Классификация
По принципу действия предохранители бывают плавкие и автоматические. Первые – это обычные пробки. Они широко применяются в бытовых сетях, поскольку являются последним и самым надежным рубежом защиты. Их вкручивают около счетчика, а цоколь такой же, как у лампы накаливания. После каждого срабатывания перегоревшие пробки следует поменять.
Предохранители устанавливают после счетчика. Вводной автомат, установленный впереди счетчика, должен быть опломбирован, чтобы исключить кражу электроэнергии. Для этого его помещают в бокс с возможностью доступа только к переключателю.
Автоматы подразделяются на следующие типы:
- электромеханические (автоматические выключатели);
- электронные;
- самовосстанавливающиеся.
Наиболее распространены автоматические выключатели (фото выше).
После счетчика электрический ток расходится по линиям в квартире. Главный ввод и каждый контур в отдельности нужно защитить от перегрузок и короткого замыкания (КЗ). В домах старой постройки применяются пробки с тонкими токопроводящими вставками (рис. а). При номинальных параметрах плавкая вставка выдерживает токовую нагрузку. Когда ее значение превышает норму, вставка пробки перегорает и разрывает цепь. Для восстановления схемы перегоревший элемент следует поменять на исправный. Это может сделать своими руками даже не специалист.
Плавкие и автоматические предохранители (пробки)
С аналогичной формой были сделаны автоматические устройства, способные заменить пробки. На рис. б изображен предохранитель автоматический резьбовой ПАР-10, где число обозначает номинальный ток. Для него не требуется при каждом срабатывании заменить плавкие вставки, а восстановление работоспособности обеспечивается нажатием кнопки.
Пример выбора плавких предохранителей
В предыдущей статье мы рассмотрели условия выбора плавких предохранителей. В этой же статье, речь пойдет непосредственно о примере выбора плавких предохранителей для асинхронных двигателей и распределительного щита ЩР1, согласно схеме рис.1 (схема дана в однолинейном изображении). Самозапуск двигателей исключен. Условия пуска легкие. Технические характеристики двигателей приведены в таблице 1.
Рис. 1 – Схема защиты плавкими предохранителями группы короткозамкнутых асинхронных двигателей
Таблица 1 – Технические характеристики двигателей 4АМ
Обозначение на схеме | Тип двигателя | Номинальная мощность Р, кВт | КПД η,% | Коэффициент мощности, cos φ | Iп/Iн |
1Д | 4АМ112М2 | 7,5 | 87,5 | 0,88 | 7,5 |
2Д | 4АМ100L2 | 5,5 | 87,5 | 0,91 | 7,5 |
3Д | 4АМ160S2 | 15 | 88 | 0,91 | 7,5 |
4Д | 4АМ90L2 | 3 | 84,5 | 0,88 | 6,5 |
5Д | 4АМ180S2 | 15 | 88 | 0,91 | 7,5 |
1. Определяем номинальный ток для двигателя 1Д:
2. Определяем пусковой ток для двигателя 1Д:
3. Определяем номинальный ток плавкой вставки предохранителя FU2:
Iн.вс. > Iпуск.дв/k = 111,15/2,5 = 44,46 А;
где: k =2,5 — коэффициент, учитывающий условия пуска двигателя, в моем случаем пуск двигателей легкий. Подробно выбор коэффициента, учитывающий условие пуска двигателя рассмотрен в статье: «Условия выбора плавких предохранителей».
Выбираем плавкую вставку предохранителя FU2 на ближайший больший стандартный номинальный ток 50 А, по каталогу на предохранители NV-NH фирмы ETI, согласно таблицы 2.
Номинальный ток отключения для предохранителей NV/NH с характеристикой АМ составляет 100 кА. По этому условие Iном.откл > Iмакс.кз., будет всегда выполнятся.
Аналогично рассчитываем номинальный ток плавкой вставки для двигателей 2Д-5Д и заносим результаты расчетов в таблицу 3.
Обозначение на схеме | Тип двигателя | Ном.ток, А | Пусковой ток, А | Номинальный ток плавкой вставки, А | Ном. ток предохранит., А | |
Расчетный | Выбранный | |||||
1Д | 4АМ112М2 | 14,82 | 111,15 | 44,46 | 50 | 50 |
2Д | 4АМ100L2 | 10,5 | 78,8 | 31,52 | 40 | 40 |
3Д | 4АМ160S2 | 28,5 | 213,7 | 85,48 | 100 | 100 |
4Д | 4АМ90L2 | 6,14 | 39,9 | 15,96 | 20 | 20 |
5Д | 4АМ180S2 | 28,5 | 213,7 | 85,48 | 100 | 100 |
4. Выбираем плавкую вставку предохранителя FU1.
4.1 Определяем наибольший номинальный длительный ток с учетом, что у нас включены все двигатели:
4.2 Определяем наибольший ток, учитывая что наиболее тяжелым режимом для предохранителя FU1, будет пуск наиболее мощного двигателя 5Д при находящихся в работе двигателях 1Д, 2Д, 3Д, 4Д.
Выбираем плавкую вставку предохранителя FU1 на номинальный ток 125 А.
Теперь нам нужно проверить выбранные плавкие вставки на отключающую способность короткого замыкания для отходящих линий в соответствии с ПУЭ раздел 1.7.79, время отключения не должно превышать 5 сек. Для проверки берется ток однофазного замыкания на землю в сети с глухозаземленной нейтралью.
Значения токов короткого замыкания для проверки отключающей способности предохранителей берем из статьи: «Пример приближенного расчета токов короткого замыкания в сети 0,4 кв».
Проверим выбранную плавкую вставку предохранителя FU2 на отключающую способность.
Двигатель 1Д защищен плавкой вставкой на 50 А, ток однофазного КЗ составляет 326 А, максимальный ток отключения плавкой вставки при времени 5 сек составляет 281 А согласно таблицы 2, Iк.з.(1) = 326A > Iк.з.max=281A (условие выполняется). Аналогично проверяем и остальные предохранители, результаты расчетов заносим в таблицу 4.
Проверим на отключающую способность предохранитель FU1, учитывая, что ток трехфазного короткого замыкания в месте установки предохранителя Iк.з(3) = 2468 А.
Предельно допустимый ток отключения для предохранителя FU1 с плавкой вставкой на 125 А составляет 100 кА > 2468 A (условие выполняется).
Таблица 4 – Результаты расчетов
Обозначение на схеме | Номинальный ток плавкой вставки, А | Iк.з.(3), А | Iк.з.(1), А | Максимальный ток отключения плавкой вставки при времени 5 сек. Iк.з.max, A | Примечание |
FU1 | 125 | 2468 | — | — | |
FU2 | 50 | — | 326 | 281 | Условие выполняется |
FU3 | 40 | — | 222 | 195 | Условие выполняется |
FU4 | 100 (80) | — | 429 | 595 (432) | Условие не выполняется |
FU5 | 20 | — | 122 | 86 | Условие выполняется |
FU6 | 100 (80) | — | 429 | 595 (432) | Условие не выполняется |
Как видно из результатов расчета для предохранителей FU4 и FU6 чувствительности к токам КЗ не достаточно. Чтобы увеличить чувствительность к токам КЗ, можно увеличить сечение кабеля, в данном случае увеличение сечение кабеля, является не целесообразным.
Либо уменьшить номинальный ток плавкой вставки для предохранителей FU4 и FU6, отстраиваясь от пусковых токов и учитывая, что условия пуска двигателя легкие (время пуска 5 сек.).
Маркировка
При выборе предохранителей важно знать диапазон защиты. Их всего 2: частичный и полный
При частичной защите предохранитель срабатывает только от токов КЗ. Полная защита включает также срабатывание от перегрузок.
В кодовой маркировке диапазоны защиты обозначены буквами «a» (частичный) и «g» (полный). Эти буквы стоят первыми перед цифрами, обозначающими номинальный ток.
На втором месте проставляются английские прописные буквы, которые обозначают:
- G — универсальный предохранитель. Применяется для защиты оборудования: трансформаторов, кабелей, электродвигателей;
- L — для кабелей и распределительных устройств;
- B — защита горнодобывающего оборудования;
- F — устройство для маломощных цепей;
- M — прибор для защиты цепей электромоторов и коммутирующих устройств;
- R — устройства для защиты полупроводниковых схем;
- S — моментальное сгорание при КЗ и среднее время срабатывания при перегрузках;
- Tr —трансформаторные предохранители.
Иногда на вставках проставляют только значения номинального тока. Такие предохранители применяются для защиты лишь от коротких замыканий.
Миниатюрные плавкие вставки маркируются в соответствии с требованиями ГОСТ Р МЭК 60127-1-2005. Согласно этому стандарту указывается номинальный ток и номинальное напряжение.
Перед показателем величины номинального тока проставляются буквенные символы:
- FF – сверхбыстродействующие предохранители;
- F – быстродействующие плавкие вставки;
- М – полузамедленные;
- Т – замедленные;
- ТТ – сверхзамедленные.
Допускается цветная маркировка. Пример такой маркировки показан на рис. 4.
Рис. 4. Цветовая маркировка миниатюрных предохранителей
Проверка предохранителей
Рабочий предохранитель – это в первую очередь безопасность. Поэтому необходимо поддерживать их в рабочем состоянии. Если какой-то элемент электроники в автомобиле вышел из строя, необходимо проверить работоспособность детали. Каким образом это сделать? Многие водители просто получают доступ к предохранительному блоку и поочередно вынимают предохранители для визуальной оценки их состоянии. Владельцы автомобилей просто смотрят, не повреждена ли перемычка в предохранителе. Безусловно, такой способ работает, но он типичен для дилетантов, да и к тому же, не всегда надежен, ведь перемычка может остаться целой даже в том случае, если предохранитель сгорел. Для проверки состояния деталей лучше включить ту цепь, что перестала функционировать (это может быть любая электроника, будь то фары, печка или стереосистема), а затем с помощью мультиметра проверить уровень напряжения в предохранителе, отвечающем за эту цепь. Такая проверка займет гораздо меньше времени и даст точный результат.
Лучшие производители предохранителей
Автомобильные предохранители изготавливают в соответствии с международным нормативом ISO 8820-1-2014, предписывающим:
- Поддержание нормальной работоспособности потребителей, падение напряжения внутри элемента не должно влиять на приборы.
- Перемычка должна сгорать через 3-100 секунд при подаче силы тока, превышающей номинальное значение на 35%.
В перечень лучших изготовителей вошла продукция компаний:
- Российской AVAR, поставляющей наборы элементов на рынок запасных частей. Проведенные тесты показали, что перемычка сгорает при подаче тока, превышающего номинальный параметр на 35%, спустя 3,5-5 секунд.
- Итальянской MTA, использующей при изготовлении вставок термостойкий пластик. К недостаткам относят завышенное сечение соединительной перемычки, которая плавится при превышении нагрузки за 20-30 секунд (данные для предохранителя номиналом 20 А).
- Китайской Nord Yada, применяющей для литья корпусов яркий прозрачный пластик. При перегрузке вставка сгорает за 2-7 секунд, обеспечивая защиту электрических проводов и потребителей.
- Чешской Tesla, поставляющей продукцию на конвейеры автомобильных заводов в Европе. Предохранители соответствуют требованиям концернов и выдерживают перегрузку на 35% на протяжении 11-26 секунд (в зависимости от номинала и партии).
Как работает автомобильный предохранитель?
Предохранители – крайне важные атрибуты любого автомобиля, которые предназначены для спасения его от пожара. Как работают эти маленькие экстремальные защитники?
Предохранители большинства автомобилей состоят из двух частей – корпуса и плавкой вставки. Существует две наиболее распространенные конструкции – пальчиковая и флажковая. Представителей первой группы знает каждый владелец ВАЗовской «классики». Пластмассовые или керамические столбики, с надетой поверх концов металлической полоской, широко использовались Тольяттинским авто до модели «21099».
Флажковые предохранители отличаются более современным видом и значительно большей надежностью. В этой конструкции плавкая вставка спрятана внутри пластикового корпуса и защищена от сползаний, надломов и прочих недостатков классических пальчиковых предохранителей.
Любой предохранитель используется для защиты от возгорания проводки, которое может произойти при возникновении короткого замыкания. Во время этого физического явления в соответствующей электрической цепи начинает протекать очень большой ток, который приводит к колоссальному разогреву проводов. Буквально за пять-семь секунд провода разогреваются до оранжевого свечения, а дальше начинается плавление изоляции и открытое горение. Такая ситуация уже через 20 секунд переходит в полноценный пожар, который способен уничтожить весь автомобиль.
Чтобы этого не произошло, практически все электрические линии машины снабжены предохранителями. Плавкая вставка каждого из них рассчитана на определенный ток, который считается нормальным в соответствующей цепи. Если ток, проходящий через предохранитель, начинается существенно превышать расчетное значение, вставка разрывается и цепь размыкается. При этом отключаются все потребители, подключенные к ней. Таким образом, предохранитель не дает разогреться проводам и возникнуть пожару.
Восстановить разорванную плавкую вставку невозможно, а кустарные методы опасны. Как правило, если предохранитель сгорел, то в автомобиле имеется короткое замыкание. Если вставить вместо предохранителя, например, 5-ти рублевую монету (частый прием на «Классике» и «Газелях»), то пожар практически обеспечен, чему есть немало примеров. Гораздо правильней купить новый предохранитель и узнать, как найти короткое замыкание в автомобиле.
Принцип работы предохранителя на видеоролике
При прохождении электрического тока меньше предельно допустимого, калиброванная проволока, соединяющая контакты предохранителя, нагревается до температуры около 70˚С. В случае превышения тока номинала предохранителя, проволока начинает нагреваться сильнее и при достижении температуры плавления металла, из которого она сделана – расплавляется, электрическая цепь разрывается, и течение тока прекращается.
Поэтому предохранитель и назвали плавким или плавкой вставкой. Видеоролик представлен в замедленном виде, для того, чтобы было хорошо видно, как происходит перегорание провода в предохранителе. В реальных условиях провод в предохранителе перегорает практически мгновенно.
Всего просмотров: 192262
Предохранитель защищает от превышения тока в цепи и, не имеет значения напряжение питающей сети, в которой он установлен, это может быть батарейка на 1,5 В, и автомобильный аккумулятор на 12 В или 24 В, сеть переменного напряжения 220 В, трехфазная сеть на 380 В.
То есть Вы можете установить один и тот же предохранитель, например номиналом 1 А и в колодке предохранителей автомобиля, и в фонарике и в распределительном щите 380 В. Все типы плавких предохранителей отличаются только внешним видом и конструкцией, а работают по одному принципу – при превышении заданного тока в цепи, в предохранителе из-за нагрева расплавляется проволока.
Основных причин выхода из строя предохранителя две, из-за бросков питающего напряжения или поломки внутри самой радиоаппаратуры. Редко, но встречаются отказы предохранителя и по причине плохого его качества.
Многие думают, что предохранитель ремонту не подлежит. Но это не совсем так. В экстренной ситуации, когда под рукой нет запасного и, например, из-за отказавшегося работать авто в пути или усилителя, и срывается музыкальное сопровождение школьного бала или свадьбы, а все магазины уже закрыты, выбирать не приходится.
При грамотном подходе можно с успехом восстановить для временного использования до замены новым перегоревший предохранитель, сохранив его защитные функции. Зачастую такие проблемы решают банальным замыканием контактов держателя предохранителя любой попавшейся проволокой, а еще хуже, просто вставляют вместо предохранителя гвоздь или кусок толстой проволоки. Такое решение может окончательно все испортить и способствует возникновению пожара.
Выбор автоматического предохранителя
Автоматический ввод резерва
В зависимости от назначения автоматы подразделяются на типы, приведенные в таблице.
Типы бытовых автоматических выключателей
Тип автоматического выключателя | Ток срабатывания | Назначение |
A | 2-3∙In | При наличии электронных схем в нагрузке. |
B | 3-5∙In | Смешанная нагрузка |
C | 5-10∙In | Умеренные пусковые токи |
D | 10-20∙In | Большие пусковые токи |
Из таблицы видно, что самым важным критерием выбора автомата является номинальный ток. Он должен быть на 10-15% меньше допустимой токовой нагрузки проводки, поскольку главной функцией устройства является ее защита. Затем выбирают автомат, ближайший из стандартного ряда.
Следующий критерий выбора – ток срабатывания. Его можно выбрать, исходя из назначения аппарата, как указано в вышеприведенной таблице.
В системе электроснабжения квартиры или дома может быть установлено несколько автоматов. Номиналы каждого выбираются, исходя из нагрузки каждой линии. При этом должна соблюдаться селективность, чтобы аппараты на верхнем уровне не срабатывали раньше устройств, установленных на низших уровнях.
Схема ввода предусматривает установку впереди счетчика главного двухполюсного автомата, а затем подключение однополюсников на каждую линию. На схеме перед ними установлен дифференциальный автомат, одновременно являющийся автоматом и УЗО.
Схема последовательного подключения автоматических выключателей
Для данной схемы вместо дифференциального выключателя можно установить УЗО, поскольку главный автомат уже есть.
Однополюсный автомат должен подключаться на фазу, а не на нейтраль. Иначе напряжение останется на нагрузке при обесточивании линии.
При трехфазном главном вводе устанавливается четырехполюсный автомат, а нагрузка на фазы равномерно распределяется по линиям. Если нагрузка трехфазная (электрический котел, электродвигатель станка), то к ней подключается четырехполюсный автомат с меньшим номиналом, чем у главного на входе. На рисунке изображена схема трехфазного ввода в дом.
Схема трехфазного ввода в частный дом
Основные однофазные потребители располагаются после счетчика и разделяются на три группы, для каждой из которых требуется свой предохранитель:
- тип D – силовая (электроплита, стиральная и посудомоечная машины);
- тип В – освещение;
- тип С – хозяйственные помещения (гараж, подвал).
На схеме также изображена трехфазная линия, которая обычно применяется для хозяйственных нужд. Для нее выбирается автомат типа С. Если в линии установлены станки с трехфазными двигателями, лучше применить аппарат типа D.
Общие рекомендации
Если вы эксплуатируете автомобиль постоянно, скачайте и распечатайте схему расположения предохранителей вашей марки авто, храните эту схему в бардачке.
В некоторых автомобилях (практически на всех корейских и японских) на крышке блока предохранителей есть расшифровка предохранителей. В немецких и французских автомобилях перечень предохранителей может быть нанесен на иностранном языке, который вы не знаете. В этом случае заранее переведите и распечатайте такую расшифровку, которая вас может выручить.
Посмотрите, какие типы предохранителей установлены в вашем автомобиле. Приобретите соответствующие наборы предохранителей, они наверняка когда-нибудь вам пригодятся.
Проверьте наличие пластмассового пинцета в блоках предохранителей. Если его нет, доукомплектуйте ремнабор автомобиля. Очень хорошо для этой цели подходят специальные медицинские зажимы.
Видео — почему иногда горит проводка автомобиля, а не предохранители:
https://youtube.com/watch?v=sDDcwoqEUu8
Для чего применяются плавкие предохранители
Несмотря на широкое использование автоматических защитных устройств, плавкие вставки сохраняют свою актуальность при защите электронной аппаратуры, автомобильных электросетей, промышленных электроустановок и систем энергоснабжения. Они до сих пор применяются в распределительных щитах многих жилых домов, благодаря надежной работе, небольшим размерам, стабильным характеристикам и возможности быстрой замены.
В случае соединения двух проводов, подключенных к источнику тока, наступит всем известный эффект короткого замыкания. Причиной может стать испорченная изоляция, неправильное подключение потребителей и т.д. При сравнительно небольшом сопротивлении проводов, в этот момент по ним будет протекать очень высокий ток. В результате перегрева проводов загорается изоляция, что может привести к пожару.
Избежать негативных последствий вполне возможно путем включения в электрическую цепь плавких предохранителей, известных также под наименованием пробок. В случае превышения током допустимой величины, проволочка внутри предохранителя сильно нагревается и быстро расплавляется, разрывая в этом месте электрическую цепь.
Конструкция предохранителей может быть трубчатой или пробочной. Трубочные элементы изготавливаются в закрытом фибровом корпусе, обладающим свойствами газогенерации. В случае повышения температуры внутри трубки создается высокое давление, вызывающее разрыв цепи. Пробочные предохранители имеют стандартную конструкцию, оборудованную проволокой, расплавляющейся под действием высокого электрического тока.
Существует еще одна разновидность так называемых самовосстанавливающихся предохранителей, изготовленных из полимерных материалов, изменяющих свою структуру при разных температурах. Существенный нагрев приводит к резкому изменению сопротивления в сторону увеличения, в результате чего цепь разрывается. Дальнейшее остывание вызывает уменьшение сопротивления, поэтому цепь вновь замыкается. В основном такие предохранители используются в сложных цифровых устройствах. В обычных силовых сетях они не применяются из-за высокой стоимости.
Иногда некоторые умельцы пытаются заменить сгоревший предохранитель, используя вместо него так называемые жучки, представляющие собой кусок толстого провода или тонких проволочек, скрученных в общий пучок. Такие самодельные устройства категорически запрещается использовать, поскольку ток при коротком замыкании будет недопустимо высоким. Сильный нагрев проводки вызовет ее повреждение, возгорание и пожар.
Виды и типы плавких предохранителей
Для применения в электроцепях используют разные типы и разновидности ПП. Выпускаемые в России изделия отличаются по типу конструкции:
- наполненные с маркировкой ПН-2; ППН, НПН и т. п.;
- ненаполненные (ПР-2).
Понятие наполненности связано с наличием внутри отдельных видов вставок вещества, гасящего электродугу, возникающую в момент перегорания проводника. Цепь будет разомкнута только после её исчезновения. Поэтому в колбах, наполненных ПП, находится кварцевый песок. Ненаполненные способны выделять газы, гасящие дугу. Это происходит при нагреве материала корпуса вставки.
Кроме типов, различают виды ПП:
- Слаботочные применяют в маломощных бытовых приборах с потребляемым током силой до 6 А. Это цилиндрические вставки с контактами на торцах.
- Вилочные ПП часто ставят в автомобили. Название обусловлено внешним видом: контакты находятся на одной стороне корпуса и вставляются в разъемы, как вилка в розетку.
- Пробковые — распространенные в однофазных сетях электрические пробки для счетчика. Номинальный ток таких вставок составляет 63 А, они рассчитаны на единовременное включение нескольких бытовых приборов. Перегорающая вставка в таком предохранителе находится внутри керамического корпуса с патроном, снаружи остается 1 контакт, а другой соединяется с контактами пробки. При превышении нагрузки деталь сгорает, полностью обесточивая квартиру. Восстановить электроснабжение можно, заменив вставку на новую.
- Трубчатый ПП по строению напоминает вставку для пробок, но его крепление выполнено между 2 контактами. Тип такого предохранителя — ненаполненный, а корпус сделан из фибры, которая при сильном нагреве выделяет газ.
- Ножевые предохранители рассчитаны на величину тока 100-1250 А и применяются в сетях, где нужна высокая нагрузка (например, при подключении прибора с мощным двигателем).
- Кварцевые, с наполнением кварцевым песком, применяются в сетях с напряжением до 36 кВ.
- Газогенерирующие, разборные и неразборные. При сгорании разновидностей ПСН, ПВТ происходит мощное выделение газа, сопровождающееся хлопком. ПП применяют для сетей с напряжением 35-110 кВ. Номинальный ток такого ПП — до 100А.
В зависимости от общей нагрузки на сеть устанавливают разные виды ПП — более мощные ставят в специальных трансформаторных будках, они могут выдерживать ток, обеспечивающий потребности жилого массива иди предприятия. Маломощные монтируют в счетчиках: они защищают отдельные квартиры. В старых бытовых приборах тоже может быть установлен ПП (слаботочный), но современная техника содержит эти элементы редко.