Делаем ламповый гитарный усилитель своими руками

Динамик и кабинет.

Первое что необходимо запомнить любому начинающему гитаристу,  это простую истину что половина гитарного звука это ГИТАРНЫЙ ДИНАМИК! Выучите это, и многое сразу прояснится. Это то что собственно играет нам в уши. Динамик, и шире динамик в акустическом оформлении,  является самым нелинейным элементом звукового тракта. В нем сосредоточена большая часть нелинейных, интермодуляционных , акустических искажений. Плюс, важная часть особенностей частотной характеристики.

Общепринятым размером динамика для гитары является 12 дюймов. Именно это золотой стандарт, но как не бывает идеальных инженерных решений, так и не бывает идеальных динамиков. Про 12 шки помним простую вещь, что чем выше заявленная мощность динамика, тем громче нужно сделать чтобы он вошел в режим. Тут еще на одну статью, поэтому ограничимся понятием «режим», то есть то, при чем оно все нормально работает. 🙂 Для дома подойдут также 10 дюймовые динамики. Они имеют более зажатую акустическую картину , но как правило входят в режим при более низкой громкости и имеют более компактный размер кабинета. Смотрим по размеру комнаты и расстоянию до источника звука. От 12 нашки лучше сидеть дальше чем от 8ки.

Дальше идем к 8 кам.  Чисто вариант для дома. Врубить чтоб пробрало уже не получится. Отдача в звуке слабая. Но поиграть спокойненько на диванчике еще можно. Исключение составляют  две 8ки. Работают примерно как одна 10ка. 

Дальше продолжать я не буду. Надеюсь что все уже поняли почему не надо даже смотреть в сторону комбиков с динамиком в 4 дюйма…

 
Тут еще следует сказать немного о современных цифровых мыльницах типо Yamaha THR10. Благодаря куче пространственных эффектов, она даже при крошечных перделках на чистом может дать очень приличный открытый звук, но где начинается рок и хеви метал Yamaha кончается. И с ней кончаются и все другие подобные девайсы.
На этом о динамиках закончим, будет подробная статья позже.

Цифровые комбоусилители для электрогитары

В эпоху цифровых технологий появились и цифровые комбики. По сути предусилитель в них заменили на компьютер. Именно в нем стал формироваться гитарный саунд.

Цифровой пред в отдельном корпусе называют гитарным процессором. На фото – популярный сегодня процессор «LINE 6» POD HD500X.

Ламповые, транзисторные и гибридные усилители работают с аналоговым звуком, что ценно. Цифровые же устройства подвергают аналоговый звук электрогитары обработке и преобразуют в цифровой. В этом – ключевое отличие цифровых комбо от всех остальных видов. Зато «цифра» эмулирует звук ламповых и других «собратьев», богата гитарными эффектами.

Перечислим плюсы и минусы цифровых комбиков.

Плюсы:

  • надежность;
  • легкость и мобильность;
  • невысокая цена;
  • эмуляция звука разных комбиков;
  • хорошее звучание на любой громкости;
  • цифровое моделирование звука, всевозможные гитарные эффекты.

Минусы:

  • дурная слава из-за низкого качества цифровых усилителей 90-х годов прошлого века;
  • цифровой звук вместо аналогового.

Цифровые комбики хороши для дома. Они компактны и надежны в работе. Включают комплект гитарных эффектов, что позволяет экспериментировать со звуком. Хорошо звучат на любой громкости.

Сегодня известные производители усилителей для электрогитары – «Fender», «Marshall», «Line 6», «Roland», «Vox», «Yamaha», «Peavey», «Randall» – выпускают комбики разных видов с применением цифровых технологий. Поэтому современные приборы еще называют «смешанными».

Примеры звука

Исходный «опорный» звук – просто запись в линию.

· Запись в линию

Через лампу:

· Запись через лампу

Чувствуется, что звук стал более прозрачным, ярким. Играл через такой преамп долгие годы в транзисторный комбик; однажды воткнулся напрямую и поразился – настолько мутным показался звук без лампы. Перейдя на ламповый комбик, ламповый преамп снял с «боевого дежурства» – там от его применения эффекта нет.

При использовании нескольких примочек втыкайте данный преамп после полупроводникового овердрайва – в этом случае звук станет более читаемым. Также хорошие результаты показал он на басу: звук становится более ярким, в особенности с бриджевого датчика; басить при этом нисколько не мешает.

А сейчас небольшая попытка теоретического изыскания.

https://youtube.com/watch?v=4Nad0IftCiU

Как выбрать комбоусилитель

Итак, вы осознали необходимость приобретения первого гитарного комбоусилителя. Рассмотрим основные характеристики моделей, на которые стоит ориентироваться при выборе.

1. Мощность

Это, пожалуй, самая важная характеристика комбика, от которой следует отталкиваться. Поэтому первый вопрос, на который необходимо ответить перед покупкой: для чего мне комбоусилитель?

  • Если вы планируете использовать комбоусилитель для домашних репетиций, то лучше выбрать компактную модель мощностью 10 – 30 Вт.

  • Если вы планируете репетировать с группой, то мощность комбика должна быть не менее 50 Вт, чтобы его было слышно одновременно с ударной установкой. Обычно для репетиционных баз приобретают модели мощностью 50 — 150 Вт.

  • На концертных площадках используют комбоусилители мощностью более 1000 Вт.

  Стоит иметь в виду, что мощность ламповых комбиков оказывается на деле «мощнее» транзисторных и цифровых. То есть цифры одни, а ощущения разные. Так ламповый усилитель мощностью 5 Вт соответствует по звуку, например, транзисторному усилителю в 15 Вт.

2. Схема

Мы уже говорили о преимуществах и недостатках ламповых и транзисторных усилителей. Поэтому при выборе комбика по этому параметру стоит прежде всего оценить свои финансовые возможности. Ламповые гитарные усилители сходной мощности обычно гораздо дороже других представителей, что объясняется качеством звука. И, несомненно, ламповые устройства стоят своих денег, но не всегда они нужны, например, в домашних условиях. Для домашних репетиций вы вполне можете обойтись недорогим транзисторным комбоусилителем, особенно если вы – начинающий гитарист.

Если всё же в качестве своего первого комбика вы решите купить ламповую модель, то учтите тот факт, что его звуковые «ламповые» особенности раскрываются при громкости не менее 50% от максимума. На небольшой громкости вы не сможете оценить всей прелести его звучания. Таким образом, покупать для дома 50-ваттную модель, не позволяя ей продемонстрировать всю свою мощь, нерационально. Для репетиционной базы – идеально.

3. Производитель

Определившись с мощностью и схемотехникой будущей покупки, стоит обратить внимание на производителей комбоусилителей, потому что модели различных производителей имеют свои нюансы.

Например, комбоусилители FENDER характеризуются чистым и мягким звуком, их оценят исполнители музыки в стилях джаз, блюз, фолк, фанк. А для исполнения рок-музыки больше всего подойдут комбоусилители MARSHALL, которые имеют мощный подавляющий перегруз. Модели KUSTOM совмещают чистый звук, приличную мощность, отличные динамики и невысокую цену, но не могут похвастать звуковыми эффектами, поэтому их лучше использовать совместно с дополнительными педалями. Также с годами получили признание модели таких производителей, как IBANEZ и HUGHES&KETTNER. Вышеназванные комбоусилители заработали себе имя, благодаря отличному соотношению цены и качества. 

4. Наличие дополнительных эффектов и функций

Разные модели могут существенно отличаться: от совсем «пустого» комбика до навороченного со встроенным процессором эффектов, аудиоинтерфейсом и возможностью настройки через смартфон. Обычно комбоусилитель имеет трехполосный эквалайзер, овердрайв и реверберацию. Как правило, качество встроенных эффектов у недорогих моделей не радует, поэтому лучше использовать отдельные педали эффектов, которые дают более качественный и чистый звук, тем более это удобнее при игре на гитаре.

Подводя итог, можно сказать, что если вы начинающий музыкант и выбираете свой первый комбоусилитель, то берите любой усилитель, звук которого вам понравится, это может быть и недорогой транзисторный комбик. Но если финансы позволяют, побалуйте себя качественным ламповым аппаратом, чтобы почувствовать себя настоящим гитаристом, выдавая мощный и глубокий гитарный звук!

https://youtube.com/watch?v=2j6msTWzVcY

https://youtube.com/watch?v=jnbbVmDPFyA

Простой ламповый гитарный усилитель

После того как я смастерил своему приятелю
ламповый преамп.
Он попросил меня сделать простенький гитарный усилитель.
Уж очень ему понравилась новое звучание его старого инструмента.
По его мнению, если сравнивать не дорогой транзисторный комбик с
самопальной лампой, то последняя рвет транзистор как Тузик грелку.
Я склонен ему верить. Ведь как говорил один человек, из просмотренного
мной когда-то
видеоролика,
– «Она лампа, сука. Она звучит. Как… как не странно». 🙂

Поискав на просторах интернета схему гитарного усилителя я к сожалению, не нашел того,
что мне было нужно. Возможно плохо искал.
Но мне попадались либо сложные схемы типа
Marshall JCM800,
либо
очень простые,
либо что-то
комбинированное.
Поэтому, в качестве эксперимента, я решил совместить тембр-блок от Marshall с оконечником от чего-то более простого.

К сожалению, не могу представить инструментальный анализ работы блока, но на слух
он ощутимо меняет характер звучания во всем диапазоне. Резистор R9
ограничительный т.к. при максимальном усилении на выходе имеют место быть заметные
искажения. Обвязку 6П14П можно назвать стандартной. Резистором R14 также нужно
скорректировать усиление выходного каскада. Резисторы R4 и R13 надо подбирать
таким образом, чтобы напряжения на катодах было в интервале 1.5…2V, а резистор R15
подбирать так, чтобы на катоде 6П14П было 5.5…6 V. Резистор R2 подбирается
по усилению первого каскада от 100 кОм до 1МОм.

А вот с блоком питания я немного намудрил, установив кенотрон 6Ц5С. Так как никаких
принципиальных улучшений звука я не почувствовал, то можно сказать, что установил его
исключительно для красоты. Всё-таки три лампы это не две лампы. Более того, с
кенотроном начитаешь не только слышать, но и ощущать теплоту лампового звука. 🙂
Что касается фильтрации анодного напряжения, то тут я не стал изобретать велосипед
и применил уже хорошо зарекомендовавший себя электронный дроссель. IRF830 у меня
не оказалось и я поставил то, что имелось под рукой из подходящих транзисторов
(STW12NK90Z).
Радиатором для него служит сам корпус. Это хорошо видно на фотографии.
Если в место кенотрона ставить полноценный диодный мост, то емкость C1 можно увеличить, поставив 220х350V.

Силовой TorAN 40 и выходной TorSE 5 я заказывал в
Истоке.
Лампу 6Н23П смело можно менять на более дешевую 6Н2П или если не
устанавливать кенотрон, то на 6Н1П. Анодные и катодные резисторы
лучше взять 05Вт. и только катодный для 6П14П не менее 2Вт.
Переменные резисторы одинарные общего назначения.
Вообще я не ставил себе цель сделать аппарат класса HI END
и к деталям не предъявлял никаких особых требований.

Корпус и колпаки трансформаторов мне помогли сделать на заводе сварив из
листовой 2,5мм-ой нержавейки. Все проходы проводов через металл заизолированы резиновыми вставками.

Под трансформаторы подложены пластиковые прокладки чтобы
исключить возможность замыкания обмоток на корпус.

Нижняя крышка из фольгированного стеклотекстолита крепится
на специальных кронштейнах. Ножки взяты от какой-то древней аппаратуры.

И конечно куда ж без деревянных боковушек. Без них усилок вообще работать не должен. 🙂

Вот окончательный вариант, переданный мной приятелю.

Вот и все. Заказчик остался доволен. Усилитель не фонит совсем. Звук живой и приятный.
А главное если не заморачиватся с корпусом, а использовать готовый, то усилитель
можно сделать за пару дней. Конечно при условии, что на руках все комплектующие.

К моему большому сожалению разводка платы была утеряна.
Поэтому в прилагаемых файлах только схема в формате spl7.

20.10.16

Дополнение.

В процессе эксплуатации усилителя был отмечен сильный нагрев силового трансформатора.
Собственно говоря, по расчетам нагрузок этот транс только-только подходит для питания этой схемы.
Греется он конечно сильно, но рука держит, а значит ничего страшного не происходит.
Но на всякий случай тому, кто захочет повторить схему, лучше взять трансформатор хотя бы ватт на 50
и отказаться от кенотрона в пользу диодного моста. Для лучшего охлаждения трансформаторов
в колпаках были сделаны отверстия в нижней и верхней частях.

03.11.16

Вот как-то так. Если вдруг найдете в статье неточности или заблуждения.
Напишите мне об этом.
Я подправлю.

Приложение:
Скачать схемы.

Главная
| Обсудить на Di-Elektro
|

Электрогитара и комбик: баланс по качеству

При выборе комбоусилителя целесообразно помнить: инструмент и усилитель – та пара, которая внутри себя должна быть соотносима по качеству. Нет смысла вкладывать деньги в дорогой усилитель при посредственном инструменте и – наоборот. Плюс к тому надо помнить: вне зависимости от уровня аппаратуры, звук будет зависеть во многом и от ваших рук.

Итак, теперь вы знаете, что такое комбик, какие его виды бывают, в чем их плюсы и минусы. Надеемся, что статья поможет совершить правильный выбор. Если же у вас остались вопросы и сомнения, то смело обращайтесь за консультацией в нашу школу. Будем рады помочь.

Какой формы бывают гитарные усилители

Сейчас гитарные усилители выпускаются в трех основных формах:

  • Стэк;
  • Комбо;
  • Рэковые юниты.

У каждой есть свои преимущества и недостатки.

Стэк. Голова + кабинет

СтэкСтэк – это гитарный усилитель в формате голова (Head) и кабинет (Cabinet).

Головой называется прибор, в котором отсутствует встроенный динамик.

Гитарный усилитель типа голова

Кабинет – это несколько размещенных в фанерном ящике динамиков.

Гитарный кабинет

Кабинеты различаются по количеству динамиков и их размеру. Например, 4*12 обозначает, что в кабинете четыре 12-дюймовых динамика.

Фулл –стэком называется конструкция из головы и 2 кабинетов 4*12.

Фулл-стэк

Халф-стэк – это 1 голова и 1 кабинет с любым количеством динамиков.

Халф-стэк Преимуществом этой формы гитарного усилителя является независимость компонентов. В поисках своего звучания вы можете менять кабинеты с динамиками по своему желанию.

Главный недостаток –неудобная транспортировка всей этой громоздкой конструкции.

Комбоусилитель

Комбоусилитель FenderКомбоусилитель (комбик, комбарь, комбо) – это форма гитарного усилителя, в котором все компоненты (преамп, оконечник и динамик) собраны в одном приборе.

Удобство комбика заключается в его мобильности. Недостатком – отсутствие возможности быстрой замены компонентов.

Если в стэке вам просто нужно переключить не устраивающий вас кабинет, то в комбо вам придется выпаивать, а затем ставить новый динамик.

Впрочем, это редко требуется, потому что производители подбирают наиболее подходящие динамики к конкретному усилителю.

Рэковые юниты

Рэковые юниты Эта форма гитарного усилителя является разновидностью стэка. Разница заключается в форм-факторе. Также в виде отдельных рэковых юнитов выпускаются предусилители и оконечники. Это позволяет гитаристу самому собрать свой собственный усилитель, основываясь только на личных пожеланиях.

Приборы устанавливаются и коммутируются в специальной рэковой стойке.

Их удобно перевозить и не нужно каждый раз собирать заново. Кроме того, гитарист может поменять преамп или мощник, добавить еще один или собрать многоканальный усилитель.

Лучшие ламповые комбоусилители для дома

Подобные модели отличаются мягким звучанием и базовой функциональностью. Они наиболее распространены в бюджетной ценовой категории, отличаются устойчивостью к замыканиям различного рода и чистотой передачи сигнала.

Orange Crush 35RT

4.9

★★★★★

оценка редакции

92%

покупателей рекомендуют этот товар

Модель оснащена динамиком мощностью 35 Вт и пружинным ревербератором, что обеспечивает воспроизведение громкого и объемного звука в любом помещении. Для удобства музыканта доступно переключение каналов с помощью педали.

Встроенный тюнер облегчает настройку инструмента, а разъем для подключения наушников упрощает игру в любой обстановке. Функция эквалайзера и контроллер настройки уровня перегруза гарантируют наиболее точную регулировку звучания.

Достоинства:

  • объемный звук;
  • гибкая настройка;
  • отсутствие колебаний сигнала;
  • функция звукозаписи;
  • небольшие габариты.

Недостатки:

высокое энергопотребление.

Orange Crush стоит приобрести для эксплуатации не только в домашних условиях, но и на выезде. Многофункциональность и индивидуальная настройка прибора обеспечивают комфортную игру новичкам и профессионалам.

Joyo JTA-05

4.9

★★★★★

оценка редакции

90%

покупателей рекомендуют этот товар

Использование ламп 12AX7 и 6VGT в предусилителе и усилителе, а также деревянная конструкция корпуса обеспечивают вывод мягкого и теплого звука. Размер динамика составляет 8 дюймов, мощность — 5 Вт. Благодаря компактным габаритам устройство легко перевозится в сумке и может использоваться в любой обстановке.

Конфигурация динамиков — 1х8 при сопротивлении 8 Ом. Наличие двух каналов позволяет выводить как чистый звук гитары, так и добавлять к нему различные эффекты. Качество аудиосигнала не ухудшается при повышении уровня громкости, что гарантирует стабильную работу под большой нагрузкой.

Достоинства:

  • компактность;
  • удобство использования;
  • быстрое подключение;
  • стабильная работа на любой громкости;
  • возможность добавления эффектов;
  • низкая цена.

Недостатки:

тяжеловат.

Joyo JTA-05 подойдет любителям как размеренной, так и интенсивной игры на электрогитаре. Доступное решение для использования дома или во время выступления перед публикой.

Blackstar HT-1R MKII

4.8

★★★★★

оценка редакции

88%

покупателей рекомендуют этот товар

Главной особенностью модели является поддержка технологии Infinite Shape Feature. Она обеспечивает гибкую настройку звучания с помощью одного регулятора, гарантирующего контроль тембра и удобную эквализацию. Два независимых друг от друга канала могут переключаться во время игры, а USB-выход позволяет подключить к устройству MP3-плеер или смартфон.

К другим возможностям усилителя следует отнести стереофоническую реверберацию для вывода объемного и глубокого звука. Компактные габариты и вес в 6 килограммов облегчают транспортировку прибора для использования в любом удобном месте дома.

Достоинства:

  • широкие возможности настройки;
  • эмулируемый выход динамиков;
  • чистый звук;
  • малые габариты;
  • низкая стоимость.

Недостатки:

невысокий уровень громкости.

Blackstar HT-1R MKII готов к использованию в любительской студии или дома. Его стоит приобрести для комфортного обучения игре или качественной записи композиций.

Yerasov GTA-15J

4.7

★★★★★

оценка редакции

85%

покупателей рекомендуют этот товар

Удобство подключения дополнительного оборудования и использования комбоусилителя обеспечивают линейный вход, сетевой тумблер, индикатор рабочих состояний, а также плавная регулировка громкости и тембра.

Входная мощность — 30 Вт, импеданс 8 Ом. Использование сетевого предохранителя обеспечивает стабильную работу прибора при перепадах напряжения и защищает его от перегрузки.

Достоинства:

  • удобная настройка;
  • отсутствие шумов;
  • четыре выходных разъема;
  • долговечность;
  • низкая цена.

Недостатки:

отсутствие эффекта дисторшн.

Yerasov GTA-15J используется совместно с различным оборудованием. Доступный выбор для домашней игры на электрогитаре.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

12 лучших гитарных тюнеров

Виды комбоусилителей

В зависимости от элементов, входящих в принципиальную схему, все гитарные комбо можно разделить на:

  • ламповые

  • транзисторные

  • цифровые

  • гибридные.

Рассмотрим их более подробно.

Ламповый комбик – мечта каждого гитариста, возведенная в культ. Это наиболее старый класс усилителей, в них до сих пор используются радиолампы и схемы, которые выдают мягкий, чистый, приятный слуху гитарный звук. Особенно это касается чистого звука. «Перегруженный» ламповый усилитель считается эталоном «тяжелого» звука.

  

Главным достоинством ламповых комбоусилителей является так называемый «теплый ламповый звук» и идеальный «перегруженный», поэтому профессионалы чаще всего предпочитают именно их.

Из недостатков стоит отметить: стоимость (они существенно дороже транзисторных), большой вес, хрупкость (а значит и особые условия транспортировки), а также необходимость регулярной и своевременной замены ламп.

Транзисторные комбоусилители являются самыми популярными, что обусловлено их ценовой доступностью. Из достоинств данного вида комбиков можно выделить их неприхотливость в эксплуатации, невысокую стоимость, небольшой вес и надежность. Звук таких комбо нельзя отнести к недостаткам, но он, несомненно, уступает ламповым комбо, что особо чувствуется при большой мощности и высокой громкости. Несмотря на это, для домашних занятий всё же рекомендуется приобретать именно транзисторную модель.

Цифровые или моделирующие комбоусилители используют цифровую эмуляцию классических ламповых схем. Это достаточно новый вид комбиков, которые ещё совсем недавно не могли похвастать качественным звуком, он был неестественным, но современные модели звучат весьма убедительно и могут составить конкуренцию другим видам комбиков. Также несомненным достоинством является наличие у подобных аппаратов встроенного процессора эффектов.

В гибридных моделях комбоусилителей встроен ламповый предусилитель и транзисторный усилитель мощности. Подобные комбо являются компромиссом между дорогими ламповыми и бюджетными транзисторными аппаратами.

Ламповый усилитель Hi-End своими руками

Перед началом монтажа необходимо разобраться с некоторыми правилами для сборки такого рода приборов. Нам необходимо будет применить основной принцип монтажа ламповых приборов – минимизацию креплений. Что это значит? Вам нужно будет отказаться от монтажных проводов. Конечно, это не везде получится сделать, но их количество необходимо свести к минимуму.

В хорошем ламповом усилителе Hi-End применяются монтажные лепестки и планки. Они используются в виде дополнительных точек. Такая сборка называется навесной. Также вам нужно будет распаивать резисторы и конденсаторы, которые находятся на ламповых панелях. Крайне не рекомендуется использовать печатные платы и собирать проводники так, чтобы получились параллельные линии. Таким образом сборка будет выглядеть хаотичной.

Виды комбоусилителей

Гитарные комбики различаются по схемотехнике, то есть по тем компонентам, из которых они собраны.

Ламповые комбики для электрогитары

Классикой гитарного усиления являются ламповые комбики. Основным элементом, обрабатывающим и искажающим сигнал, являются электронные вакуумные лампы.

Звук лампового усилителя теплый и наиболее приятный для человеческого уха. Кроме того, «лампа» отзывчива к динамике игры на электрогитаре и точно передает все нюансы звукоизвлечения.

Искажения (перегруз), которые создают вакуумные лампы, обладают естественной сатурацией и богата гармониками и обертонами.

Главным недостатком ламповых усилителей является их дороговизна и сложность технического обслуживания. Лампы нужно регулярно менять, а стоимость подобранной пары ламп начинается от 1500 рублей.

Транзисторные комбоусилители

Транзисторные (или твердотельные) усилители были придуманы как замена дорогостоящим ламповым аппаратам. В этих комбиках применяются специальные технологии эмуляции звучания ламп. Транзисторные усилители дешевле и проще в обслуживании, но в звучании значительно уступают «лампе».

Большинство гитаристов начинает именно с таких аппаратов.

В отличие от «лампы» звук транзисторов резкий и не такой объемный.

Тем не менее, есть и транзисторные усилители, звучащие на высочайшем уровне. Например, Roland Jazz Chorus, Sunn Beta Lead, Orange Crush Pro. Но стоимость таких аппаратов сравнима с ламповыми аналогами.

Гибридные комбоусилители

Гибридными называют комбоусилители, в которых преамп и оконечник имеют разную схемотехнику. Чаще всего это ламповый преамп и транзисторный мощник.

Гибридные усилители звучат лучше транзисторных, но все же уступают «лампе».

Цифровые комбоусилители

В цифровом комбике звук моделируется электронными чипами. Фактически это процессор с динамиком. Чаще всего в цифровой комбик встроено несколько различных эффектов.

Такие аппараты являются самым дешевым решением и обладают наименее внятным звуком из всех.

Топ-5 лучших маломощных ламповых усилителей

Если бюджет вам позволяет, то советуем обратить внимание на эти ламповые комбики. Они маломощные (до 15 Вт), но могут отлично звучать и на домашней громкости и раскачать небольшой зал

Vox AC-15

Классический «британский» звук. Идеальное решение для тех, кто играет блюз или поп-музыку.

Гитарный комбоусилитель VOX AC-15

Orange TT15C

Комбик Tiny Terror подойдет почти всем. Он отлично дружит с педалями, так что любители тяжелой музыки смогут «разогнать» его до нужного уровня гейна.

Гитарный комбоусилитель Orange Tiny Terror

Fender Blues Junior

Полупрофессиональный усилитель, обладающий характерным фендеровским звучанием. При этом комбик может хорошо звучать и дома.

Гитарный комбоусилитель Fender Blues Junior

Laney VC-15

Еще один типичный «британский» усилитель. Обладает очень приятным родным перегрузом. Его звук оценят любители классического рока.

Гитарный комбоусилитель Laney VC-15

Ibanez TSA-15A

Этот усилитель имеет встроенный эффект овердрайва Tube Screamer. Лучшее его применение – хард-рок и хэви-метал в духе 80-х.

Гитарный комбоусилитель Ibanez TSA-15

И немного о фирмах производящих гитарные усилители

Fender

Старейшая и одна из самых уважаемых фирм – производителей гитарных усилителей зародилась в конце сороковых в Северной Америке, начала массовый выпуск гитарных усилителей имени себя в 1947 году. Примечательно что первые образцы усилителей фендер были копиями радиоаппаратуры компании Western Electric. Первоначально на усилителях фендер играли абсолютно все (других гитарных усилителей просто не было). До сих пор чистый звук электрогитары принято сравнивать с Fender Twin Reverb.

Marshall

Основатели британского саунда и мастодонты рокового звука (с этим логотипом знакомы даже те, кто не знает что такое гитарный усилитель вообще). По легенде Джим Маршалл (основатель одноименной компании) копировал схемы усилителей от фендера, но однажды толи допустил ошибку, то ли нарочно изменил схему, в итоге появились самобытные и достаточно узнаваемые ламповые гитарные усилители. Первый серийный Marshall усилитель JTM45 — был копией Fender Bassman ’59 56F-A.

Такой в частности любил знаменитый виртуоз левша Джимми Хендрикс.

VOX

Британская компания «вокс» зародилась в 50-х годах в Британии, их усилители VOX AC 30 и AC15 полюбились не одному поколению рок звезд. Аббревиатура «AC» обозначала, что он работает только от сети переменного тока (Alternating Current) — это было на тот момент революционной идеей.

Mesa/Boogie

Изначально американец Рэндалл Смит занимался доработкой гитарных комбоусилителей фендер. Первый комбо был выпущен в корпусе от Fender Princeton, Смит заменил штатный динамик на динамик побольше, доработал шасси и установил выходной трансформатор от Fender Bassman. Тестировал Смит свой усилитель в местном магазине, в которм по стечению обстоятельств оказался Карлос Сантана которому принадлежит высказывание «Man, that little thing really boogies!» в адрес усилителя Рэндалла. Вопрос с названием был решен). Первый серийный усилитель компания выпускала в 1971 году Snakeskin Mesa 450. Настоящим же прорывом для компании стал случайно открытый эффект тяжелого перегруза усилителя, в результате доработки схемы предусилителя. На основе новой схемы был сделан комбо Mark I.

Следует отметить, что на сегодняшний день фирм производящих гитарные усилители очень много. Но в основе всего лежат разработанные в 50-70 классические схемы, весь секрет тех самых легендарных усилителей кроется именно в том что первые образцы гитарных усилителей и комбо собирались энтузиастами полностью в ручную, в каждый свой шедевр мастер вкладывал частичку себя. Именно этому особо придирчивые ценители гитарного звука стараются заиметь в свой арсенал именно оригинальные (пусть даже лохматых годов) усилители, а не современный ширпотреб и переиздания легендарных усилителей выпущенных в наше время в азиатском регионе.

Компромиссным вариантом на сегодняшний день считаются гибридные гитарные усилители и комбо. Гибридный гитарный усилитель обычно в блоке предусилителя имеет одну или две радиолампы, а блок усилителя мощности строится на транзисторах и микросхемах. Данный тип усилителя – это очередная уловка маркетологов в погоне за покупателями. Звук таких усилителей объективно (по ряду чисто технических причин) хуже чем у ламповых усилителей, зато производитель крупными буквами пишет чтото типа «патентованная технология, истинно ламповое звучание», сами гитаристы шутят про такие приборы: «лампа в нем для подсветки». Нужно уяснить что любая действительно крутая вещь стоит немалых денег, хотя конечно можно тешить себя надеждами что «лампочка» в преампе решает.

Начало

  Итак, вы послушали записи, спросили совета на форуме и нашли схему аппарата, который хотите спаять.Очень-очень желательно найти подробные фото аппарата, выяснить расположение деталей, фирму производителя, мощность резисторов, тип и фирму ламп.На этом этапе есть лазейка уйти от множества проблем: скопировать фирменный аппарат в копейку. За бугром в онлайн магазине можно купить набор «сделай сам», где будет шасси, трансформаторы, фальшпанель… В чем смысл? В том, что можно собрать в него радиодетали лучшего качества, чем у оригинального аппарата, и получить удовольствие от процесса сборки. Стоимость будет в итоге чуть дешевле, чем у фирменного.Трижды подумайте, если хотите на чем-то сэкономить…Но если вы любите усложнять себе жизнь – вот основные способы:

Если схема аппарата слишком большая или вам хочется совместить несколько преампов, вы можете выкинуть лишнее и паять преамп+оконечник. Придется поработать головой и понять как это все работает. Не удивлюсь, если при таком творческом подходе захочется многое сделать по своему. В итоге своих мучений я сделал список приоритетов при построении усилителя с нуля. Всё субъективно, anyway…Приоритеты по мере убывания:

  1. Минимальная длина тракта, схемотехническая и реализованная для получения нужного звука.
  2. Максимальное качество:
    • выходного трансформатора (кроме симуляции бородатого винтажа)
    • деталей сигнальных, анодных, катодных цепей,
    • сигнальных экранированных проводов,
    • пайки и контактных поверхностей
  3. Правильное расположение силовых и сигнальных цепей, сигнальных цепей слабо и сильноточных относительно друг друга (Для этого уже нужно понимать как работают радиоэлементы и какие помехи создают). Экранировка переменников, первой лампы, при неудачной топологии – поиск и экранирование участков, дающих наводку.
  4. Меры по фильтрации питания (сетевой фильтр, качественные электролиты и сопротивление/индуктивность не меньше указанного в схеме).
  5. Минимальное количество контактных соединений (реле, гнезда).Минимальное количество паяных соединений (использование выводов деталей).

По функциональности:

  1. Совместить темброблоки (ТБ) «грязных» каналов в один можно, кроме тех случаев когда вам непременно нужно играть классический визгливый хеви в соседстве с утробным дезом.Чистый же канал имеет другую АЧХ (а гитарные темброблоки при всех ручках в ноль не дают прямой линии, это не параметрический) и пользоваться объединенным ТБ будет неудобно.
  2. Петля эффектов (что это?) на лампе несомненно труЪ, но, как ни странно, нынче не в моде. Многие производители ставят петлю на транзисторах/операционных усилителях («каменную»). Это экономит место и питание, правда если у вас несложный усилитель, городить питание и обвязку каменной петли будет невыгодно.Я предлагаю другой вариант. Сделать разрыв  «preamp out» — «poweramp in», таким образом можно будет включать другой преамп напрямую в оконечник (без буфера петли), а петлю или пружинный ревер можно будет потом подключить (и запитать) отдельным блоком. Для полностью стендового усилителя можно вывести гнездо питания (анодку, накал) для внешних приблуд. Разумеется, втыкать напрямую «preamp out» в блок эффектов чревато последствиями. Как повезет. Втыкание каменных устройств в «poweramp in» не возбраняется, но звучать будет тихо.
  3. Что же делать с многофункциональностью? Все просто и давно известно (не в этой стране, конечно). Делается напольный селектор входов на разные усилители. Соответственно у каждого усилителя свой кабинет.

Читайте англоязычные форумы, не пытайтесь сэкономить (тут негде экономить), используйте давно проверенные рецепты и помните, что главным итогом всего этого должна стать ваша Музыка.