История создания и прототипы нынешних зарядных устройств
Впервые литиевые батареи начали производить в самом начале прошлого столетия — в далеком 1912 году. Тогда же были и созданы их первые схемы. Однако в бытовых приспособлениях они нашли свое место лишь спустя 60 лет. Стоит подчеркнуть, что это были именно батареи. Первые же попытки создания литиевых аккумуляторов оканчивались провалами в связи с появлением затруднений в осуществлении их безопасной эксплуатации.
Первые аккумуляторы данного типа действительно представляли существенную опасность, если не угрозу, человеческим жизням. Это вполне объяснимо по следующей причине: из всех существующих металлов литий признан наилегчайшим с максимальным электрохимическим потенциалом и обеспечением максимальной энергетической плотности.
Удивительно емкие зарядные устройства, работающие на литии, обеспечивают высокое напряжение, в то же время циклическая работа приборов, работающих на литии, способствует выходу тепловой кондиции за пределы. В таких случаях происходит возгорание исходящих газовых веществ, из-за чего, например, в 1991 году многие японцы пострадали от ожогов по вине воспламенения.
Что делать, если аккумулятор не заряжается
Если вышеперечисленные методы не помогли, то рекомендуем ознакомиться со следующими способами как оживить аккумулятор 18650.
С помощью специального зарядного устройства
Это действие осуществляется при помощи китайской копии зарядного устройства «IMAX B6» и мультиметра. Эта зарядка доступна в широкой продаже, и она отлично восстанавливает аккумулятор в домашних условиях.
Для начала необходимо проверить саму батарею, путем соединения к ней мультиметра и выставляя устройство в режим измерения напряжения. Если у аккумулятора глубокий разряд, мультиметр покажет низкие показателями U в милливольтах.
Суть метода заключается в том, чтобы измерение реального количества U в аккумуляторе «мешает» контроллер.
Есть два вывода, плюс и минус, которые идут непосредственно с батареи на контроллер. На выводах чаще всего напряжение составляет 2,6 В это достаточно небольшое значение.
Напряжение будет по немногу подниматься. Это значит, что восстановление li ion аккумулятора идёт успешно. Через какое-то время значение U дойдет до 3,2 вольт, и батарея начнет «раскачиваться». Позже её можно будет заряжать от «родной» зарядки.
С помощью резистора и «родного» ЗУ
Этот способ еще более проще осуществить, чем предыдущий. Здесь необходимо «минус» подзарядки подвести к «минусу» аккумулятора. А «плюс» вывести путем резистора на «плюс» батареи.
После этого следует подать питание и напряжение будет возрастать.
Его можно поднять до 3В, для достижения этого показателя, нужно процедуру провести в течении пятнадцати минут. Как только метод завершен, аккумулятор можно проверить на работоспособность.
С помощью вентилятора
Чтобы осуществить этот метод нам понадобится блок питания, в котором выходное напряжение было минимум 12В. «Минус» вентилятора следует подсоединить к «минусовом» разъему блока питания, а его «плюсовой» к плюсу и обязательно фиксировать вручную на аккумуляторе.
Когда мы включим устройство, вентилятор начнет работать. Это значит, что в батарее уже идёт ток. Процедуру не стоит долго продолжать, где-то через 30 секунд нужно выключить сеть. После такого восстановления напряжение обычно повышается до 3В.
Восстановление 18650 аккумуляторов при помощи подзарядки от другого аккумулятора
Существует способ как реанимировать литий-ионную батарею с помощью другого автомобильного аккумулятора. Для этого нам нужна любая другая батарея на 9 В, скотч, а также тонкий провод.
Метод осуществляется по следующим этапам:
- Проводки требуется подвести к контактам батареи, которую мы хотим реанимировать. На каждый контакт провод должен быть отдельным.
- Нельзя замыкать контакты «плюс» и «минус» лишь одним проводом. Из-за этого может произойти короткое замыкание, и оживить батарею будет нельзя.
- Соединения нужно закрепить скотчем, на которой перед этим необходимо сделать метку маркером, какой провод с каким контактом будет соединён.
- Провод от «плюса» девятивольтового аккумулятора следует соединить с «плюсом» восстанавливаемой батареи.
- Минусовые контакты надо соединить по этому же методу.
- Все контакты закрепляем изолентой, чтобы провода не отошли.
- Ждём определенное время и следим за состоянием батареи, она должна минимально нагреться.
- Когда аккумулятор станет тёплым, сразу же отсоединяем от АКБ батареи.
- Проводим перезарядку.
- Проверяем работу.
С помощью использования тренировочных циклов
Этот метод проводится для предотвращения сульфатации, а также для того чтобы определить емкости батареи. Такие циклы нужно проводить минимум один раз в год и процедура выполняется по следующим этапам:
- Следует зарядить литий-ионный аккумулятор обычным током до того момента, пока он полностью не зарядится.
- Выдерживаем ее четыре часа после того как прекратилось питания.
- Корректируем плотность электролита.
- Включаем заряд на 25-35 минут чтобы электролит был перемешенным.
- Необходимо провести контрольную разрядку постоянным нормальным током десяти-часового режима и контролировать время полного разряда до того как напряжение спадет до 1,7 В на банку
- Емкость батареи можно определить как уровень разрядного тока умноженный на время разряда.
- После того, как контрольный разряд осуществлён необходимо сразу же полностью разрядить аккумулятор. Если получилось так, что емкость не заряжается аккумулятор 18650 скорее всего уже не починить.
Основные минусы данного метода:
- Сокращается срок службы.
- Долгое время восстановления литий-ионных аккумуляторов.
- Огромные затраты энергии.
- Маленькая эффективность способа.
https://youtube.com/watch?v=PIJZN7yWfuw
Как зарядить высокотоковые аккумуляторы 18650
Для корректной зарядки Li-ion аккумуляторов 18650 важно:
- Использовать предназначенные для этих целей зарядные устройства. Они автоматически начинают зарядку от напряжения 0,05 В и завершают ее при 4,2 В. Это максимально допустимое значение, безопасное для литий-ионных аккумуляторов. Что касается вопроса, каким напряжением быстро зарядить Li-ion аккумулятор 18650, все зарядные устройства для таких элементов питания являются источниками постоянного напряжения 5 В. Они отдают зарядный ток,
составляющий порядка 0,5–1 емкости аккумулятора.
- Не превышать длительность зарядки. В среднем процесс восстановления заряда длится 3 часа. При более длительном заряде повреждается химическая структура накопителя энергии и происходит его перегрев. «Умные» зарядные устройства имеют автоматическую систему контроля и сами определяют необходимое время подзарядки элементов питания.
- Соблюдать полярность – всегда подсоединять плюс к плюсу, а минус к минусу. Не все зарядные устройства способны распознавать корректность подключения элемента питания. Если процесс зарядки пойдет при некорректном подключении аккумулятора, он неизбежно выйдет из строя.
- Избегать глубокого разряда аккумулятора и его заряда до максимального значения. Желательно не выходить из диапазона заряда от 25 до 90%. Это поможет продлить срок службы элемента питания. Популярная «прокачка» в виде полных циклов заряд-разряд в данном случае не нужна и даже вредна. Современные Li-ion аккумуляторы обычно имеют защиту от перегрева и перезаряда, но не защищены от потери заряда при использовании устройств при низких температурах. Хранить литий-ионные аккумуляторы рекомендуется в умеренно заряженном состоянии при температуре от +10 до +25 °С.
Зарядные устройства для аккумуляторов типоразмера 18650 бывают различных конфигураций. Например, есть модели с зарядным током 1 А, вмещающие 1 элемент питания, и варианты с несколькими «гнездами», индикатором уровня зарядки, системой безопасности и максимальным напряжением 4,2 В.
Устройство аккумулятора 18650
Внутри и снаружи данная батарея имеет следующее строение:
- Предохранитель.
- Прокладку.
- Положительный вывод.
- Токо съемник анода.
- Клапан для сброса давления.
- Изоляцию как правило из целлофана.
- Положительный электрод.
- Сепаратор.
- Изоляцию.
- Отрицательный вывод.
- Корпус.
- Отрицательный электрод.
https://youtube.com/watch?v=nQBGioNT6eQ
Обычно аккумулятор 18650 состоит из анода, выполненного из меди и катода, сделанного из алюминия. Встроенные электроды между собой разделены специальным сепаратором. Данный агрегат имеет пористую структуру. Он пропитан электролитом. Электроды тщательно упакованы в плотном цилиндрическом корпусе. Положительно заряженные ионы лития, находящиеся в сепараторе, проникают в кристаллическую решетку графита. Этот элемент присоединен к минусовому полюсу элемента питания. На плюсе образуется потенциал эл тока.
https://youtube.com/watch?v=aM17fUwc4nI
https://youtube.com/watch?v=cUEgUAUV4XY
https://youtube.com/watch?v=2J-h6fC1GrU
Виды аккумуляторов в смартфонах
В смартфонах использовалось 4 вида аккумуляторов:
- никель-кадмиевые;
- никель-металлогидридные;
- литий-ионные;
- литий-полимерные.
Сегодня разработчики использют только два типа аккумуляторов, которые являются наиболее безопасными, технологичными и «чистыми». Это литий-ионные и литий-полимерные. Именно их можно встретить в большинстве девайсов.
Никель-металлогидридные и никель-кадмиевые АКБ
Эти АКБ уже ушли в прошлое. Они получили распространение в эпоху простых кнопочных девайсов. Никель-металлогидридные аккумуляторы отличались высокой устойчивостью к перепадам температуры и влажности. Правда, у таких устройств небольшая емкость и приличная толщина. Требовалось постоянно полностью заряжать устройство, так как АКБ обладали эффектом памяти.
Никель-кадмиевые батареи использовались в бюджетных телефонах с небольшим функционалом. Распространены были в начале 21 века. Отличались небольшой ценой, невысокой емкостью.
Литий-ионные аккумуляторы
Литий-ионные аккумуляторы стали настоящим прорывом. Длительность работы выросла в разы. Не стало эффекта памяти, но многие пользователи и сегодня продолжают «тренировать» устройства.
Достоинства:
- компактные размеры;
- отсутствие «эффекта памяти»;
- высокая емкость;
- большое количество циклов заряда.
У таких аккумуляторов есть ряд минусов:
- невысокая стоимость;
- батареи через 2-3 года стареют и теряют свое емкость;
- низкий диапазон температур;
- при глубокой зарядке или полной разрядке высокая безопасность разрушения.
Несмотря на высокую стоимость и недостатки, пользователи активно приобретают подобную продукцию, а разработчики пошли дальше, и создали более универсальный вариант.
Литий-полимерные батареи
В этих продуктах опасный электролит заменили на полимер. Стоимость продуктов снизилась, правда, мощность не слишком увеличилась. После появления таких аккумуляторов, у дизайнеров стали развязаны руки, это позволило им создавать продукты различной формы и дизайна.
На заметку! Приблизительно в этот период появились сверхтонкие модели с встроенными несъемными аккумуляторами.
Минус любых современных девайсов в том, что постепенно они «стареют». Постепенно аккумуляторы теряют свою емкость.
Когда можно пользоваться быстрой зарядкой
Перед покупкой Quick Charger (быстрой зарядки) требуется убедиться, что она поддерживается используемым смартфоном. Информация об этом указана в технических характеристиках к телефону.
Ускорение восполнения энергии работает до 60-70%, а дальше зарядка проходит в обычном темпе. Quick Charger обладает большей мощностью по сравнению с традиционными изделиями:
- классическое ЗУ имеет напряжение 5 В и силу тока до 2.5 ампер;
- напряжение в аналоге с быстрым зарядом может достигать до 20 В и обладать силой тока до 5 ампер.
Энергия АКБ расходуется с той же скоростью, что и при заряде телефона обычным ЗУ. Применение Quick Charger оправдано, когда нужно быстро восполнить объем батареи на 60-70% или менее.
Чтобы продлить автономность телефона, необходимо знать рекомендации по зарядке его аккумулятора. Если источник питания восполняется неправильно, это приводит к его быстрому износу и снижению продолжительности работы смартфона.
Действия в экстренной ситуации
В случае если произошло возгорание Li-ion или Li-pol АКБ следует помнить, что это химическое горение, т.е. порошковые и углекислотные огнетушители будут неэффективны, в такой ситуации необходимо как можно быстрее залить его водой, это снизит температуру, и остановит реакцию. В случае если воды не оказалось под рукой, то самым правильным решением будет убедиться в отсутствии горючих предметов рядом с аккумулятором, и дать ему выгореть, отойдя на безопасное расстояние.
печально известный galaxy note 7. Последствия самовозгорания батареи. |
Стоит отметить, что литиевые аккумуляторы продолжают совершенствоваться, с каждым годом производители стараются делать их не только более емкими, но и более безопасными (защитные клапаны, встроенные платы защиты). В общем и целом, при соблюдении простых правил, литиевые аккумуляторы являются надежным и безопасным источником хранения энергии с массой преимуществ.
Особенности Li-ion батарей
В подобной батарее основа отрицательного электрода представлена углеродсодержащими веществами со структурой, упорядоченной полностью, либо частично. Исходя из материала будет изменяться процесс интерполяции Li в C. Положительный электрод, как правило, выполнен из кобальта или оксида никеля.
Аккумуляторы (АКБ) Li-ion не позволяют безгранично превышать уровень заряда.
АКБ имеют достаточно высокие характеристики, отличные у разных изготовителей. Номинальное напряжение 3,7−3,8 В при максимуме 4,4 В. Внутреннее сопротивление от 5 до 15 мОм/1Ач. Энергетическая плотность 110−230 Вт*ч/кг.
Зарядка проходит в 2 стадии:
- До конкретного момента течёт предельно высокий зарядный ток.
- Как только достигнуты рабочие характеристики, ток постепенно понижается до 3% от наибольшей величины.
Достоинства:
- большая плотность разрядных токов и накопившейся энергии;
- выдача более высокого напряжения;
- наименьший саморазряд – 4–6% за мес., 10–20% за год;
- полная зарядка, а затем разрядка до конца после приобретения новой батареи не требуются;
- рабочий ресурс около 10 лет;
- возможна регулярная небольшая подзарядка;
- большой разброс рабочих температур – от -20 до + 50 °С;
- эффективно сохраняет энергию, потеря не больше 5% накопленной ёмкости в мес.;
- можно долго хранить в рекомендуемых изготовителем условиях;
- возможно создавать Li-Ion батареи разных форм и габаритов;
- малая масса;
- большой запас рабочих циклов разряда-заряда (более 1000);
- лёгкость в применении и уходе.
Минусы:
- повышенная восприимчивость к режиму разряд-заряд, в связи с чем нужны встроенные элементы для обеспечения безопасности;
- период эксплуатации значительно понижается при неконтролируемой разрядке;
- полный разряд сильно уменьшает время службы;
- при различных температурах разрядка проходит с разной скоростью. Чем она выше, тем больше потеря ёмкости;
- на катоде при неполной зарядке не все ионы успевают преодолевать барьер высвобождения, оставшись в пограничном положении. При разряде они при попытке возвратиться на свою позицию встречаются с подобными частичками. Это негативно влияет на структуру электрода.
- при неполном заряде при разрядке АКБ будут создаваться «микроэффекты» памяти. Это обусловлено динамикой ионов, которая сильно ухудшится.
Эксплуатация Li-ion батарей
Первую зарядку батареи после покупки новой техники необходимо выполнять после полного разряда. То есть заряжать его сразу не нужно, необходимо довести прибор до выключения, а потом зарядить полностью.
При эксплуатации устройств с литий-ионными батареями необходимо следить за местом их нахождения
В холодную и жаркую погоду важно контролировать температуру батареи, не допуская перегрева (переохлаждения). Для этого существуют специальные программы, с помощью которых отслеживаются показатели
Работа при температуре выше 30°C сказывается на способности батареи держать емкость. Уровень падает с 100% до 80%. Когда устройство полностью зарядилось, следует отключать его от источника тока. В противном случае емкость аккумулятора со временем будет снижаться, и батарея выйдет из строя.
График, демонстрирующий взаимосвязь времени и постепенного разряда аккумулятора.
Современные блоки питания способны минимизировать поступающий ток после полного заряда. Однако такая функция не дает гарантии сохранности аккумулятора. Заряжать устройство необходимо при отметке 30-50%. Постоянная полная разрядка сопровождается выделением тепла в большем объеме, это негативно сказывается на состоянии батареи.
Не стоит подключать к питанию устройства, которые работали в стрессовом режиме и получили перегрев. В этом случае необходимо дождаться, пока температура снизится, и только после этого ставить заряжаться.
Для устройств, которые допускают извлечение батареи, отличным решением является приобретение резервного аккумулятора. В этом случае время работы приспособления возрастает в 2 раза. Когда основной аккумулятор разряжается, в устройство помещается запасной элемент. Удобно решение для техники, которая быстро нагревается, так как сменное устройство дает время основному остыть.
Калибровка
Выделяют 2 метода калибрования:
- ручной;
- программный.
Калибровка производится по схеме: полный разряд-полный заряд аккумулятора. Необходима процедура для восстановления показателей и корректной работы контроллера.
Схема буферной зарядки аккумулятора и диаграмма, иллюстрирующая цикл заряда-разряда.
Второй метод отображает больше информации и позволяет осуществить дополнительные программные манипуляции. В остальном оба способа различий не имеют.
Вначале необходимо в стандартном режиме разрядить технику до выключения. Затем подключить к заряднику. Во время процедуры печатная плата батареи определяет предельные рамки зарядки и разрядки, это необходимо для предотвращения сбоев в дальнейшей работе.
Заряжают аккумулятор оригинальным прибором, который шел в комплекте с техникой. Отключать от сети устройство можно, когда индикатор заряда покажет 100%. Для достижения максимальной рабочей емкости рекомендуется провести 2-3 повторных цикла «разряд-заряд».
Источник
Условия эксплуатации
Несмотря на ряд преимуществ, литий-полимерная АКБ требовательна к условиям использования.
Как правильно заряжать литий-полимерный аккумулятор и рекомендации по безопасной эксплуатации:
- не подавать заряд, напряжение которого превышает на 4.20 вольт (если накопитель состоит из нескольких банок, то напряжение считается для каждой из них);
- избегать короткого замыкания;
- не допускать нагрузку, нагревающую батарею на 60°С и выше или перегрузку токами;
- не допускать разряд ниже напряжения 3.00 вольт;
- избегать нагревания выше 60°С во время эксплуатации или хранения;
- не хранить в разряженном состоянии;
- не нарушать целостность оболочки аккумулятора, не допускать разгерметизации.
Превышение допустимой температуры, перегрузка аккумулятора или короткое замыкание могут спровоцировать возгорание или взрыв батареи. Неправильные условия хранения, эксплуатация при слишком низких температурах, пренебрежение рекомендациями по зарядке устройства могут привести к снижению емкости накопителя и более быстрому выходу из строя.
Телефон на морозе рекомендуется носить в наиболее теплом месте. Так разряд батареи будет удерживаться максимально долго. Если необходимо запустить радиоуправляемую модель в минусовую температуру, перед эксплуатацией необходимо нагреть накопитель до комнатной температуры (15—20°С), предварительно подержав некоторое время в машине или в теплом помещении.
Как заряжать Li-ion аккумулятор шуруповёрта и другие важные правила его эксплуатации
Помните —Li—ionдо противоположности отличаются отNi—Cd!
Ставьте Li-ion на зарядку уже при остаточном заряде 20-50%.
Важно! Нельзя допускать разряда Li-ion ниже 10-20%. Это критическая величина
Чем меньше разряд, тем дольше Li-ion будет работать —
- Li-ion работает оптимально в диапазоне от -10 до +45°С. Заряжать при температуре от +10 до +30°С.
- 1 раз в 4 месяца проводите полный цикл разряд-заряд для калибровки датчика уровня заряда в контроллерах аккумуляторов. То есть разряжайте почти до 100% и ставьте на зарядку на 12 часов.
- Хранить Li-ion нужно на заряде 40-60%. Хранить заряженные на 100% Li-ion нельзя, так как он в этом случае навсегда потеряет 20% емкости за 3 месяца. При правильном хранении – при заряде 40-60% — Li-ion безвозвратно потеряет за те же 3 месяца всего 1% емкости.
- Если шуруповёрт укомплектован двумя Li-ion, то один зарядите до 40-60% и храните как резервный. Раз в месяц используйте его как рабочий – заряжайте до 100%, разряжайте до 40-60% и снова оставляйте на хранение. Второй Li-ion — основной рабочий. Поработали — в конце каждого дня ставьте его на подзарядку, даже если он разряжен менее чем на 10%.
Резервный Li-ion применяйте в случае если основной рабочий Li-ion разрядился в результате интенсивной работы и нет времени ждать его зарядки.
Вот и все. Теперь вы знаете как заряжать Li-ion аккумулятор для шуруповерта.
Я вручил такую каждому столяру, да еще повесил в цехе на доску объявлений.
И вот еще может быть вопрос – почему я перешел с Ni-cd на Li-ion аккумуляторные шуруповёрты?
Вот преимущества Li-ion аккумуляторов перед Ni-cd:
- минимум в 2 раза большая удельная емкость;
- саморазряд меньше в несколько раз;
- отсутствие эффекта памяти, что дает возможность дозарядки в любой момент;
- выдерживает в среднем в два раза больше циклов «заряда-разряда», то есть проживет в два раза дольше.
Есть ли недостатки?
- Li-ion подвержены старению. Ну так а Ni-cd вечные что-ли? Тоже стареют.
- у Li-ion низкая устойчивость при работе в условиях низких температур. Всё это в прошлом. Сейчас Li-ion делают такие, что они работают и при -10°С стопудово. А в некоторых источниках указывается, что и при -30°С могу работать;
- Li-ion требуют использования только оригинального зарядного устройства. Ну а что тут такого? Все шуруповерты продаются как раз со своим оригинальным ЗУ в комплекте.
- у Li-ion высокая стоимость. Да вот уже не сказал бы. Недавно заходил в магазин. Ni-cd аккумуляторов ниже 1 т.р. не видел. А на AliExpress можно целый шуруповерт купить с Li-ion за 3 т.р.
Ну и, наконец, если вы работаете с шуруповертом профессионально – не сомневайтесь особо – рассыпется он одновременно с Li-ion батареей. Так что покупать отдельно Li-ion аккумулятор скорее всего не придется.
Как раз при разумном невандальном использовании на пару-тройку лет должно шуруповерта хватить.
И, да, еще одно важное правило. Не экономьте на мощности шуруповерта
Она соответствует вольтажу батареи. Берите с Li-ion батареей на 20 вольт минимум. Крутить будет как зверь.
А кУпите слабенький – толку мало от него будет, и радости от копеечной экономии не будет тоже.
Я вообще набрал шуруповертов с батареями Li-ion на 25 вольт. Столяры не нарадуются. Особенно после Ni-cd на 14 вольт.
Вроде всё. Остались вопросы, не согласны с чем-то – пишите в комменты.
Принцип работы батареи
Чтобы понимать, как правильно заряжать Li-Ion аккумулятор (новый или бывший в употреблении), необходимо рассмотреть принцип его работы. Это позволит оценить необходимость контролировать уровень разряда и заряда устройства.
Ионы лития в аккумуляторе представленного типа перемещаются от одного электрода к другому. В этом случае появляется электрический ток. Электроды могут быть изготовлены из разных материалов. Этот показатель в меньшей степени влияет на эксплуатационные характеристики прибора.
Ионы лития нарастают на кристаллической решетке электродов. Последние, в свою очередь, меняют свой объем и состав. Когда батарея заряжена или разряжена, на одном из электродов ионов становится больше. Чем выше нагрузка на металлические элементы конструкции, которую оказывает литий, тем короче будет срок эксплуатации прибора. Поэтому лучше не допускать высокого процента оседания ионов на одном или другом электроде.
Хранение
Чтобы батарея проработала максимально долго и эффективно, нужно рассмотреть также вопрос, как правильно зарядить Li-Ion аккумулятор для хранения. В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда прибор для питания техники временно не эксплуатируется. В этом случае его нужно правильно подготовить для хранения.
Аккумулятор заряжают до 50%. В таком состоянии его можно хранить достаточно долго. Однако температура окружающей среды должна быть около 15 ºС. Если она повысится, скорость потери батареей своей емкости будет увеличиваться.
Если аккумулятор нужно хранить достаточно длительное время, его нужно раз в месяц полностью разряжать и заряжать. Батарея набирает 100% своей заданной емкости. Затем прибор снова разряжают и заряжают уже до 50%. При регулярном проведении такой процедуры можно хранить аккумулятор очень долго. После этого он будет полностью пригоден для эксплуатации.
Рассмотрев, как правильно заряжать Li-Ion аккумуляторы, можно значительно продлить срок эксплуатации батареи этого типа.
Способы восстановления АКБ
Восстановление аккумулятора малым током
Начнём с одного из наиболее распространённых способов восстановления аккумулятора. Он отлично справляется с небольшой сульфатацией и повышенным разрядом батареи. Для него вам понадобится только зарядно-восстановительное устройство и немного дистиллированной воды.
Суть метода: аккумулятор длительно, но с небольшими перерывами заряжают током малой силы. На практике это выглядит следующим образом:
- Аккумулятор ставят на зарядку в обычном режиме, предварительно долив в него дистиллированной воды немного выше обычного уровня. Учтите, если вы собираетесь оживить АКБ после сульфатации, предварительно необходимо восстановить клеммы на аккумуляторе. Проще говоря, их нужно почистить. Продолжают зарядку до тех пор, пока не начнётся заметный процесс газообразования. Потом батарее дают «отдохнуть» в течение 20–30 минут.
- После перерыва снова включают зарядное устройство, но в этот раз ток уменьшают практически в 10 раз. Он должен равняться приблизительно одной сотой от заявленной мощности аккумулятора. То есть для АКБ ёмкостью 120 А/ч понадобится сила тока 1,2 А/ч. И вновь заряд длится до начала газообразования, после чего делается двадцатиминутный перерыв.
- Далее процесс повторяют несколько раз. Обычно для того, чтобы провести реанимацию аккумулятора, достаточно 8–10 циклов зарядки.
Метод обратной зарядки
Этот метод восстановления тоже достаточно прост и вполне может быть выполнен своими руками. Правда есть одно НО. Необходим сильный источник тока. Например, сварочный аппарат. Напряжение должно быть не менее 20 вольт, а сила тока – 80 ампер.
Сама же технология чрезвычайно проста: к отрицательной клемме АКБ подключаем положительную клемму источника питания и, наоборот, к положительной клемме – отрицательную. После этого включаем зарядное устройство.
Во время проведения обратной зарядки аккумулятор может закипеть. Не волнуйтесь, это нормальное явление при данной процедуре.
Зарядка АКБ от сильного источника должна длиться ровно полчаса. После чего сливается электролит, а сама батарея тщательно промывается горячей водой и ставится на обычную зарядку (естественно, после того как вы зальёте новую кислоту). И через 24 часа ваш аккумулятор готов к работе.
Восстановление в дистиллированной воде
Этот метод по праву можно назвать экспресс-восстановлением аккумуляторной батареи даже после глубокого разряда. Дело в том, что вся процедура занимает не более часа. Правда, для её проведения потребуется раствор под названием Трилон Б. Это жидкость, состоящая из 5 % аммиака и 2 % трилона. Приобрести её можно практически в любом автомагазине.
Оживить старый аккумулятор в домашних условиях в дистиллированной воде можно следующим образом:
- сливаем электролит;
- промываем АКБ дистиллированной водой;
- заливаем раствор Трилон Б;
- в течение часа в АКБ происходит процесс десульфатации;
- несколько раз промываем аккумулятор дистиллированной водой;
- заливаем новый электролит;
- заряжаем аккумулятор обычным способом.
Как видите, таким образом достаточно просто восстановить АКБ даже после сильной разрядки.
Замена электролита
Это самый очевидный и лёгкий способ реанимировать старый аккумулятор. Правда, он не подойдёт при серьёзных поломках, например, если нужно восстановить банку в аккумуляторе.
При всей кажущейся простоте способ смены электролита имеет свои тонкости. Недостаточно просто вылить старую жидкость и залить новую. В промежутке между этими действиями аккумулятор следует промыть (опять же отдаём предпочтение дистиллированной воде) и минут на 20 залить горячим раствором воды с пищевой содой. После этого заряжаем АКБ с помощью обычного зарядно-восстановительного устройства и ВУАЛЯ! – ваш старый аккумулятор опять готов к бою.
Конструкция литиевой батареи
По своему внешнему виду li-ion аккумуляторы бывают двух видов. Цилиндрические элементы (на фото, внешне напоминают обычную одноразовую батарейку) и призматические (плоский прямоугольник, например в любом мобильном телефоне).
Конструктивно батарея представляет собой два электрода (плюсовой на основе кобальтата лития и минусовой на основе графита) и пористого сепаратора, который пропитан электролитом.
Химической реакции в чистом виде не происходит. Переносчики заряда ионы лития, которые внедряются в кристаллическую решётку других материалов.
В зависимости от места использования, производители оснащают батарею защитным клапаном, пластиной термической защиты или электронной платой (или все эти устройства вместе).