Вопросы о выборе аккумулятора
В Сетиии в статистике поиска можно найти следующие частые вопросы, на которые я сейчас и дам ответ.
Безопасен ли литий-ионный аккумулятор
Неисправности и случайные повреждения литий-ионных аккумуляторов встречаются очень редко. Поэтому такую технологию можно считать очень безопасной. Даже на фоне еще большей безопасности литий-полимерных батарей она все равно очень и очень высокая, а случаи, о которых пишут в прессе, случаются один раз на десятки миллионов устройств. Так что можно не переживать. Особенно, если вы избегаете сильной жары и повреждения корпуса аккумулятора.
Безопасны ли литий-полимерные батареи
В первую очередь безопасность литий-полимерных батарей достигается за счет отсутствия внутри жидкого электролита. Поэтому такой аккумулятор более устойчив к температурам и механическому воздействию. В итоге — да, он безопасен. Он даже более безопасен, чем литий-ионный аккумулятор.
Можно ли утилизировать литий-ионные аккумуляторы
Не только можно, но и нужно утилизировать любые аккумуляторы. Это чертовски вредная штука, которая даже в одиночку может нанести сильный вред окружающей среде. Сейчас батареи принимают в очень большом количестве мест, включая торговые центры, офисные здания и супермаркеты. Сдав туда батареи или сломанный телефон, вы без преувеличения сделаете большой вклад в экологию.
Можно ли утилизировать литий-полимерные батареи?
Сказанное про литий-ионные батареи относится и к литий-полимерным. Их тоже обязательно надо утилизировать
Это важно и правильно. Не стоит думать, что одна батарейка ничего не решит
В ней слишком много вредной химии, которая попадет в почву, а это и овощи, которые вы едите, и вода, которую вы пьете. Лучше переработать.
Зачем нужен тестер емкости батарей
В настоящее время существует достаточно много производителей литиевых аккумуляторов (батарей), при этом, если перефразировать известную поговорку, то “не все производители являются одинаково полезными”. Некоторые из них предлагают сравнительно дешевые аккумуляторы со впечатляющими характеристиками. При покупке данных аккумуляторов часто оказывается так, что они либо вообще не работают, либо обеспечивают слишком малый ток, что делает их непригодными для использования в мобильных устройствах. Так каким образом проверить действительно ли перед вами качественный литиевый аккумулятор либо это дешевая подделка? Одним из таких способов является измерение напряжения на аккумуляторе под нагрузкой и без нагрузки, однако он не всегда является достаточно надежным.
В данной статье мы рассмотрим создание тестера емкости аккумуляторов типа 18650 на основе платы Arduino, принцип действия которого будет основан на разрядке полностью заряженного аккумулятора 18650 через резистор с одновременным измерением тока через данный резистор – это позволит затем рассчитать емкость аккумулятора. Если вы не получили заявленной емкости аккумулятора при “нормальном” напряжении на нем (не выходящем за допустимые ограничения), значит этот аккумулятор поврежден (с изъяном) и его нецелесообразно будет использовать в электронных устройствах поскольку он будет слишком быстро разряжаться, а его использование в составе пака аккумуляторов может привести к образованию локального токового контура, перегреву, и, возможно, к возгоранию.
AccuBattery
Одна из лучших программ для проверки исправности аккумулятора на телефоне с Android. Выполняет анализ уровня износа в ходе каждой зарядки. Помогает подобрать оптимальную зарядку и режим восстановления емкости. Предусматривает порог подзарядки на уровне 80%, как наиболее щадящего для элемента питания (возможно ручное уменьшение или увеличения лимита).
Утилита AccuBattery составляет временной прогноз для смешанного режима работы на основании постоянных привычек пользователя. Подготавливает статистические отчеты по расходу энергии (экран, ожидание, разговоры, приложения). Вычисляет остаточную емкость и сравнивает с номинальной, чтобы установить фактический износ за день. неделю, с момента эксплуатации.
Какой прибор использовать для проверки ёмкости аккумулятора
Любая батарея в течение времени теряет эксплуатационные свойства и ёмкость вследствие снижения плотности электрохимической жидкости. Это связано с тем, что при ежедневной нагрузке доля кислоты в электролите снижается. Однако ёмкость источника питания довольно важный параметр, игнорировать который не стоит. Она показывает количество энергии, отдаваемой АКБ за определённый промежуток времени под определённой нагрузкой. Снижение ёмкости батареи может привести к постоянным проблемам с запуском двигателя автомобиля.
Для диагностики своей машины необходимо периодически проводить проверку ёмкости аккумулятора и знать, в чём она измеряется.
Есть несколько способов, как узнать ёмкость аккумулятора:
- При помощи ареометра можно измерить плотность электрохимической жидкости. Но этот способ мало подходит для современных АКБ, так как в них нет отверстий для такого рода диагностики, и в целом данный метод опасен возможностью обжечься электролитом, а также не даёт наглядных показаний о состоянии батареи.
- При помощи нагрузочной вилки можно проверить напряжение. Это устройство, которое представляет собой вольтметр с парой специальных клемм-щупов, показывает напряжение батареи под нагрузкой. В зависимости от его показаний делают выводы о состоянии АКБ.
- При помощи контрольного разряда можно проверить состояние батареи, но этот способ требует больших временных затрат. АКБ необходимо сначала полностью зарядить, а затем разряжать под заранее известной нагрузкой, что занимает много времени.
- При помощи тестера можно проверить сразу несколько параметров: ёмкость, напряжение, утечку тока на аккумуляторе. Этот способ считается самым быстрым, надёжным и удобным. А воспользоваться им может абсолютно любой автомобилист.
Проверяем элементы в разобранном аккумуляторе
Итак, если предварительное тестирование показало, что в шуруповерте могут быть неисправные элементы, аккумулятор следует аккуратно разобрать и вычислить батарейки, негодные для работы. Как уже было сказано, нормальное напряжение каждой батарейки по отдельности должно быть 1,2 вольта
Если этот показатель меньше, «банка» осторожно вынимается из цепи с помощью плоскогубцев. Также не помешает внимательно осмотреть всю связку на предмет внешних повреждений: ржавчина, вытекание электролита
В случае, если напряжение на всех «банках по отдельности находится в пределах нормы, нужно снова использовать тестирование под нагрузкой с проверкой по уровню внутреннего сопротивления. Эта величина определяется так: напряжение делится на силу тока, а затем из нее вычитается нагрузочное сопротивление.
Чтобы узнать напряжение, сразу подключаем нагрузку. На этот раз следует применить резистор, имеющий мощность 25 Ватт и сопротивление 10 Ом . Проверяем каждую батарейку, замеряя показатель рабочей силы тока и U.
Расчеты должны быть примерно такими: допустим, при замерах под нагрузкой мы получили рабочее напряжение одного элемента 1,19 вольт, а силу тока 112 миллиампер. Перед расчетом нужно обязательно перевести миллиамперы в амперы. Получается 0,112 ампер, следовательно: 1,19 разделяем на 0,112 и отнимаем сопротивление 10 Ом. Получается значение 0,63 Ома — это значит, что показатель в норме.
Самостоятельно проверить работоспособность аккумулятора шуруповерта с помощью мультиметра — полезный навык, позволяющий выяснить, нуждается ли АКБ в ремонте или полной замене банок. Замеры показателей напряжения в целом, не разбирая аккумуляторный блок, нужно проводить время от времени. Это поможет избежать внезапного выхода инструмента из строя и вовремя устранить неисправность. Также во избежание накопления «эффекта памяти» не пренебрегайте полной зарядкой вашего аккумулятора. Это поможет избежать преждевременного падения его емкости.
https://youtube.com/watch?v=qSGlSnsF6QA
Как самостоятельно проверить аккумулятор для шуруповерта, воспользовавшись мультиметром? Этот вопрос часто задают владельцы названного инструмента, когда замечают, что заряд расходуется слишком быстро. Как правило, срок службы батареи составляет не более трех лет. Если им пользуются очень редко или ненадлежащим образом, то время работы заметно сокращается.
FAQ
Рассмотрим популярные вопросы от пользователей.
Как понять, что телефон не запускается из-за аккумулятора
Не всегда причиной нерабочего состояния телефона является аккумулятор. Иногда проблема кроется в шнуре питания, ЗУ, сгоревшего контроллера питания или убитой материнской платы.
Для начала попробуете поменять зарядник и кабель на аналогичный. Если процесс пошел, значит с батарейкой все более или менее в порядке.
Как толкнуть при глубоком разряде
Способ «толкания» током – это старая методика, которая подходит для съемных АКБ. Для этого берем универсальную зарядку-лягушку, закрепляем в ЗУ и оставляют до начала появления индикации, указывающей на подачу энергии. После этого элемент можно вставить обратно в телефон, и продолжить процедуру зарядки родным ЗУ.
Как оживит с помощью заморозки
Способ оживления холодом подходит для батарей, не подающих признаков жизни. Поместите аккумулятор в морозильную камеру на 12 часов. После чего вытащите его и оставьте согреваться в помещении до комнатной температуры. Метод работает, в основном, на старых АКБ, и абсолютно не гарантирует работоспособность в будущем. Делаете на свой страх и риск.
Когда не стоит заниматься восстановлением
Восстановление, как правило, немного продлевает ресурс элементу питания. Однако это не панацея, и законы химии не нарушить. Если начался процесс деградации, это вопрос времени, когда придет пора идти в магазин. Рекомендуем купить новую, чем возиться со старой.
Есть случаи, когда восстанавливать аккумулятор крайне не рекомендуется:
- когда корпус сильно вздулся, чувствуется напряжение;
- после падения аппарата в воду;
- если элемент отработал 3 и более года;
- долго пролежал разряженный, без использования;
- есть следы гари или подплавления;
- выделяется жидкость;
- чувствуется резкий, неприятный химический запах.
Во всех перечисленных случаях лучше выкинуть элемент питания.
Небольшой обзор USB-тестера
Итак, краткий обзор USB-тестера купленного в Китае через сайт Aliexpress — всё что удалось заснять до его выхода из строя.
После получения и распаковки решил проверить работоспособность тестера. Для этого подключил его между зарядным устройством и смартфоном. Можно увидеть, что при этом устройство показывает напряжение, ток, текущую потребляемую мощность, время работы и израсходованную энергию (Ватт-час). Для замера емкости аккумулятора достаточно включить USB-тестер между аккумулятором и нагрузочным резистором, после полного разряда аккумулятора USB-тестер отключится и измеренная емкость сохранится в его памяти. Однако дальше теории дело не пошло, т.к. тестер оказался бракованным. При подключении нагрузки в 5 Ом, что соответствует 1 амперу, устройство перестало отображать ток и прочие подлежащие замеру параметры, хотя заявленный допустимый ток нагрузки — 3 Ампера. В конце видеоролика демонстрируется работа мышки, подключенной к ноутбуку через USB-тестер. Здесь тестер уже в неисправном состоянии. Ранее замеренный им же ток мышки составлял от 10 до 30 миллиампер для состояния покоя и активности соответственно, теперь ток не отображается.
FAQ
Рассмотрим популярные вопросы от пользователей.
Как понять, что телефон не запускается из-за аккумулятора
Не всегда причиной нерабочего состояния телефона является аккумулятор. Иногда проблема кроется в шнуре питания, ЗУ, сгоревшего контроллера питания или убитой материнской платы.
Для начала попробуете поменять зарядник и кабель на аналогичный. Если процесс пошел, значит с батарейкой все более или менее в порядке.
Как толкнуть при глубоком разряде
Способ «толкания» током – это старая методика, которая подходит для съемных АКБ. Для этого берем универсальную зарядку-лягушку, закрепляем в ЗУ и оставляют до начала появления индикации, указывающей на подачу энергии. После этого элемент можно вставить обратно в телефон, и продолжить процедуру зарядки родным ЗУ.
Как оживит с помощью заморозки
Способ оживления холодом подходит для батарей, не подающих признаков жизни. Поместите аккумулятор в морозильную камеру на 12 часов. После чего вытащите его и оставьте согреваться в помещении до комнатной температуры. Метод работает, в основном, на старых АКБ, и абсолютно не гарантирует работоспособность в будущем. Делаете на свой страх и риск.
Когда не стоит заниматься восстановлением
Восстановление, как правило, немного продлевает ресурс элементу питания. Однако это не панацея, и законы химии не нарушить. Если начался процесс деградации, это вопрос времени, когда придет пора идти в магазин. Рекомендуем купить новую, чем возиться со старой.
Есть случаи, когда восстанавливать аккумулятор крайне не рекомендуется:
- когда корпус сильно вздулся, чувствуется напряжение;
- после падения аппарата в воду;
- если элемент отработал 3 и более года;
- долго пролежал разряженный, без использования;
- есть следы гари или подплавления;
- выделяется жидкость;
- чувствуется резкий, неприятный химический запах.
Во всех перечисленных случаях лучше выкинуть элемент питания.
Аккумулятор 18650 с защитой, что это
Для обеспечения большей безопасности, производители начали встраивать в корпус АКБ специальную электронную плату, призванную защищать от перегрева и разрыва оболочки. Регулируется напряжение заряда, а также контролируется разряд элемента. Приобретен аккумулятор 18650 с защитой или без, рассмотрим, как это определить.
Батарея с защитой немного больше обычной
Как определить с защитой или нет
Определить наличие защиты в аккумуляторе литиевого типа 18650 не сложно, как правило производитель указывает это на корпусе самого элемента. Также при сравнении с обычным Li-ion АКБ обнаруживается некоторое увеличение корпуса, как правило не более, чем на 2 мм.
Нужна ли защита аккумулятора
Напряжение, воздействующее на аккумулятор при его зарядке значительно влияет на срок эксплуатации элемента. Защита блокирует зарядку при превышении или чрезмерном снижении напряжения во время перезарядки батареи. Это обеспечивает более продолжительный срок службы и безопасность использования батареи.
Правила проверки заряда и емкости
Мультиметр – прибор весьма универсальный, поэтому приобрести его следует каждому автовладельцу. При помощи данного прибора вполне реально измерить емкость и заряд аккумулятора.
Проверка АКБ
Чтобы качественно проверить напряжение аккумулятора смартфона или автомобиля с помощью мультиметра, следует:
Узнай время зарядки своего аккумулятора
- установить на приборе режим измерителя напряжения;
- как правило, хватает установки зарядного диапазона от 0 до 20В;
- произвести отсоединение аккумулятора автомобиля или смартфона от проводки;
- красный щуп — к плюсу, а черный от мультиметра — к отрицательному;
- обязательно записать полученные показатели, поскольку забыть их довольно легко.
Если на табло прибора появились цифры меньше 12, то аккумулятор находится на нуле и требует немедленной подзарядки. Когда напряжение ниже 11 вольт, то емкость восстановить уже не получится, поэтому АКБ проще будет выбросить.
Как проверяется ток утечки?
С таким явлением, реально редко кто из юзеров сталкивается, но всё же, подобные случаи имеют место. Что такое ток утечки? Для любого аккумулятора — это нежелательный и опаснейший фактор. Для диагностики нам понадобится мультиметр, а также реостат. Заряжаем батарею формата 18650 и подключаем реостат. Далее выставляем соответствующее сопротивление для получения нужного тока. Посредством мультиметра снимаем показатели во времени, разрядите электронакопитель и также снимите показания. Полученные данные аккуратно заносим в таблицу, которую в дальнейшем нужно проанализировать для выявления просадки.
Нюанс
Для диагностики также можно воспользоваться резистором
Почему это выгодно? Данное приспособление позволяет осуществить процесс замера в пару раз быстрее, однако юзеру при этом нужно соблюдать осторожность. Если в электробатарее проблема не будет выявлена, то на дисплее измерителя будут отображаться три ноля
Проверка реальной емкости батареи посредством специальных приборов
Для тех, кто по каким-либо причинам не доверяет приложениям для смартфонов, существует второй вариант измерения реальной емкости АКБ. Он предусматривает приобретение специальных измерительных приборов. Конечно, современные технологии позволяют выполнить практически любые замеры без особых усилий и сложного оборудования. Для получения информации об аккумуляторе достаточно иметь USB-тестер.
Суть его работы заключается в следующем:
- USB-тестер подключается к USB-гнезду зарядного устройства.
- С другой стороны тестер имеет USB-гнездо, в которое подключается провод зарядки смартфона (microUSB или USB type C).
- Вторым концом провод подключается к заряжаемому смартфону.
По сути, просто между зарядным устройством и смартфоном размещается USB-тестер, который и проводит реальные замеры. Прибор считывает такие показания, как:
- Зарядный ток.
- Напряжение.
- Время зарядки и другие.
Учитывая эти показатели, приспособление автоматически высчитывает количество Ампер*часов, которые были переданы батарее. Однако такие тестеры имеют небольшую погрешность – около 0,1%. Поэтому, чтобы получить точные данные, потребуется максимально разрядить батарею, после чего зарядить ее на 100% без прерываний. Информация о батарее будет отображаться на экране – как в процессе зарядки, так и после завершения процедуры.
Важно понимать, что простой замер напряжения и силы тока зарядки мультиметром не позволит высчитать реальную емкость, так как сила тока постоянно снижается по мере зарядки батареи. Контроллер, который встроен в АКБ, снижает силу тока зарядки для того, чтобы батарея не перегревалась
USB-тестеры обновляют информацию о заряде несколько раз в секунду, поэтому предоставляют актуальные данные.
Литиевые аккумуляторы для автомобилей
Многие автомобилисты задаются вопросом, есть ли смысл заменять кислотный АКБ на щелочной, литиевый. Уже есть прецеденты, Toyota Prius C, Ford Fusion Hybrid сходят с конвейера со стартовыми АКБ нового поколения. Литиевые стартовые аккумуляторы легче, имею большую емкость, но стоят дорого и есть особенности, мешающие их широкому внедрению. Тяговые литиевые аккумуляторы успешно работают на карах, подъемниках и другой аккумуляторной технике.
Литиевый аккумулятор 12 вольт для автомобиля
Что представляет ионно-литиевые аккумуляторы для автомобилей? В корпусе упаковано определенное количество элементов одного вида, соединенных между собой для обеспечения нужной емкости и напряжения батареи.
Для этого можно взять аккумуляторы с разными активными компонентами. Все они содержат ионы лития в разных химических соединениях, меняющих характеристики изделия.
Все литий-ионные элементы представляют призматические или цилиндрические герметичные упаковки, в которых внутри имеется катод, в виде графитового слоя на подложке из металлической фольги. На другой ленте расположен активный состав. Прокладка, сепаратор, пропитана неводным раствором литиевой соли. Она проницаемая, ион лития внедряется в структуру графита или уходит из нее, создавая разность потенциалов.
Состав и свойства разных литий-ионных аккумуляторов:
Параметр | LiCoO2 | Li MnO4 | LiFePO4 |
Уд. плотность энергии, Втч/кг | 150-190 | 100-135 | 90-120 |
Жизненный цикл | 500-1000 | 500-1000 | 1000-2000 |
Время быстрой зарядки, ч | 2-4 | Менее 1 | Менее 1 |
Терпимость к перезарядке | отсутствует | отсутствует | отсутствует |
Номинальное напряжение V | 3,6 | 3,8 | 3,3 |
Максимальное V | 4,2 | 4,2 | 3,6 |
Минимальное V | 2,5-3,0 | 2,5-3,0 | 2,5-2,8 |
Миним. t работы | -10 | -10 | -30 |
Однако кобальтовый состав больше склонен к возгоранию. Температура ниже +10 способствует резкой потере емкости.
Самыми нетребовательными считают ферритные аккумуляторы. Они не склонны к взрыву, работают на морозе до -30 градусов и легче справляются с восстановлением после глубокой посадки, но не ниже, чем до 2 В. Именно они могут обеспечить пусковой ток в 60С.
Все батареи собираются из отдельных аккумуляторов, используя последовательное и параллельное подключение. Это позволяет создать напряжение 12 В поставив последовательную цепь из 4 групп с параллельным включением 6 элементов. При этом обязательно требуется использовать балансиры и MBS для обеспечения равномерной зарядки до номинала всех банок, и специальная зарядная станция.
Преимущества и минусы стартовых литиевых АКБ для авто
Что для автомобилиста лучше, поставить на автомобиль аккумулятор нового поколения, стоящий около 120 000 рублей или купить дорогой (120$), но привычный кислотный АКБ?
К преимуществам литиевого аккумулятора относят его малый вес
Но так ли важно десять лишних килограмм для многосильного мотора? Да, зарядная емкость у литиевого аккумулятора выше раза в 2, циклов перезарядки он выдержит раза в 3 больше. Пусковой импульс стартер будет получать безотказно и стабильно, если выполнить условия эксплуатации
- В первую очередь, новый аккумулятор нельзя заряжать напрямую от генератора. Вспомните, он не терпит перезаряд и очень быстро выйдет из строя. Значит, потребуется конвертор, который будет преобразовывать ток от генератора для питания аккумулятора.
- Характеристики любых литиевых аккумуляторов резко падают при понижении температуры и в этом они уступают свинцовым АКБ.
- Еще более опасна для батареи температура выше +60 0 С. Перегрев может привести к пожару и взрыву.
- В бортовой системе не должно быть высоких токовых нагрузок. И стартер, и лебедка и другие инструменты должны принять условия работоспособности аккумулятора. А это выльется в дорогостоящую модернизацию электрической схемы.
- Моторесурс аккумулятора зависит от равномерности заряда банок, постоянной вибрации, разрушающей контакты и способствующие коррозии корпуса. Емкость банок в таких условиях резко уменьшается.
Адаптация автомобиля под литиевый-литиевый аккумулятор выльется в сумму, больше стоимости самого источника энергии. Однако рассчитывать на длительную работу АКБ не приходится – максимум 3 года.
Вывод
Как тяговый, на транспорте литиевый аккумулятор уже занял рабочую нишу. Как стартовый – еще не находит широкого применения из-за высокой стоимости и адаптации к условиям эксплуатации. Посмотрите видео, почему нельзя ставить литиевый аккумулятор на неприспособленные автомобили.
https://youtube.com/watch?v=A6Nxy39HHHw
batts.pro
Какие параметры можно проверить
При помощи данного измерителя электрических характеристик можно узнать емкость аккумулятора, напряжение (разность потенциалов) между его полюсами, внутреннее сопротивление, ток утечки.
Как измерить напряжение
Измерение значения данной характеристики на перезаряжаемом источнике питания при помощи мультиметра производится следующим образом:
- Измеритель переключается на диапазон замеров постоянного напряжения до 20 В;
- Наконечники щупов прикладываются к одноименным полюсам (выводам) питания;
- Спустя несколько секунд, текущее значение напряжения акб высвечивается на дисплее.
На заметку. Если на дисплее рядом с цифрами высвечивается знак « – » то это означает, что при подключении зажимов или наконечников щупов произошла «переполюсовка»: щупы приложены не к одноименным, а к разноименным полюсам (минусовой черный щуп приложен к плюсовому полюсу, красный плюсовой – к минусовому. Особой опасности данная ситуация не несет, но для нормальной работы измерителя ее лучше избегать и следить за соблюдением полярности подключения щупов.
Измерение разности потенциалов при помощи многофункционального измерителя
Как измерить ёмкость
Узнать емкость батареи можно следующим образом:
- Батарею полностью заряжают, после чего подключают к ней нагрузку с заранее известным током потребления, например, лампу накаливания;
- Засекают время, в течение которого нагрузка будет нормально работать;
- Одновременно с этим к полюсам подключают щупы (зажимы) мультиметра, переключая его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В. Данная операция необходима для того, чтобы следить за уровнем падения разности потенциалов, отключая нагрузку в тот момент, когда питание будет иметь минимально допустимое значение данной характеристики.
- Фактическое значение характеристики находят, делая простой расчет: умножая ток, потребляемый нагрузкой, на время ее нормальной работы от полностью заряженной батареи. Полученный результат выражается в Амперчасах (А*час, Ah).
Помимо мультиметра, измеряется емкость перезаряжаемых элементов с помощью такого приспособления, как тестер.
Как проверить внутреннее сопротивление
Для проверки внутреннего сопротивления батареи производят следующие манипуляции:
- К батарее подключают нагрузку: лампочку, моторчик или какой-либо инструмент;
- Дают нагрузке поработать 5-10 секунд;
- Замеряют напряжение питания (U1);
- Отключают нагрузку;
- Повторно замеряют напряжение на полюсах батареи (U2);
- Находят разницу между двумя значениями U1 и U2, после чего делят ее на номинальную заявленную производителем питания разность потенциалов, затем переводят полученный результат в проценты. Если в процентном выражении полученное на основании расчетов значение меньше 0,4%, значит, внутреннее сопротивление нормальное.
Элементы с превышающим данное значение показателем считаются непригодными и даже опасными для дальнейшего использования.
Как проверить ток утечки
Ток утечки – опасное, нежелательное явление для любого перезаряжаемого питания. Проверка его наличия на автомобильном источнике питания производится следующим образом:
- Выключают зажигание;
- Отключают все работающие при выключенном зажигании потребители: магнитолу, охранную систему;
- Отсоединяют минусовую клемму источника питания;
- Переводят мультиметр в режим измерения постоянного тока силой до 10А;
- При помощи зажимов крокодильчиков подключают плюсовой щуп мультиметра к одноимённому полюсу;
- Минусовый щуп подключают к снятой с полюса батареи минусовой клемме;
- Признаком наличия тока утечки будет изменяющееся число на дисплее измерителя: чем больше отображаемое на нем значение, тем выше ток утечки и самопроизвольный разряд элемента в нерабочем режиме.
Определение тока утечки на автомобильной акб
В батареях, в которых тока утечки нет, на экране измерителя будут три нуля, разделенные одной точкой.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства? Для того чтобы при проверке различных характеристик акб при помощи мультиметра не повредить его внутреннюю начинку, необходимо устанавливать правильный диапазон измерений. Так, например, при замере разности потенциалов между полюсами у 12-ти вольтовой акб прибор устанавливают в диапазон измерения постоянного напряжения до 20 В.
На заметку. Измерения значений различных характеристик с использованием многофункционального измерителя производятся, начиная с самого высокого диапазона. Это необходимо для того, чтобы не сжечь внутреннюю начинку измерителя и не получить электротравму.
Экспресс-метод тестирования: измеряем U на полюсах АКБ
Этот метод еще проще, но с его помощью можно составить первичное представление о том, в порядке ли аккумулятор. Если мы проводим замеры U без подключения нагрузки, то получим показатель, равный «холостому ходу» инструмента.
К примеру, если у нас в аккумуляторе 12 частей с напряжением в 1,2 вольт каждый, и показатель рабочего U составляет 14,4 вольт, — U «холостого хода» станет расти до 17 вольт. Если «холостое» напряжение меньше обозначенного, это означает, что в связке имеются «банки», которые вышли из строя и нуждаются в подмене. Также понижение холостого напряжения может означать и то, что батарея заряжена не до конца.