Мягкий свет в студийной фотосъемке

С другой стороны, источник мягкого света больше, шире, свет расположен относительно близко к объекту. В облачный или пасмурный день, когда рассеянный свет отражается от большой бетонной стены, это может быть примером мягкого источника света.

Свет, как правило, приятный в местах контраста, светлые участки содержат больше деталей, а грани теней мягкие и открытые.

В целом это более приятный свет, но это не обязательно один источник света.

На выбор качества и тип света на съемочной площадке влияют многие факторы. Направление может быть задано арт-директором или клиентом, которые просят создать фотографии в духе уже существующего стиля. Возможно, они попросят воссоздать условия естественного света (например, жесткий солнечный свет в горячей пустыне, падающий на ботинки, или прохладный свет раннего утра, падающий на засервированный стол).

Объект сам по себе может также иметь большое влияние на то, какой свет выбрать. Предметы с высокой отражающей способностью (например, стекло или хром) или высоко контрастные предметы могут стать достаточно трудным испытанием для фотографа, если пробовать подсветить их жестким источником света. Если использовать только его, то борьба со спектральными бликами или сохранение деталей в тенях и светах будет настоящим мучением.

Если вам повезло, и клиент наделил вас творческой свободой действий, или же вы работаете над собственным проектом, то вы сможете иллюстрировать настроение или эмоцию с помощью подбора соответствующего освещения. Тщательный выбор световой схемы, сочетание жесткого и мягкого источников света помогут вам достичь желаемого результата.

Примечание по светомодификаторам

Большинство модификаторов в студийной фотографии имеют влияние на отдачу источника света в плане экспозиции. Возможно, понадобится увеличить или уменьшить диафрагму, или расстояние до источника света, в зависимости от типа модификатора, которым вы пользуетесь.

Софт боксы и белые или прозрачные зонтики, которые дают более мягкий рассеянный свет, будут сокращать количество света, попадающего на объект. Компенсировать это можно с помощью увеличения диафрагмы (меньшее f/число) или придвиньте источник света ближе к объекту.

Портретные тарелки, серебряные зонтики и рефлекторы, которые дают более жесткий и прямой свет, увеличат количество света, попадающего на предмет съемки, и потребуют от вас уменьшить диафрагму (большее f/число) или отодвинуть источник света подальше от объекта.

Если вы выбираете изменение диафрагмы в таких ситуациях, то теперь вы можете воспользоваться дробными значениями. Модификатор редко может изменить отдачу источника света настолько, что понадобится целый шаг.

Вы быстро освоите, как модификаторы влияют на отдачу источника света и уже через несколько сессий вы обнаружите, что компенсируете их влияние автоматически, не задумываясь.

Почему важно грамотно выставить освещение при съёмке в фотостудии

Мир, окружающий человека, является трёхмерным, поэтому он имеет три пространственных координаты. Если на каком-либо предмете сделать акцент только на его ширине и высоте, то полностью исчезнет объём или глубина. Подчеркнуть все измерения позволяет правильно выставленный свет при съёмке в фотостудии. Технику правильной работы со светотенью хорошо преподают в художественных школах. Осветительные приборы помещаются с разных сторон гипсовой фигуры и на рисунке хорошо виден разный результат. По направлению свет можно разделить на несколько типов:

Примером снимка с верхним светом может быть фотография, сделанная в офисном помещении с потолочными светильниками. Прорабатываются только верхние части предметов, в то время как нижние остаются в тени. Фотография выглядит плоско и невыразительно. Портрет, освещённый только снизу, оставляет неприятное и тревожное впечатление от глубоких теней в верхней части снимка. Для того, чтобы в фотостудии полностью передать объём и глубину модели, её освещают сбоку. Это является основой любой художественной фотографии. Контровое освещение находится сзади модели и направлено в сторону объектива. Прямой свет создаёт источник, направленный на модель. При съёмке в фотостудии фотограф крайне редко использует только один светильник. Обычно их количество может варьироваться от 2 до 4. Правильно располагая осветительные приборы и меняя яркость, фотограф может создать объёмное и насыщенное изображение с хорошей проработкой деталей.

Особенности студии

Фотографии, которые сделаны при искусственном освещении в помещении, будут качественнее, чем те, которые были сделаны на улице. Это связано с преимуществами фотостудии. Здесь можно:

Оформление фотостудии

Но для того чтобы сделать качественное освещение в фотостудии, необходимо учитывать ряд нюансов, связанных с расстановкой дополнительных светильников. Если этого не сделать, то при плохом уровне освещения фото будут получаться не такими, как хотелось бы

Особенно это важно в ситуации, когда вы делаете студийную съемку у себя дома

Варианты размещения светильников в разных комнатах

Существуют разные варианты освещения помещений, в зависимости от их функционального предназначения. Например, прихожая нуждается в ярком свете, так как здесь нет окон. А для спальни больше подойдет мягкий свет, который дополняется настенными или напольными устройствами.

Гостиная, зал

В гостиной рекомендуется сделать многоуровневое освещение.

Для фоновой подсветки применяют люстру или несколько светильников. Напольные, настенные или настольные приборы помогут осветить рабочую зону, место для отдыха или приема гостей.

При выборе нескольких приборов следите, чтобы они находились в стилистическом единстве.

Лучше приобрести приборы из одного комплекта.

Спальня

Светодизайн спальни должен быть уютным, расслаблять.

Для этого нужен мягкий свет, который обеспечивает люстра или точечные светильники на потолке.

На стене или прикроватной тумбочке можно установить бра или настольную лампу.

Несколько небольших устройств помогут осветить зеркало и туалетный столик.

Детская

Освещение детской должно быть удобным, функциональным и безопасным. Для фоновой подсветки можно выбрать 1 люстру, несколько подвесных или встраиваемых светильников из ударопрочного пластика.

Возле кровати можно установить настенный прибор. На столе для обучения поставьте светильник с холодным излучением, который стимулирует умственную активность. А ночник поможет малышу спокойно уснуть.

Компьютер и телевизор нужно включать с фоновым светом, чтобы ребенок не портил зрение.

Кухня

На кухне не обязательно использовать люстру, достаточно установить подвесной светильник над обеденным столом.

Выбирайте модели с регулируемым подвесом.

Кроме того, на кухне не обойтись без функциональной подсветки.

Для этого установите диодные ленты или точечные устройства под кухонным гарнитуром.

Прихожая

Коридор обычно самое темное место в квартире, так как здесь нет окон. Для фонового освещения применяется люстра, точечные светильники или их комбинация.

Если потолок в прихожей низкий, то установите светящиеся потолочные плинтусы. Чтобы расширить узкое помещение, разместите несколько точечных приборов вдоль одной стены так, чтобы их свет был направлен на другую. Этот прием позволит визуально расширить пространство.

Для подсветки зеркала используйте небольшие светильники, установите их сверху и по бокам.

Ванная

Для фонового освещения ванной можно использовать несколько точечных светильников. Также возможен такой вариант освещения: 1 плафон на стене и несколько встраиваемых устройств для подсветки отдельных зон.

Подсветка ванной должна быть безопасной. Оптимальный вариант – осветительные приборы с IP (уровень влагозащиты) от 44 до 55.

Свет должен быть максимально естественным и теплым.

Также важно установить несколько настенных светильников над или по бокам зеркала

Схема #4. Круговое освещение

С помощью этой схемы Вы создадите интересное стилистическое решение с хорошей проработкой контура.

Расположите оба источника немного позади модели, по одному с каждого бока, и направьте оба в сторону камеры. Схема требует подстройки. Она отлично подходит для съёмки обнажённой натуры, так как позволяет выделить контуры тела.

Следите за тем, чтобы не появлялись засветки. Наденьте шторки на моноблоки, бленду на объектив или установите какую-либо светонепроницаемую преграду между моноблоком и камерой, чтобы избежать попадания световых лучей от источников в объектив.

Здесь будет полезной помощь ассистента. Ему следует держать отражатель над головой модели, чтобы осветлить лицо модели.

Итого вам понадобятся: два источника света, две простых насадки с сотовыми решётками или шторками, один отражатель, один помощник, две стойки.

Использовать свет в собственных интересах.

Есть несколько методов, с помощью которых Вы можете получить наибольшее количество света. Всякий раз, когда я использую естественное освещение, я ношу с собой отражатель. Это может быть чрезвычайно полезно для съемки портретов, так как Вы можете отражать свет, выделяя ключевые особенности лиц, не ослепляя их и не заставляя смотреть на солнце.

В погожие, светлые дни стоит попробовать прием с солнцем за объектом съемки. Опять же пригодится отражатель, когда Вы попытаетесь достичь теплого свечения вокруг фигуры Вашей модели, с помощью отражателя лицо не будет затемнено.

Помните, что у вас есть возможность использовать различные тени. Например, тенистое место под деревом может быть интересно, когда прямой солнечный свет слишком яркий, но в этом случае не забудьте проверить, равномерно ли распределяется тень, чтобы избежать слишком глубоких теней.

Тени являются отличным способом подчеркнуть особенности объекта, это может быть легко достигнуто при наличии источника света, направленного непосредственно в сторону объекта. Просто убедитесь в том, что тени не скрывают ключевых особенностей.

Схема 2

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Как взять свет под контроль

Имея в арсенале основную технику, вы можете начать экспериментировать с различными установками света. Устанавливайте источник света в различных позициях относительно объекта съемки и следите за тем, как та или иная позиция отражается на образе и восприятии объекта. Чтобы избежать смазывания вследствие тряски, фотографируйте на коротких выдержках, для этого вам придется установить большое значение ISO около 800-1600.

Передний свет

Установив источник света непосредственно за камерой, и направив его на объект съемки, вы получите плоский свет. Точно такой же эффект вы получите при съемке в условиях солнечного света, встав спиной к солнцу, или же используя встроенную вспышку.

Боковой свет

Сместив источник света относительно объекта в сторону, вы получите куда более интересные результаты, так как такой свет сделает более явными очертания и текстуру.

Задний свет

Установка источника за предметом съемки даст совершенно иной результат. Такой свет подсветит объект со всех сторон, тем самым создав контур. Такой тип освещения помогает создать атмосферные снимки.

Схема #1. Рембрандтовская

Эта схема идеально подходит для художественных портретов с толикой драматизма и эпичности.

Присоедините к моноблоку зонтик с серебристой внутренней поверхностью. Поставьте источник сбоку от себя и наклоните под 45 градусов по отношению к модели. Поднимите моноблок на высоту равную примерно 180 см. В таком положении свет получится интенсивным и жёстким, будет распространяться на модель сбоку-сверху. Кстати, такой источник света называется рисующим.

Чтобы выровнять освещение, поставьте с другой стороны отражатель. Он перенаправит часть света от рисующего источника на затенённые участки лица и тела модели.

Явный признак того, что световая схема является рембрандтовской – световое пятно над скулой модели в форме треугольника. Такое освещение использовал Рембрандт ван Рейн при написании своих картин.

Итого вам понадобятся: один моноблок, один рефлектор, две стойки.

Комбинирование жесткого и мягкого света

Заключительный совет по студийной фотографии заключается в том, чтобы быть гибким в вопросе построения световых схем независимо от многолетнего опыта. У вас в голове может быть идея того, как в итоге должна выглядеть фотография, но вы обнаружите, что в локации предмет выглядит иначе в разных условиях освещения. Будьте готовы пробовать и искать, так как зачастую сочетание жесткого и мягкого света может показать продукт с его лучших сторон.

Пример мягкого света с жестким светом окантовки (толчок или акцент) сзади

Обратите внимание на жесткие тени на столе перед чашками – это создано жестким светом

Когда вы полностью поймете источники мягкого и жесткого света, вы сможете комбинировать эти две техники. Например, локация должна иметь подсветку краев, чтобы придать изображению настроение или измерение, или же добавить акцент некоторым элементам в кадре. Владение обеими типами света позволят вам иметь полный контроль над освещением и окончательным снимком, созданным вами.  

Пример 4

Чтобы получить по-настоящему контрастное освещением, которое возможно с одним источником света, в этом примере я использовал портретную тарелку с сотовой насадкой. Источник света опять же установлен под углом 45 градусов. Благодаря такой асадке свет падает более направлено и резко по сравнению с большими софтбоксами. Кстати если вам не знакомы светомодификаторы и какой светотеневой рисунок дает каждый, то вам нужно ознакомиться с курсом: “Домашняя мобильная фотостудия для новичка”.  В курсе подробно рассказано про все светомодификаторы, как и где их недорого купить, и как получать при помощи них профессиональные фото журнального качества.

Был добавлен серебряный отражатель, чтобы заполнить тени и обеспечить отделение модели от фона.

Основные характеристики света

Перед постановкой освещения для домашней студии необходимо ознакомиться с основными параметрами света. Среди них:

  1. Световой поток.
  2. Яркость.
  3. Интенсивность.

Кроме того, искусственные источники отличаются и оттенком, который определяется принципом их работы. Так, лампы накаливания рассеивают преимущественно желтые лучи без включения синих и фиолетовых. Поэтому передача зеленого или синего цветов в помещении с лампами накаливания происходит хуже, чем при естественном освещении.

Световой поток может быть теплым или холодным. Это зависит от особенностей цветовых фильтров, установленных в приборах, а также от специфики отражающих поверхностей. К примеру, фактурное покрытие придает свету мягкость. В некоторых моделях присутствуют отражатели с разным оттенком.

Потоки студийного освещения бывают нескольких типов:

  1. Точечные. Луч генерируется из локализованной точки, которая закреплена на потолке.
  2. Рассеянные. Поток формируется из крупной светящейся поверхности.
  3. Отраженные. Эта разновидность отличается безопасностью для глаз.

Стойки

Студийные вспышки удобнее всего размещать на специальных осветительных стойках.

Для домашней студии хорошо подойдут двухметровые телескопические стойки, как наиболее универсальные и относительно компактные. Неплохо также иметь хотя бы одну стойку высотой 2,5-3 метра. Она понадобится вам при съёмке портретов.

В некоторых ситуациях может оказаться полезной стойка-журавль с дополнительной подвижной штангой, которая позволяет варьировать положение вспышки относительно объекта в очень широком диапазоне.

Для простейшей предметной съёмки можно обойтись патронными вспышками, установленными в патроны E27 обычных настольных ламп.