Structured text

Техническое задание

Создание и утверждение технического задания (ТЗ) – очень важная часть разработки ПО. От грамотно составленного ТЗ зависит, насколько эффективно будет вестись разработка.

Опытные программисты знают, что программа не пишется за один раз. Как правило, софт корректируется и приближается итерациями к конечному варианту в соответствии с пожеланиями конструкторов, инженеров, электриков, механиков и технологов

Поэтому очень важно на этапе составления ТЗ плотно взаимодействовать со всеми заинтересованными специалистами, которые подписывают ТЗ, а по окончании принимают работу

Как программировать на codesys 2.3 новичку? Легко

Перед тем, как программировать ПЛК в среде разработки CoDeSyS 2.3 новички часто задаются вопросом: А какие системы требуется установить для корректной работы с аппаратом?? А как конфигурировать входы и выходы контроллера?? А каким образом связать устройство с ПК?? И снова, а как, а как?? Все мы с вами понимаем, устройства сложные и алгоритмы объёмные, и на изучение потребуется время. Я вот думаю, может написать небольшую книжку и назвать codesys для чайников? А вы согласны?

Из этой статьи вы узнаете:

Здравствуйте уважаемые коллеги и гости. Пишет вам автор блога kip-world.ru, Гридин Семён, и в этой статье я вам расскажу, как правильно программировать контроллер. Тема достаточно актуальная, я надеюсь после прочтения статьи, некоторые вопросы отпадут самим собой. =)

Порядок выполнения блоков

Программа, создаваемая пользователем, представляет собой набор схем. В самом простом случае это одна схема. Схема указывает, каким образом выходы устройства зависят от внешних и внутренних данных. Каждая схема состоит из блоков и связей между блоками, а также имеет набор переменных величин, читаемых и записываемых схемой. Блоки выполняют функции взаимодействия между своими входами и выходами: от элементарных логических И, ИЛИ, НЕ до очень сложных. Некоторые виды блоков, кроме вычисления значений выходов, выполняют специальные задачи, например, блок «Запись в переменную» изменяет значение переменной, присваивая ей значение, полученное на входе. Выполнение блоков происходит последовательно, в порядке следования связей от выходов к входам, т.е. любой блок получает на входы обновленные значения, предварительно рассчитанные соответствующими блоками.

От визуального расположения блоков на схеме их выполнение не зависит, т.е. пользователь может располагать блоки так, как ему удобнее их видеть.

Диаграмма 1 и Диаграмма 2 будут исполняться абсолютно одинаково:

  1. Сначала будет обработан счетчик;
  2. Затем детектор фронта;
  3. И последним будет обработан RS триггер. 

Высокоуровневые языки программирования

Для решения проблем читабельности кода и чрезмерной сложности были разработаны высокоуровневые языки программирования. C, C++, Pascal, Java, JavaScript и Perl — это всё языки высокого уровня. Они позволяют писать и выполнять программы, не переживая о совместимости кода с разными архитектурами процессоров. Программы, написанные на языках высокого уровня, также должны быть переведены в машинный код перед выполнением. Есть два варианта:

   компиляция, которая выполняется компилятором;

   интерпретация, которая выполняется интерпретатором.

Компилятор — это программа, которая читает код и создает автономную (способную работать независимо от другого аппаратного или программного обеспечения) исполняемую программу, которую процессор понимает напрямую. При запуске программы весь код компилируется целиком, а затем создается исполняемый файл и уже при повторном запуске программы компиляция не выполняется.

Проще говоря, процесс компиляции выглядит следующим образом:

Интерпретатор — это программа, которая напрямую выполняет код, без его предыдущей компиляции в исполняемый файл. Интерпретаторы более гибкие, но менее эффективные, так как процесс интерпретации выполняется повторно при каждом запуске программы.

Процесс интерпретации: 

Любой язык программирования может быть компилируемым или интерпретируемым, однако, такие языки, как C, C++ и Pascal — компилируются, в то время как «скриптовые» языки, такие, как Perl и JavaScript — интерпретируются. Некоторые языки программирования (например, Java) могут как компилироваться, так и интерпретироваться.

Машинный язык

Процессор компьютера не способен понимать напрямую языки программирования, такие как C++, Java, Python и т.д. Очень ограниченный набор инструкций, которые изначально понимает процессор, называется машинным кодом (или «машинным языком»). То, как эти инструкции организованы, выходит за рамки данного введения, но стоит отметить две вещи.

Во-первых, каждая команда (инструкция) состоит только из определенной последовательности (набора) цифр: и . Эти числа называются битами (сокр. от «binary digit») или двоичным кодом.

Например, одна команда машинного кода архитектуры ×86 выглядит следующим образом:

Во-вторых, каждый набор бит переводится процессором в инструкции для выполнения определенного задания (например, сравнить два числа или переместить число в определенную ячейку памяти). Разные типы процессоров обычно имеют разные наборы инструкций, поэтому инструкции, которые будут работать на процессорах Intel (используются в персональных компьютерах), с большей долей вероятности, не будут работать на процессорах Xenon (используются в игровых приставках Xbox). Раньше, когда компьютеры только начинали массово распространяться, программисты должны были писать программы непосредственно на машинном языке, что было очень неудобно, сложно и занимало намного больше времени, чем сейчас.

Caveats

Structured Text is extremely powerful, however it does have some «issues» that need to be understood in order to use it correctly.

WHILE statements and FOR statements can cause some dangerous conditions if the above is not remembered or understood. Consider the earlier example, when the WHILE statement is repeating, no other code is executing, before or after the while loop.

This can be demonstrated by updating the code to the following:

«Var1» will be initialised to the value 0 before the IF statement is executed, however when the WHILST statement is running, line 8 will not be executed, even though the IF statement is still executing.

Most PLCs use a single thread per task, meaning the code will execute sequentially one line at a time.

So how do we stop this from happening? If we had some critical outputs, we don’t want code to block execution until the WHILE condition is complete? There are two options

  1. Simply don’t use while statements. Replace them with IF statements that do not block execution. In most cases IF statements can reproduce the same desired outcome with a little extra coding, without the side effects of blocking code
  2. Run the WHILE code in a separate task with a low priority, this would not block execution on other tasks

Требования, ограничения и проблемы при проектировании и производстве ПЛК

Таким образом, становится понятно, что ПЛК — это просто особым образом спроектированная цифровая система управления на основе процессоров разной мощности и с различной функциональной оснащенностью, в зависимости от предназначения. Такую систему можно также считать специализированным мини-компьютером. Причем она изначально ориентирована на эксплуатацию в цехах промышленных предприятий, где имеется множество источников электромагнитных помех, а температура может быть как положительной, так и отрицательной. Дополнительно к минимизации воздействия вышеуказанных факторов необходимо предусмотреть и защиту от агрессивной внешней среды, включающей пыль, брызги технологических жидкостей и паровоздушные взвеси. В таких случаях предусмотрена установка ПЛК в защитные шкафы или в удаленных помещениях. Отдельные модули могут размещаться на удалении до сотен метров от основного комплекта ПЛК и эксплуатироваться при экстремальных внешних температурах. Согласно МЭК 61131, для ПЛК с наружной установкой допустима температура 5…55°C. Для устанавливаемого в закрытых шкафах ПЛК необходимо обеспечить рабочий диапазон 5…40°C при относительной влажности 10…95% (без образования конденсата).

Тип ПЛК выбирается при проектировании системы управления и зависит от поставленных задач и условий производства. В отдельных случаях это может быть моноблочный ПЛК с ограниченными функциями, имеющий достаточное количество входов и выходов. В других условиях потребуются ПЛК с расширенными возможностями, позволяющими использовать распределенную конфигурацию с удаленными модулями входа/выхода и с удаленными пультами управления технологическим процессом.

Связь между удаленными блоками и основным ядром ПЛК осуществляется через помехозащищенные полевые шины по медным кабелям и оптическим линиям связи. В отдельных случаях, например, для связи с подвижными объектами, применяют беспроводные технологии, чаще всего это сети и каналы Wi-Fi. Для взаимодействия с другими ПЛК могут применяться как широко известные интерфейсы  RS-232 и RS-485, так и более помехозащищенные промышленные варианты типа Profibus и CAN.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Это интересно: Автомобиль в мегаполисе — поясняем во всех подробностях

Лицензионное соглашение

Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы
в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

Без письменного согласия автора ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Пример программы

(* simple state machine *)
TxtState := STATESStateMachine;

CASE StateMachine OF
   1 ClosingValve();
      StateMachine := 2;
   2 OpeningValve();
ELSE
    BadCase();
END_CASE;

В отличие от некоторых других языков программирования, для оператора CASE нет первое совпадающее условие, и после выполнения его операторов блок CASE остается без проверки других условий.

Дополнительные примеры программирования ST

// PLC configuration
CONFIGURATION DefaultCfg
    VAR_GLOBAL
        b_Start_Stop   BOOL;         // Global variable to represent a boolean.
        b_ON_OFF       BOOL;         // Global variable to represent a boolean.
        Start_Stop AT %IX0.BOOL;    // Digital   input of the PLC (Address 0.0)
        ON_OFF     AT %QX0.BOOL;    // Digital output of the PLC (Address 0.0). (Coil)
    END_VAR

    // Schedule the main program to be executed every 20 ms
    TASK Tick(INTERVAL := t#20ms);

    PROGRAM Main WITH Tick  Monitor_Start_Stop;
END_CONFIGURATION

PROGRAM Monitor_Start_Stop          // Actual Program
    VAR_EXTERNAL
        Start_Stop   BOOL;
        ON_OFF       BOOL;
    END_VAR
    VAR                             // Temporary variables for logic handling
        ONS_Trig     BOOL;
        Rising_ONS   BOOL;
    END_VAR

    // Start of Logic
    // Catch the Rising Edge One Shot of the Start_Stop input
    ONS_Trig    := Start_Stop AND NOT Rising_ONS;
    
    // Main Logic for Run_Contact -- Toggle ON / Toggle OFF ---
    ON_OFF := (ONS_Trig AND NOT ON_OFF) OR (ON_OFF AND NOT ONS_Trig);

    // Rising One Shot logic   
    Rising_ONS := Start_Stop;
END_PROGRAM

Пример функционального блока

//=======================================================================
// Function Block Timed Counter :  Incremental count of the timed interval
//=======================================================================
FUNCTION_BLOCK FB_Timed_Counter
    VAR_INPUT
        Execute          BOOL := FALSE;        // Trigger signal to begin Timed Counting
        Time_Increment   REAL := 1.25;         // Enter Cycle Time (Seconds) between counts
        Count_Cycles     INT  := 20;           // Number of Desired Count Cycles
    END_VAR
    
    VAR_OUTPUT
        Timer_Done_Bit   BOOL := FALSE;        // One Shot Bit indicating Timer Cycle Done
        Count_Complete   BOOL := FALSE;        // Output Bit indicating the Count is complete            
        Current_Count    INT  := ;            // Accumulating Value of Counter
    END_VAR
    
    VAR
        CycleTimer       TON;                  // Timer FB from Command Library
        CycleCounter     CTU;                  // Counter FB from Command Library
        TimerPreset      TIME;                 // Converted Time_Increment in Seconds to MS
    END_VAR
        
    // Start of Function Block programming
    TimerPreset := REAL_TO_TIME(in := Time_Increment) * 1000;

    CycleTimer(
        in := Execute AND NOT CycleTimer.Q,
        pt := TimerPreset);

    Timer_Done_Bit := CycleTimer.Q;
    
    CycleCounter(
        cu := CycleTimer.Q,
        r := NOT Execute,
        pv := Count_Cycles);

    Current_Count := CycleCounter.cv;
    Count_Complete := CycleCounter.q;
    
END_FUNCTION_BLOCK

INI

Name and link Platform License Description
Any with Python 2.x? GNU GPLv2+ Retrieve properties as shell script commands to set the corresponding variables (with ). Retrieve properties’ values as plain text. Substitute values from an INI file in an Autoconf-style template. Supports plug-ins. Chokes on section names and keys with spaces.
Linux, FreeBSD Two-clause BSD Retrieve properties and sections as shell script commands to set the corresponding variables. Retrieve properties’ values as plain text. Check for existence of properties. List sections. Find values that match a pattern. Read-only.
crudini Any with Python 2.x GNU GPLv2 Retrieve properties and sections as INI fragments or shell script commands to set the corresponding variables. Retrieve properties’ values as plain text. Set properties. Remove properties and sections. Create empty sections. Merge INI files. Changes files in place.
inicomp Windows, *nix Apache 2.0 Compare INI (and also Windows .reg) files.
Windows (x86, x86-64), MS-DOS Closed-source freeware Retrieve properties and sections as batch file commands to set the corresponding variables. Set properties. Remove properties and sections. Changes files in place.
initool Linux, FreeBSD, Windows MIT Retrieve properties and sections as INI fragments. Retrieve properties’ values as plain text. Set properties. Check for existence of properties and sections. Remove properties and sections. Outputs the updated INI file.

Multiple formats

Name and link Description
Query and modify configuration files. Shares Augeas’ limitations when it comes to application-specific configuration files (it uses the same lenses), but has better support for generic formats such as JSON and INI.

Методика

В программе предусмотрено изучение языка Си в
7-11 классах:

7 класс

Часть I представляет собой расширенный конспект курса
7 класса. Введение в язык Си строится на базе алгоритмической
подготовки, которую дети получили в 6 классе, работая с
исполнителями.

Основная задача — познакомить учащихся с основными
конструкциями языка Си: циклами, условными операторами,
процедурами. Весьма успешно проходит изучение разделов,
связанных с графикой, анимацией.

Для работы с графикой через браузер можно использовать
онлайн-сервис
Антона Деникина.

8 класс

Программа включает следующие разделы (в скобках указана часть конспекта):
Массивы (II), Работа с файлами (II), Символьные строки (II), Вращение объектов (III),
Моделирование (III)

Особое внимание уделяется изучению
алгоритмов работы с массивами, в том числе поиска, сортировки и т.п.
Дается понятие об эффективности вычислительных методов.. 9 класс

9 класс

Основное внимание уделяется изучению методов разработки
программ на языке Си. Учащиеся выполняют индивидуальное задание, в ходе которого
учатся строить графики на экране, знакомятся с преобразованиями
систем координат, изучают методы решения уравнений, знакомятся с численными
методами, учатся правильно оформлять программы (разделы 1-2 части III).
Одно из заданий посвящено использованию метода Монте-Карло для вычисления
площади сложной фигуры

Из новых разделов изучаются также
Матрицы (II), Массивы символьных строк (II). Вводится понятие
указателей и изучаются простейшие операции с ними.

10 класс

Изучения языка Си выходит на более серьезный уровень. Основные
темы — Управление памятью (II), Рекурсия (II), Структуры (II).
Предусмотрено изучение языка Паскаль в качестве второго языка программирования.
С этого момента алгоритмы на теоретических занятиях записываются
поочередно на двух языках.

11 класс

Изучаются не столько особенности языков, сколько
алгоритмы. Основные разделы — Численные методы (III), Моделирование (III),
Динамические структуры данных (IV)
.

Из чего состоит программный комплекс для полноценной работы с ПЛК

Конечно вам поначалу покажется, что слишком много нужно знать, чтобы связать друг с другом основное приложение и утилитки, а потом соединить устройство. Я хочу вам сказать, что ничего сложного в процессе установки и связей — нет. В этом поможет моя статья.

Итак, скачиваем программу:

Затем следует стандартная процедура установки. Указываем путь и все время жмём “Далее”, “Далее”.

Запускаем автоматический установщик, устанавливаем инструкции. Всё, половину пути мы с вами уже сделали в этой работе! После этих всех процедур можно устанавливать библиотеки, но о них позже. Переходим к следующему пункту.

Что это такое?

В свое время (1991-1992 года), выбрав язык Си в
качестве основного языка программирования для математических классов,
автор столкнулся с проблемой отсутствия нормальных учебников,
которые можно было бы рекомендовать школьникам. Это
вынудило его написать свой конспект лекций, который можно было бы
назвать «Практический курс программирования на Си»
в него вошли те сведения, которые действительно требовались автору на практике.
Многолетний опыт преподавания показал, что конспект
действительно востребован и широко используется как школьниками, так
и выпускниками.

В качестве среды разработки используется бесплатно распространяемая
оболочка Dev-C++ с открытым исходным
кодом, включающая компилятор GCC.

Автор будет благодарен за отзывы и
конструктивную критику по поводу содержания и оформления этих материалов.
Если вы заметили ошибку или у вас есть
предложения, замечания, жалобы, просьбы и заявления, .

Общие сведения о языке ST¶

ST (Structured Text) – это текстовый язык высокого уровня общего назначения, по синтаксису схожий с языком Pascal. Удобен для программ, включающих числовой анализ или сложные алгоритмы. Может использоваться в программах, в теле функции или функционального блока, а также для описания действия и перехода внутри элементов SFC. Согласно IEC 61131-3 ключевые слова должны быть введены в символах верхнего регистра. Пробелы и метки табуляции не влияют на синтаксис, они могут использоваться везде.

Выражения в ST выглядят точно также, как и в языке Pascal:

Порядок их выполнения – справа налево. Выражения состоят из операндов и операторов. Операндом является литерал, переменная, структурированная переменная, компонент структурированной переменной, обращение к функции или прямой адрес.

Язык программирования ST и типы переменных

ST (Structured text) — это одна из составных частей комплекса CoDeSyS и представляет собой текстовый редактор высокого уровня. Он очень похож на Basic или Pascal. Такой способ программирования является идеальным инструментом для людей-программистов. Преимуществом языка является создание сложных математических и разветвленных алгоритмов.

ST позволяет без труда описывать сложные операции компактным и лёгким для восприятия текстом. Structured Text содержит в себе много конструкций, позволяющие присваивать переменные, использовать готовые библиотеки, функции и функциональные блоки.

В чём преимущество данного способа программирования? давайте с вами перечислим:

С этим мы разобрались, но, прежде чем переходить к непосредственному изучению азов программирования, необходимо ознакомиться с элементом языка — тип данных

Хочу обратить внимание, этот элемент практически схож во многих си-подобных языках (Питон, Ардуино IDE, СИ# т.д.)

Тип данных переменной определяет род информации, диапазон представлений и множество допустимых операций. Языки МЭК используют строгую идеологию в этом отношений. Любую переменную можно использовать только после её объявления. Присваивать значения одной переменной другой можно, только если они одного типа. В другом случае используются преобразователи типов.

В таблице ниже я представлю типы данных, которые используются чаще всех:

Тип Название Предел Размер в байтах
BOOL Логическое 1 бит 1 бит
BYTE Целочисленое 8 бит 1 байт
WORD Целочисленое 16 бит 2 байта
INT Целочисленое -32768-32767 2 байта
UINT Целочисленое 0-65535 2 байта
FLOAT Вещественное ±10³³ 4 байта
DATE_AND_TIME Дата и время
STRING Строковое

Принцип работы ПЛК

ПЛК предназначены для автоматического управления дискретными и непрерывными технологическими процессами.

Основные принципы работы ПЛК:

  • Цикличность
  • Работа в реальном масштабе времени, обработка прерываний

Цикличность работы ПЛК

В одном цикле ПЛК последовательно выполняет следующие задачи:

  1. Самодиагностика
  2. Опрос датчиков, сбор данных о текущем состоянии технологического процесса
  3. Обмен данными с другими ПЛК, промышленными компьютерами и системами человеко-машинного интерфейса (HMI)
  4. Обработка полученных данных по заданной программе
  5. Формирование сигналов управления исполнительными устройствами

Время цикла

Время выполнения одного цикла программы зависит от:

  • размера программы
  • количества удалённых входов-выходов
  • скорости обмена данными с распределённой периферией
  • быстродействия ЦПУ

Время цикла (время квантования) должно быть настолько маленьким, чтобы ПЛК успевал за скоростью изменения переменных процесса (см. теорию автоматического управления),
в противном случае процесс станет неуправляемым.

Watchdog

Строжевой таймер следит за тем, чтобы время цикла не превышало заданное.

Обработка прерываний

По прерываниям ПЛК запускает специальные программы обработки прерываний.

Типы прерываний:

  • Циклические прерывания по времени (например, каждые 5 секунд)
  • Прерывание по дискретному входу (например, по сработке концевика)
  • Прерывания по программным и коммуникационным ошибкам, превышению времени цикла, неисправностям модулей, обрывам контуров

Модули ПЛК

  1. Корзина для установки модулей
  2. Стабилизированный блок питания AC/DC (~220В/=24В)
  3. Центральное процессорное устройство (ЦПУ) с интерфейсом для подключения программатора,
    переключателем режимов работы, индикацией статуса, оперативной (рабочей) памятью, постоянной памятью для хранения программ и блоков данных
  4. Интерфейсные модули для подключения корзин расширения локального ввода-вывода и распределённой периферии
  5. Коммуникационные модули для обмена данными с другими контроллерами и промышленными компьютерами
  6. Модули ввода-вывода
  7. Прикладные модули (синхронизация, позиционирование, взвешивание и т.п.)

Функции устройств ввода

  1. Электрическое подключение и питание технологических датчиков (дискретных и аналоговых)
  2. Диагностика состояния (обрыв провода, контроль граничных значений, короткое замыкание и т.п.)
  3. Формирование цифровых значений (машинных слов) технологических параметров
  4. Передача этих данных в память ПЛК для дальнейшей обработки

Функции устройств вывода

  1. Электрическое подключение исполнительных устройств
  2. Диагностика состояния (обрыв провода, контроль граничных значений, короткое замыкание и т.п.)
  3. Приём управляющих машинных слов из памяти ПЛК
  4. Формирование управляющих сигналов (дискретных и аналоговых)

Типы устройств ввода-вывода

  • Модули локального ввода-вывода располагаются:
    • в одной корзине с ЦПУ
    • в соседних корзинах в одном шкафу с ЦПУ
    • в корзинах в соседних шкафах в одном помещении с ЦПУ
  • Модули распределённого ввода-вывода (децентрализованная периферия) располагаются удалённо (в другом здании или в поле по по месту управления)
    и связываются с ЦПУ по промышленной полевой шине. Станции удалённого ввода-вывода могут иметь взрывозащищённое исполнение или повышенный
    класс защиты корпуса (например, IP67) и устанавливаться без шкафа

Функции коммуникационных модулей

Коммуникационные модули предназначены для обмена данными:

  • с удалёнными модулями ввода-вывода (Profibus, Modbus и др.)
  • с программаторами, панелями оператора (HMI) и другими контроллерами
  • с полевыми устройствами (HART, Foundation Fieldbus и др.)
  • с сервоприводами (SERCOS)
  • с промышленными компьютерами верхнего уровня (Industrial Ethernet и др.)
  • по радиоканалам (GSM, GPRS)
  • по телефонным линиям
  • по Internet (встроенные web-серверы публикуют на своих страницах статусную информацию)

Виды структуры текста

В копирайтинге и журналистике различают несколько видов структуры письменного контента. Каждый из них подходит для разных целей и ситуаций.

Логическая

Для нее характерно последовательное изложение информации. При этом очередное утверждение вытекает из предыдущего, связано с ним по смыслу напрямую или опосредованно. Такая организация текста применяется для написания аналитических статей, руководств, детальных описаний.

Логическая структура —  последовательное изложение информации.

Пирамидальная

В ней сначала формулируется общая мысль, которая ниже уточняется, конкретизируется, излагается подробнее. Движение от целого к частному с последующим сужением фокуса похоже на перевернутую пирамиду.

FAQ-структура

Этот вариант удобно использовать для ответов на вопросы в справочном разделе сайта или для публикации интервью. В первом случае сначала формулируется проблема, с которой нужно справиться, затем приводится решение. Во втором — задается вопрос, указывается имя интервьюируемого или его инициалы, за которыми следует ответ. В таком тексте легко отыскать нужную информацию или интересующий фрагмент.

FAQ-структура используется для ответов на вопросы.

Коммерческая

Статьи со структурой этого типа предназначены для продажи услуг и товаров. Читатель получает описание преимуществ предмета или сервиса, убеждаясь в том, что покупка принесет пользу и решит какие-то проблемы лучше других аналогичных продуктов.

Коммерческий текст выстраивают по схеме AIDA: «внимание», «интерес», «желание», «действие» (от англ. attention, interest, desire, action)

При написании продающей статьи не всегда соблюдают логическую структуру

Здесь важно привлечь внимание посетителя, заинтересовать его особенностями продукта, вызвать потребность приобрести рекламируемый товар, а в конце подтолкнуть к действию (заказу, звонку, подписке). Порядок подачи информации оказывается на втором месте, ведь главная задача пишущего — добиться результата: превращения читателя в клиента

Комбинированная

В ней сочетаются разные способы организации текста. Например, вначале копирайтер обрисовывает проблему, используя пирамидальную структуру, после чего раскрывает тему с помощью логической. Несколько подходов в одной статье помогают углубиться в подробности и проанализировать поднятый автором вопрос. Такой набор приемов подходит для информационных и образовательных материалов, а также записей в блогах.

Комбинированная структура сочетает несколько подходов.

Хаотичная

Характерна для текстов начинающих авторов или блогеров, которые не придерживаются какого-либо одного подхода, слабо владеют информацией, не умеют выделять основные мысли. В таких статьях анализ чередуется с ответами на вопросы, детализация сменяется обобщением, нарушается логика изложения. Пишущий часто сбивается с одного стиля на другой. В результате читатель теряет интерес к теме, ведь извлечь из материала нужные сведения в подобном хаосе сложно.

Типы данных¶

Согласно стандарту IEC 61131-3, язык ST поддерживает весь необходимый набор типов, аналогичный классическим языкам программирования. Целочисленные типы: SINT (char), USINT (unsigned char), INT (short int), UINT (unsigned int), DINT (long), UDINT (unsigned long), LINT (64 бит целое), ULINT (64 бит целое без знака). Действительные типы: REAL (float), LREAL (double). Специальные типы BYTE, WORD, DWORD, LWORD представляют собой битовые строки длиной 8, 16, 32 и 64 бит соответственно. Битовых полей в ST нет. К битовым строкам можно непосредственно обращаться побитно. Например:

a.3 := 1; (* Установить бит 3 переменной a *)

Логический тип BOOL может иметь значение TRUE или FALSE. Физически переменная типа BOOL может соответствовать одному биту. Строка STRING является именно строкой, а не массивом. Есть возможность сравнивать и копировать строки стандартными операторами. Например:

Для работы со строками есть стандартный набор функций (см. приложение 2, раздел «Строковые операции с переменными типа STRING»).

Специальные типы в стандарте IEC определены для длительности (TIME), времени суток (TOD), календарной даты (DATE) и момента времени (DT).

В таблице 3.1 приведены значения по умолчанию, соответствующие описанным выше типам.

Таблица 3.1 – Значения по умолчанию для типов данных IEC 61131-3

Тип(ы) данных Значение
BOOL, SINT, INT, DINT, LINT
USINT, UINT, UDINT, ULINT
BYTE, WORD, DWORD, LWORD
REAL, LREAL 0.0
TIME T#0S
DATE D#0001-01-01
TIME_OF_DAY TOD#00:00:00
DATE_AND_TIME DT#0001-01-01-00:00:00
STRING ‘’ (пустая строка)

По умолчанию, все переменные инициализируются нулем. Иное значение переменной можно указать явно при ее объявлении. Например:

str1: STRING := ‘Hello world’;

В определённых ситуациях при разработке программных модулей удобно использовать обобщения типов, т.е. общее именование группы типов данных. Данные обобщения приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Обобщения типов данных IEC 61131-3

Объявление и использование переменных

При помощи вашей первой программы на экран выводится «Hello World!».

Совет

Вероятнее всего, при изучении C# (как и любого другого языка программирования) вы будете допускать ошибки в коде. Компилятор найдет эти ошибки и сообщит вам о них. Если результат содержит сообщения об ошибках, внимательно просмотрите пример кода и код в интерактивном окне, чтобы понять, что нужно исправить.
Это упражнение поможет вам изучить структуру кода C#.

Функции первой программы ограничиваются выводом одного сообщения. Вы можете создавать более полезные программы с использованием переменных. Переменная — это символ, который вы можете использовать для выполнения одного и того же кода с разными значениями. Попробуем сделать это. Замените код, написанный в интерактивном окне, следующим:

В первой строке объявляется переменная , и ей назначается значение Bill. Вторая строка выводит имя.

Любой объявляемой переменной можно присваивать разные значения. Можно назначить переменной имя одного из ваших друзей. Добавьте эти две строки в интерактивном окне после уже добавленного вами кода. Обязательно сохраните объявление переменной и ее начальное присваивание.

Обратите внимание, что при помощи одной и той же строки кода выводятся два разных сообщения. Они формируются на основе значения, которое хранится в переменной

Как вы могли заметить, слово Hello в двух последних сообщениях отсутствует. Исправим это. Измените строки, которые выводят сообщение, следующим образом:

Снова нажмите кнопку Выполнить, чтобы просмотреть результаты.

Вы уже использовали для создания строк из переменных и констант. Но есть способ лучше.
Вы можете поместить переменную между символами и , чтобы код C# заменял этот текст значением переменной.

Этот подход называется интерполяцией строк.

Если добавить перед открывающей кавычкой строки, то внутри строки можно включать переменные в фигурных скобках, например . Попробуйте!