧ-излучателей в районе резонансных частот. Ознакомиться с вариациями сложных акустических систем, позволяющих добиться очень качественного воспроизведения, можно в статье «Одно- и многополочные колонки».

В общем случае конструкция низкочастотного громкоговорителя содержит диффузор, подвеску диффузора, магнитную систему, колебательную катушку и подвес. Неприхотливость, а также разнообразие конструктивных решений при использовании НЧ-динамиков позволяют применять их в совершенно разных обстоятельствах. НЧ динамики отлично отображают басы, поэтому, например, в кинотеатрах, такие конструкции весьма востребованы.

Подробно познакомиться с конструкциями и принципом функционирования низкочастотных динамиков можно в нашей статье «Что такое НЧ динамик?».

Учитывая, что основная доля звуковой информации, принимаемая человеческим мозгом, приходится именно на средние частоты, то повышенные требования к СЧ-динамикам вполне логичны.

По своим конструктивным особенностям СЧ-динамики сопоставимы с низкочастотными. Однако для расширения направленности в верхних секторах звукового диапазона габариты среднечастотников компактнее.

Что касается ВЧ-динамиков или как еще их называют твитерами, то их «специализация» диапазон высоких частот. Современные акустические системы среднего и высокого уровня, как правило, комплектуются твитерами. Задача ВЧ-динамиков обеспечить максимально ровную и гладкую АЧХ в «своем» секторе всего рабочего диапазона АС. А это уже зависит от разработчиков всей акустической системы и ее настройки. Если твитеры будут маломощные и тихие, то звук в верхних частотах «потеряется» и звучание станет тусклым.

Отдельно стоит сказать и о широкополосных акустических системах. Таковыми считались все динамики в самом начале развития АС. Однако по мере развития и повышения требования к звуковоспроизведению один широкополосный динамик стали заменять на систему из двух громкоговорителей, куда подавался звуковой сигнал, предварительно разделенный кроссовером на две полосы.

Современные широкополосные системы — это АС, состоящая из двух динамиков: один — более крупный динамик с тонким и легким бумажным диффузором, отвечает за низкие и средние частоты. Его задача — воспроизведение большей части звукового спектра от низких барабанных басов до вокала. Второй динамик — высокочастотный, меньшего размера с легким диффузором, позволяющим отразить гораздо более высокие тона.

Широкополосник

Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, как уже говорилось, находится в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Логичнее всего было бы иметь такой динамик, который способен воспроизвести его полностью. И такие динамики есть. Они называются широкополосными.

Вопрос в том, насколько качественно они способны работать в крайних значениях частот этого диапазона. Дело в том, что для эффективного воспроизведения низких частот диффузор классического динамика должен иметь достаточно большие размеры. Например, для частоты 40 Гц его диаметр должен быть около 30 см. Это достаточно просто реализовать.

Широкополосный динамик ScanSpeak 10F/4424G00

Но на высоких частотах такой диффузор попросту не сможет «успевать» передавать колебания всей своей поверхностью. Именно поэтому чаще всего широкополосные динамики являются результатом компромисса.

Для качественного воспроизведения верхней части частотного диапазона в центр диффузора широкополосника зачастую вклеивается дополнительный высокочастотный диффузор — «рупорок» (конус-визер, «дудка»), который способен воспроизводить «быстрые» колебания в то время, как основной, большой диффузор работает гораздо медленнее.

Применяемые в аудиофильских системах широкополосники — предмет серьезных инженерных разработок, граничащих с искусством. Здесь используются материалы с максимально возможными параметрами, ноу-хау, позволяющие все-таки получить полнодиапазонный драйвер.

Широкополосный динамик Lii Audio 2PCS Fast-10

Наиболее проблемным для широкополосного динамика является воспроизведение крайних частот слышимого диапазона. Если широкополосник способен работать в диапазоне 60–16000 Гц с неравномерностью ± 10 дБ — это уже неплохой результат.

При этом в связи с простотой конструкции и отсутствием фильтров (кроссоверов) акустическая система с широкополосником способна демонстрировать высокую чувствительность — от 90–92 дБ и выше. Это делает колонки с широкополосными динамиками особо востребованными среди любителей ламповых усилителей, имеющих, как правило, ограниченную мощность.

В связи с этим голосовые катушки таких широкополосников обладают повышенным сопротивлением. Общепринятые значения для всех остальных динамиков, предназначенных для установки в акустические системы — от 2 до 8 Ом.

Кроме того, именно широкополосный динамик максимально приближен по своим параметрам к точечному источнику звука — идеальному акустическому объекту с точки зрения его локализации. Направление на источник в таком случае определяется слушателем максимально точно. Такой излучатель позволяет создать самую точную стереосцену (звуковую сцену), поскольку источник звука в стереоканале — всего один и он имеет минимальную площадь.

С другой стороны, простейшая колонка с широкополосником — самое дешевое решение, но говорить о полнодиапазонном воспроизведении в этом случае не приходится.

Диапазон частот

Выше уже было сказано, что большая часть электродинамикой воспроизводит лишь часть частот, которые может воспринимать человек. Сделать универсальный динамик, способный воспроизводить весь диапазон от 16 герц до 20 килогерц невозможно, поэтому частоты поделили на три группы: низкие, средние и высокие. После этого конструкторы начали создавать динамики отдельно для каждой частоты. Это значит, что низкочастотные динамики лучше всего справляются с басами. Они работают на диапазоне 25 герц – 5 килогерц. Высокочастотные созданы для работы с визжащими верхами (отсюда нарицательное имя – «пищалка»). Они работают в частотном диапазоне 2 килогерца – 20 килогерц. Среднечастотные динамики работают в диапазоне 200 герц – 7 килогерц. Инженеры все еще предпринимают попытки создать качественный широкополосный динамик. Увы, цена динамика идет вразрез с его качеством и совершенно не оправдывает его.

Факторы, которые следует учитывать при выборе колонок меньшего или большего размера

При покупке динамика необходимо взвесить и другие аспекты: размер полезного пространства, то, как вы будете использовать динамик, и ваш ценовой диапазон.

Объем доступного вам места будет определять тип динамиков, которые вы можете установить в нем. Если вы живете в крохотной квартире, вы не собираетесь покупать громоздкие колонки, которые будут занимать все пространство. Скорее всего, вы выберете набор гораздо более консервативного размера. Просто помните, что они не будут обеспечивать такой же уровень мощности, как большой набор динамиков. Акустические системы большего размера обычно дают больше впечатлений, но убедитесь, что у вас есть для них место.

То, как вы собираетесь использовать динамики, также будет иметь значение в вашем решении. Если вам нужна музыка только для спальни или звуковая система для небольшого домашнего кинотеатра, меньшие колонки с сабвуфером могут быть более экономичным и эффективным выбором. Но если у вас большой домашний кинотеатр или у вас дома много собраний, большие колонки будут лучше удовлетворять ваши потребности.

Последним аспектом решения о покупке будет стоимость. Маленькие динамики обычно имеют более низкую цену, чем большие. Однако, если вы выберете одну из более новых, более «продвинутых» моделей, стоимость может быть выше. Просто помните, в большинстве случаев вы получаете то, за что платите. Если вы заплатите более низкую цену, вы, скорее всего, получите дешевую колонку. В том числе и пониженное качество звука. Более высокая цена за более высокое качество может иметь большое значение. Не говоря уже о том, что более качественные динамики в целом более долговечны. Это означает, что вам не нужно будет покупать новые динамики так часто, как если бы вы покупали более дешевую и менее прочную модель.

Дизайн

Что касается дизайна, то чаще всего колонки выполнены в лаконичном декоре — имеют строгую геометрию и сдержанные расцветки. Обычно модели, подключаемые к компьютеру, телевизору и другой стационарной технике выпускаются в черном, сером или белом цвете. Но если речь идет о портативных устройствах — то здесь дизайнерские решения намного шире и интереснее. Такие колонки могут быть красными, оранжевыми, синими, бирюзовыми и желтыми.

Особенно эффектно смотрятся модели для детей, современная промышленность предлагает колонки-игрушки, колонки-чемоданы, колонки-блины, колонки-будильники, колонки-часы и даже колонки-рюкзаки. Они могут быть однотонными или двухцветными, некоторые модели даже украшены принтами. Большой популярностью пользуются колонки с цветомузыкой.

Краевой гофр

Этот элемент также называют «воротником». Это пластиковая или резиновая окантовка, описывающая электродинамический механизм по всей площади. Иногда в качестве основного материала применяют натуральные ткани со специальным, ослабляющим колебания покрытием. Гофры делятся не только по типу материала, из которого они изготовлены, но и по форме. Самый популярный подтип – полутороидальные профили.

К «воротнику» предъявляют ряд требований, соблюдение которых говорит о его высоком качестве. Первое требование – высокая гибкость. Резонансная частота гофра должно быть низкой. Второе требование – гофр должен быть хорошо закреплен и обеспечивать только один тип колебаний – параллельный. Третье требование – надежность. «Воротник» должен адекватно реагировать на перепады температуры и «нормальный» износ, сохраняя свою форму длительное время.

Для достижения наилучшего баланса звучания в низкочастотных колонках используют резиновые гофры, а в высокочастотных — бумажные.

Основным излучающим объектом в электродинамике является диффузор. Диффузор динамика представляет собой некий поршень, который двигается по прямой вверх-вниз и поддерживает амплитудно-частотную характеристику (далее АЧХ) в линейном виде. При повышении частоты колебаний диффузор начинает изгибаться. Из-за этого появляются так называемые стоячие волны, которые, в свою очередь, приводят к провалам и подъемам на графике АЧХ. Для минимизации этого эффекта конструкторы используют более жесткие диффузоры, изготовленные из материалов меньшей плотности. Если размер динамика составляет 12 дюймов, то диапазон частот в нем будет варьироваться в пределах 1 килогерца для низких частот, 3 килогерц для средних и 16 килогерц для высоких.

  • Диффузоры могут быть жесткими. Они сделаны из керамики или алюминия. Такие изделия обеспечивают наименьший уровень искажения звука. Динамики с жесткими диффузорами стоят гораздо дороже аналогов.
  • Мягкие диффузоры делают из полипропилена. Такие образцы обеспечивают наиболее мягкое и теплое звучание за счет поглощения волн мягким материалом.
  • Полужесткие диффузоры представляют собой компромиссный вариант. Они делаются из кевлара или стеклоткани. Искажения, провоцируемые таким диффузором, выше, чем у жестких, но ниже, чем у мягких.

Колпачок представляет собой оболочку из синтетики или ткани, основная функция которой – защита динамиков от пыли. Помимо этого, колпачок играет немаловажную роль в формировании определенного звучания. В частности, при воспроизведении средних частот. С целью наиболее жесткого закрепления колпачки делают округлой формы, придавая им небольшой изгиб. Как вы наверняка уже поняли, разнообразие материалов как раз-таки связано с тем, чтобы достичь определенного звучания. В ход идет ткань с различным пропитками, пленки, композиции целлюлозы и даже металлические сетки. Последние, в свою очередь, выполняют еще и функцию радиатора. Алюминиевая или металлическая сетка отводит излишки тепла от катушки.

Иногда её также называют «пауком». Это увесистая деталь, расположенная между диффузором динамика и его корпусом. В задачи шайбы входит поддержание стабильного резонанса для низкочастотных динамиков

Это особенно важно, если в помещении наблюдаются резкие перепады температуры. Шайба фиксирует положение катушки и всей подвижной системы, а также закрывает магнитный зазор, предотвращая попадание пыли в него

Классические шайбы представляют собой круглый гофрированный диск. Более современные варианты выглядят немного иначе. Некоторые производители намеренно меняют форму гофр так, что повысить линейность частот и стабилизировать форму шайбы. Такая конструкция сильно влияет на цену динамика. Шайбы изготавливают из нейлона, бязи или меди. Последний вариант, как и в случае с колпачком, выполняет функцию мини-радиатора.

Классификация громкоговорителей

Виды громкоговорителей в зависимости от способа излучения звука

  • Электродинамический громкоговоритель
  • Электростатический громкоговоритель
    • Конденсаторный громкоговоритель
    • Электретный громкоговоритель
    • Пьезоэлектрический громкоговоритель
  • Электромагнитный громкоговоритель
  • Ионофон
  • Громкоговорители на базе динамических головок специальных видов (магнепланарных, изодинамических, ленточных, ортодинамических, излучателях Хейла)

Функциональные виды громкоговорителей

  • Акустическая система — громкоговоритель, предназначенный для использования в качестве функционального звена в бытовой радиоэлектронной аппаратуре, имеет высокие характеристики звуковоспроизведения; основная статья — Акустическая система
  • Абонентский громкоговоритель — громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения передач низкочастотного канала сети проводного вещания; основная статья — Абонентская радиоточка
  • Концертный громкоговоритель — имеет большую громкость в сочетании с высоким качеством звукопередачи
  • Громкоговорители для систем оповещения и систем озвучивания помещений (громкоговорители этих систем похожи по назначению, несколько отличаются громкостью и качеством звуковоспроизведения)
    • Настенный громкоговоритель
    • Потолочный громкоговоритель
    • Панельный громкоговоритель
  • Уличный громкоговоритель — имеет большую мощность, обычно, рупорное исполнение, в просторечии «колокол»
  • Специальные громкоговорители для работы в экстремальных условиях — противоударные, противовзрывные, подводные
  • Другие специальные виды громкоговорителей
Громкоговорители разного назначения

Акустическая система

Абонентский громкоговоритель

Уличные громкоговорители

Классификация по другим признакам

  • Однополосный громкоговоритель — громкоговоритель, головки которого работают в одном и том же диапазоне частот
  • Многополосный громкоговоритель — громкоговоритель, головки которого работают в двух или более разных диапазонах частот
  • Диффузорный громкоговоритель
  • Рупорный громкоговоритель — громкоговоритель, акустическим оформлением которого является жесткий рупор
  • Громкоговоритель непосредственного излучения

Твитер

Твитер (высокочастотный динамик, пищалка) и следующие спикеры – результат того, что широкополосник не способен воспроизвести весь диапазон слышимых ухом частот эффективно. А значит, остается их разделять и возлагать функции воспроизведения различных спектров частот на несколько раздельных драйверов.

Пищалка характеризуется небольшой площадью диффузора. При этом мембрана отличается малым весом и высокой жесткостью – ей предстоит осуществлять колебания с высокой частотой.

Если говорить про конструктивные исполнения подобных элементов, то чаще всего акустические системы оснащаются ВЧ-динамиками купольного типа. При этом варианте центральное тело «пищалки» занимает почти всю площадь излучающей звук мембраны. Последняя изготавливается чаще всего из ткани, пропитанной для повышения жесткости специальными составами. Хотя для устройства динамиков высоких частот многие производители используют и более жесткие материалы – например, бериллий.

Очень важным для пищалки является частота собственного резонанса, что должна быть ниже полосы воспроизводимых частот. В противном случае, на близких к нему частоту система «усилитель-динамик» обеспечивает ощутимые искажения сигнала в слышимой ухом человека части звукового спектра. Для этих целей используется кроссовер, ограничивающий рабочий диапазон частот высокочастотника и обрезающий частоты его резонанса.

Планар vs динамик

Самое главное — источником звуковых колебаний является именно тонкая пленка (еще ее называют мембрана или диафрагма). Если мы вспомним известный всем динамик, то в нем сразу видны недостатки, следующие из самого принципа его работы. В динамике используется катушка с током, размещенная в цилиндрическом магнитном зазоре. Вся излучающая поверхность приводится в движение этой катушкой.

Динамик (слева) и электростатический планар

То есть сила переменного направления в локальной области прикладывается к довольно большому диффузору. Следовательно, этот диффузор должен иметь достаточную жесткость чтобы двигаться как можно более плоскопараллельно, в идеале — в так называемом, поршневом режиме. Иначе в результате деформаций одни части поверхности отстают от других по фазе. Отсюда — специфические искажения, растущие при уменьшении жесткости.

Но увеличение жесткости приводит к увеличению веса, что поднимает инертность подвижной системы и снова-таки приводит к искажениям. Такой вот замкнутый круг. Кроме того, диффузор динамика, как правило, имеет, как минимум, два подвеса, характеристики которых — их жесткость и упругость — также влияют на качество звука. Поверьте, не в лучшую сторону!

Схема работы электростатической акустики

Планарная технология напрочь лишена этих проблем. Практически невесомая пленка, колеблющаяся в магнитном поле излучает звук со всей своей поверхности

И самое важное: движущая сила равномерно прикладывается ко всей поверхности пленки. Диафрагме в этом случае совсем не надо быть жесткой, даже наоборот

Результат — минимальная, исчезающее малая инертность подвижной системы и минимальное влияние подвеса на ее перемещение — кстати, как раз плоскопараллельное. Уровни коэффициента нелинейных искажений, на которые способны планарные системы, для динамика практически недостижимы. И если с динамиками можно говорить, что львиную долю искажений в системе акустика/усилитель вносит именно акустика, то планары способны поменять эту ситуацию.

Разделительные фильтры в акустических системах

Рис. 5. Простой кроссовер в отечественной акустической системе

Задача по созданию акустической системы, воспроизводящей идеальный звук — задача не тривиальная, а как показывают предыдущие разделы довольно сложная, содержащая ряд важных моментов

Познакомившись с целым рядом разнообразных типов оформления акустических систем, а также уяснив, что качество материала, из которых создаются корпуса АС, крайне важно, перейдем к еще одному аспекту, влияющему на качество конечного звука — разделительные фильтры

На качество широкополосного звука пагубное влияние оказывает целый ряд внешних воздействий. Поэтому весьма проблематично обеспечить на всем протяжении рабочего диапазона ровную и стабильную амплитудно-частотную характеристику, удовлетворяющую тем или иным стандартам.

Наряду с решением задачи по минимизации вибраций корпусных элементов АС (см. про резонанс корпусов), а также выбор наиболее эффективного типа акустического оформления, необходимо приложить определенные усилия по очистке звука на всем протяжении рабочего звукового диапазона от примесей и помех.

Для этого служат разделительные фильтры или, иначе говоря, кроссоверы. Роль такого фильтрующего компонента акустической системы весьма специфична, так как кроссовер может существенно улучшить звучание колонки. Но при неправильных расчетах либо при использовании низкокачественных материалов, разделительный фильтр, наоборот, только усугубит искажения звука. Причем это будет наблюдаться даже в очень качественных корпусах с отличными динамиками.

Основная задача кроссовера — разделение широкополосного входящего звукового сигнала на частотные полосы, для последующего выведения разделенного сигнала на соответствующие динамики. Такая задача формирует характеристики фильтра, которые должны учитывать все динамики, входящие в акустическую систему.

Кроссовер, по сути, это два или больше фильтров, у каждого из которых своя задача: либо не пропустит к заданному динамику ту или иную частоту, либо, наоборот, обеспечить максимально качественную передачу звука к «своему» динамику.

Более подробно о причинах применения в акустических системах кроссоверов, а также вариантах настроек разделительных фильтров (на что уходить значительное время) читаем в статье «Зачем нужны разделительные фильтры в АС».

Краевой гофр

Этот элемент также называют «воротником». Это пластиковая или резиновая окантовка, описывающая электродинамический механизм по всей площади. Иногда в качестве основного материала применяют натуральные ткани со специальным, ослабляющим колебания покрытием. Гофры делятся не только по типу материала, из которого они изготовлены, но и по форме. Самый популярный подтип – полутороидальные профили.

К «воротнику» предъявляют ряд требований, соблюдение которых говорит о его высоком качестве. Первое требование – высокая гибкость. Резонансная частота гофра должно быть низкой. Второе требование – гофр должен быть хорошо закреплен и обеспечивать только один тип колебаний – параллельный. Третье требование – надежность. «Воротник» должен адекватно реагировать на перепады температуры и «нормальный» износ, сохраняя свою форму длительное время.

Для достижения наилучшего баланса звучания в низкочастотных колонках используют резиновые гофры, а в высокочастотных – бумажные.

Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?

Все неисправности динамиков можно условно разделить на «механические» и «электрические». Однако некоторые электрические дефекты отличить от механических на слух очень сложно.

Если никаких внешних изменений, таких как разрушение гофра или диффузора не выявлено, но при этом появились посторонние призвуки в виде потрескивания или происходит периодическое пропадание звука, то сначала следует проверить гибкие выводы.

Для этого подключают стрелочный омметр к клеммам динамика и шевелят косички при неподвижном диффузоре. Если при этом стрелка омметра двигается, значит, гибкий вывод повреждён.

К другим электрическим дефектами относятся обрыв катушки и замыкание части витков катушки или всей катушки. Эти дефекты также можно выявить при помощи омметра.

Если гибкие выводы и катушка «звонятся» как исправные, то можно попытаться выявить источник паразитных призвуков при помощи генератора низкой частоты.

Get the Flash Player to see this player.

Для этого на вход усилителя подают сигнал задающего генератора.

Ссылка на портативную программу генератор низкой частоты есть в «Дополнительных материалах».

Частично отклеившуюся катушку или часть витков можно выявить, плавно меняя частоту генератора или включив генератор в режим ГКЧ (Генератор Качающейся Частоты).

При проверке этого динамика был использован диапазон ГКЧ 20Гц…2кГц с периодом 3 секунды. В данном динамике, видимо, отклеилась существенная часть катушки так как призвуки слышны в большом диапазоне частот. Если от гильзы отклеивается небольшой фрагмент катушки, призвуки могут появляться только на какой-нибудь отдельной частоте, и только тогда, когда повреждённый элемент конструкции входит в резонанс.

В некоторых случаях, для выявления неисправности, полезно использовать генератор инфранизких частот. Это может помочь выявить, например, дефекты склейки резинового гофра с диффузором. Стрелкой показано место, где формируется призвук.

Get the Flash Player to see this player.

Затирание гильзы о керн или катушки об внутреннюю поверхность верхнего фланца также можно вывить на частоте в несколько герц, если слегка прижать пальцами волны гофра.

Конечно, для дефектовки динамиков на слух, требуется некоторый опыт, но он быстро приходит, так как характер и тембр паразитных призвуков соответствует размеру и материалу конструктивных элементов динамика.

Более серьёзные повреждения динамиков выявить ещё проще.

Так, например, если при переворачивании динамика что-то слышно, то значит, от гильзы отвалилась часть витков или вся катушка.

Если диффузор двигается очень плохо, то, скорее всего, катушка слетела и заклинила гильзу в магнитном зазоре.

Если диффузор вообще не двигается, то, возможно, сдвинулся керн и заклинил катушку вместе с гильзой.

Никогда не пытайтесь разбирать такой динамик, предварительно не освободив гильзу, так как это может привести ещё и к повреждению диффузора.

Вернуться наверх к «Навигации».

Колпачок

Колпачок представляет собой оболочку из синтетики или ткани, основная функция которой – защита динамиков от пыли. Помимо этого, колпачок играет немаловажную роль в формировании определенного звучания. В частности, при воспроизведении средних частот. С целью наиболее жесткого закрепления колпачки делают округлой формы, придавая им небольшой изгиб. Как вы наверняка уже поняли, разнообразие материалов как раз-таки связано с тем, чтобы достичь определенного звучания. В ход идет ткань с различным пропитками, пленки, композиции целлюлозы и даже металлические сетки. Последние, в свою очередь, выполняют еще и функцию радиатора. Алюминиевая или металлическая сетка отводит излишки тепла от катушки.

Виды

В зависимости от типа акустика подразделяется на коаксиальную и компонентную. В первом случае обеспечивается удобство монтажа и экономия средств, так как такие системы отличаются более низкой ценой, а во втором достигается более высокое качество звука.

  1. Коаксиальная акустика – все динамики заключены в один корпус. Таких динамиков несколько, и они отличаются индивидуальностью звучания с технической точки зрения. Классификация коаксиальной акустики производится на основе того, сколько имеется поддиапазонов. Каждый поддиапазон – отдельный динамик. Меньшие по размеру колонки размещают непосредственно перед диффузором большого.
  2. Компонентная акустика – все динамики являются отдельными устройствами, установка которых не ограничена одним корпусом. Качество звучания такой системы зависит от того, как будут расположены динамики в целях оформления акустики. В итоге можно добиться практически идеального звука, если схема расположения реализована оптимально. Выполнение этой задачи отличается определенной проблематичностью, так как формирование звукового ряда производится на основе нескольких частот. Стоимость этих систем выше, но такие расходы оправдывают себя.

Коаксиальная акустика теряет своих почитателей, так как автолюбители на первое место ставят качество звука, что могут обеспечить лишь компонентные аудиосистемы. Это возможно за счет динамиков, отличающихся частотами звука. Например, средние и низкие диапазоны – это мидбасы, а высокие – твитеры. В ряде систем можно видеть, что они оснащены динамиками (один или два), отличающимися большими по размеру тарелками. Их предназначение – низкие частоты.

Подвес динамика

Внутренний (ближний к магниту) подвес динамика еще называют центрирующей шайбой. Чаще всего эту деталь формуют на прессе с нагреванием из легкой, крепкой на разрыв ткани с эластичной синтетической пропиткой — прочно и подвижно. В некоторых мощных низкочастотных динамиках применяются две центрирующие шайбы, расположенные одна за другой.

С внешним подвесом все немного сложнее. Изначально он делался в виде концентрических волн (гофров) по внешнему краю бумажного диффузора. Так в некоторых случаях поступают и сейчас, добавляя синтетическую пропитку зоны гофров. Для больших амплитуд колебаний внешний подвес делают из резины, чаще всего это — искусственный бутадиеновый каучук. Резиновый подвес в сечении, в большинстве случаев, представляет собой выпуклую дугу. Есть варианты и «многоволновых» резиновых подвесов, либо применения других профилей, в том числе и переменных по углу.

Оба подвеса должны обеспечить строго плоско-параллельное возвратно-поступательное движение всей подвижной системы динамика с минимальными отклонениями в сторону от его оси.

Динамик для специальной акустической системы

Существует широкий спектр специализированной акустики – всепогодная для эксплуатации в условиях внешней среды, ландшафтная, акустика для помещений с повышенной влажностью или высокой степенью запыленности и так далее. Влага, пыль, интенсивная инсоляция и другие факторы воздействия требуют особых решений. Как правило, к этой категории колонок предъявляются совершенно иные требования. Многие требования, предъявляемые к АС домашних кинотеатров и стереосистем, для специализированной акустики являются неприоритетными.

Исходя из этого, упор в создании динамиков для таких колонок делается прежде всего на их долговечность и надежность. А они достигаются прежде всего внушительными конструктивными изменениями и подбором соответствующих материалов для их изготовления

Также особое внимание разработчиков уделяется поиском и защите наиболее уязвимых элементов.

Как заменить гибкие выводы динамика?

Будьте крайне осторожны при замене гибких выводов на неразобранном динамике, так как стальной инструмент, притянутый магнитной системой, может повредить диффузор и пылезащитный колпачок.

Если доступ к гибким выводам (косичкам) динамика свободен, то можно попытаться заменить их, не разбирая динамик. Но, в некоторых случаях, динамик придётся всё же разобрать. На картинке надломленный гибкий вывод.

Демонтировать старые гибкие выводы следует с максимальной осторожностью, чтобы не повредить диффузор и не оборвать выводы катушки

Сначала разгибают латунную скобку, удерживающую гибкий вывод, если она, конечно, есть.

Затем прогревают паяльником место пайки, чтобы отделить от диффузора, и гибкий вывод, и вывод катушки. Обычно, после прогрева, клей размягчается и выводы можно демонтировать.

Чем можно заменить повреждённые гибкие выводы?

Конечно, самое простое решение, это позаимствовать гибкие выводы у другого динамика близкой мощности или заказать у поставщиков, торгующих запасными частями для динамиков. Но, если такой возможности нет, или Вы хотите сэкономить на запасных частях, то можно изготовить суррогатные косички самому.

Я Вам могу предложить два хорошо зарекомендовавших себя варианта замены. Обе эти технологии прошли самые жёсткие испытания на динамиках, работающих с большими перегрузками.

Первый и более простой вариант, это замена вышедшей из строя косички отрезком провода МГТФ подходящего сечения. Кто это впервые придумал, я не знаю, но именно с такими гибкими выводами поступали в продажу некогда популярные динамики 4A32.

Другой вариант, это изготовление косичек из гибкого телефонного кабеля советского производства. Его до сих пор можно найти среди всякого хлама на блошиных рынках.

Мне знакомо два типа такого кабеля. В одном, каждый провод состоит из семи жил, а в другом из четырнадцати. Каждая жила изготовлена путём намотки медной ленты на лавсановую нить. В разрезе лента имеет форму прямоугольника размерами 0,03 х 0,3мм.

Нетрудно рассчитать общее сечение.

0,03 * 0,3 * 14 = 0,126(мм²)

Как видите, сечение невелико, поэтому для мощных динамиков можно скрутить два и более многожильных проводов.

Вначале отрезок или отрезки телефонного кабеля препарируется при помощи паяльника.

Изоляция удаляется небольшими участками, во избежание повреждения жил.

Затем жилы каждого многожильного провода раскручиваются и снова скручиваются уже в один провод.

Чтобы во время лужения сохранить скрутку, края провода зажимаются между двумя деревянными прищепками. Затем будущие концы косички лудятся. В качестве шаблона используется оригинальный гибкий вывод.

И, наконец, гибкий вывод дважды тщательно проклеивается резиновым или 88-м клеем с интервалом в 20-ть минут.

До первой проклейки скрутка должна быть свободной, чтобы клей проник промеж жил. Сразу после первой проклейки жилы скручиваются до конца. Вторая проклейка окончательно фиксирует жилы относительно друг друга.

Таким образом, можно изготовить гибкий вывод для динамика любой мощности.

Если нет ни телефонного ни МГТФ провода, то в качестве временной меры можно использовать провод МГШВ или даже оплётку от экранированного провода, но такие косички долго не живут, да и нагрузку на диффузор оказывают бо’льшую, из-за меньшей гибкости.

При установке гибкого вывода, нужно учитывать, что самыми слабыми местами данного узла являются места крепления косички к диффузору и клемме.

Если крепёжные скобки повреждены или утеряны, то косичка крепится двумя перекрещенными стежками нити. Затем место крепления проклеивается клеем с большим сухим остатком. Подойдёт выветрившийся БФ-2/БФ-4.

Для предотвращения преждевременного перелома косички, места крепления покрываются несколькими слоями резинового или 88-ого клея с переходом на гибкий вывод.