Виды конструкции корпуса сабвуфера
Корпусные сабвуферы могут иметь разную конструкцию:
- Закрытый ящик – динамик размещается в стенке герметичного ящика излучателем внутрь или наружу.
- Ящик с фазоинвертором предполагает наличие четко рассчитанного воздуховода (фазоинвертора) в ящике. Имеет повышенный КПД, но сложен в настройке и выдает бас худшего качества нежели закрытый ящик.
- Bandpass – корпус ящика разделен на две камеры перегородкой, в которую устанавливается динамик. Имеет сложную систему отводных портов. Выдает еще более мощный, но низкокачественный бас.
Bandpass – корпус ящика разделен на две камеры перегородкой, в которую устанавливается динамик
Как рассчитать короб
Акустические системы, в том числе и сабвуферы, рассчитывают с помощью компьютерных программ. Наиболее часто используют «WinISD» и «JBL Speakershop».
Исходные данные для расчётов — технические характеристики динамиков из встроенных в программы баз данных, или введённые вручную. Как минимум необходимо задать основные, о которых упоминалось выше.
Софт также позволяет вести расчёты в «противоположном направлении», подобрать динамик, который обеспечит наилучшую отдачу при заданных параметрах корпуса.
Наиболее простые акустические формы, такие как закрытый ящик и фазоинвертор, не требуют высокой точности. Их можно рассчитать вручную с помощью формул.
Расчёт закрытого ящика
Цель расчёта — основываясь на исходных данных (трёх основных параметрах динамика) подобрать внутренний объём колонки.Если отношение паспортного значения резонансной частоты (Fs) к добротности (Qts) меньше 100, такой динамик лучше не устанавливать в закрытый ящик.
Запертый в корпусе закрытого ящика воздух, сжимаясь под действием диффузора, увеличивает жёсткость подвеса. В результате резонансная частота и добротность акустической системы возрастает.
Формулы, связывающие резонансную частоту (Fc), добротность (Qtc) и объём (Vb) колонки с аналогичными паспортными параметрами (Fs, Qts и Vas) динамика приведена на рисунке.
Формулы, связывающие резонансную частоту (Fc), добротность (Qtc) и объём (Vb) колонки с аналогичными паспортными параметрами (Fs, Qts и Vas) динамика
Как следует из формул, если объём корпуса равен эквивалентному, значения параметров возрастают в 1,4 раза, и вдвое, когда объём закрытого ящика втрое меньше Vas.
Подбирая с помощью формул допустимый объем корпуса, стремятся, чтобы резонансная частота колонки (Fc) не превышала 50 Гц, а добротность (Qtc) была близка к 0,7.
Расчёт фазоинвертора
Для этого акустического оформления выбирают динамики с добротностью 0,3—0,5 и отношением резонансной частоты к добротности не мене 50. Кроме объёма сабвуфера, вычисляют параметры (площадь сечения, диаметр и длину трубы) порта фазоинвертора.
Параметры короба подбирают по тем же формулам, что и в случае с закрытым ящиком, но при этом ориентируются на добротность колонки (Qtc) в пределах 0,6—0,65.
Параметры порта рассчитывают, опираясь на значение частоты настройки фазоинвертора (Fb) выбранной равной резонансной частоте динамика (Fs) или немного меньше. Формулы для расчёта площади сечения, диаметра и длины порта фазоинвертора показаны на рисунке.
Формулы для расчёта площади сечения, диаметра и длины порта фазоинвертора
В приведённых формулах:
- smin — минимальная площадь (м2) сечения порта фазоинвертора;
- D — диаметр (м) динамика;
- Xmax — максимальный ход (м) диффузора от нулевого положения, указывается в технических характеристиках динамика;
- Fb — резонансная частота (Гц) фазоинвертора;
- dmin — минимальный диаметр (м) круглой трубы, используемой в качестве фазоинвертора;
- L — длина (м) фазоинвертора;
- Lmax — максимальная длина (м) фазоинвертора.
Расчётная длина фазоинвертора может получиться больше рекомендованного максимального значения. Уменьшить практическую длину можно несколькими способами.
Размещение выхода круглого фазоинвертора заподлицо с плоскостью панели колонки даёт выигрыш в длине до 0,85 диаметра фазоинвертора. Фланцы на конце трубы ещё больше усиливают эффект.
Около 15% длины можно сэкономить, разместив фазоинвертор вплотную к одной из сторон колонки.
Использование порта в виде усечённого конуса круглого или прямоугольного сечения поможет уменьшить длину фазоинвертора до 35%. Конфигурация в виде песочных часов — до 40%.
Особенности размещения
В замкнутом пространстве автомобиля мозг человека не в состоянии определить направление на источник низкочастотного звука. Поэтому, в отличие от динамиков средней и высокой частоты, место размещения сабвуфера не влияет на естественность звука и может быть любым. Но внушительную колонку куда попало не пристроишь. Экономя ограниченное пространство, её, как правило, прячут в багажник.
Вариантов расположения сабвуфера в багажнике седана или хэтчбека не так уж и много:
- за спинкой сидений диффузором в багажник,
- в крыле,
- в откидном подлокотнике диффузором в салон,
- в полке диффузором вверх,
- в нише запасного колеса.
Инсталляция сабвуфера за спинкой сидений диффузором в багажник — распространённое решение. Выбирая такой вариант для седана, необходимо обеспечить акустическую связь багажника с салоном.
Инсталляция сабвуфера за спинкой сидений диффузором в багажник — распространённое решение
Суммарная площадь отверстий между ними должна быть не меньше площади диффузора. Чтобы выполнить условие, возможно, понадобится «просветлить» полку: вырезать в ней дополнительное отверстие и замаскировать его сеткой или решёткой. То же самое относится и к варианту размещения сабвуфера в заднем крыле седана.
Суммарная площадь отверстий между багажником и салоном седана должна быть не меньше площади диффузора
В хэтчбеке и в универсале, где багажник не изолирован от салона, инсталляция диффузором назад работает лучше и даже может создать дополнительный прирост звукового давления. Сабвуфер в крыле обеспечивает более глубокий бас.
Низкочастотная колонка в подлокотнике откидного сидения седана более точно воспроизводит звук, поскольку динамик работает непосредственно в салон.
Низкочастотная колонка в подлокотнике откидного сидения седана более точно воспроизводит звук
Размер «окна» для динамика не должен быть меньше площади диффузора. Корпус сабвуфера устанавливают как можно плотнее к спинке сидения, «утечка» звука через щели влияет на качество его воспроизведения.
Размещение сабвуфера в задней полке диффузором вверх — наиболее выигрышное решение. Динамик, как и в случае с подлокотником, работает в салон. Кроме того, заднее стекло выступает в роли акустической нагрузки, обеспечивая дополнительное усиление низких частот.
Размещение сабвуфера в задней полке диффузором вверх — наиболее выигрышное решение
Динамик сабвуфера в полу багажника (в нише запаски) хэтчбека и универсала фактически установлен в большую плоскую поверхность, что положительно влияет на воспроизведение низких частот. При этом следует позаботиться о защите головки и придумать, куда пристроить запасное колесо.
Динамик сабвуфера в полу багажника хэтчбека и универсала фактически установлен в большую плоскую поверхность, что положительно влияет на воспроизведение низких частот
Особенности воспроизведения низкочастотного сигнала
Акустика – сложная наука.
Она исследует воспроизведение, распространение, поглощение звуковых сигналов, учитывая особенности их восприятия человеком.
При проектировании концертных залов, театров главным проектировщиком является инженер-акустик. Он производит расчет формы, объема и других параметров области, где располагаются слушатели.
С точки зрения акустики автомобиль далеко не идеальное место для озвучивания:
1. Салон авто выполнен с применением различных материалов, которые по-разному отражают и поглощают звуковые волны. Особенно «вредны» для колебаний пластмассовые детали салона, жестяные корпуса.
Поэтому часто перед установкой мощных сабвуферов автовладельцы производят хорошую звуко- и шумоизоляцию.
2. В салоне располагается множество относительно мелких элементов (руль, зеркало заднего вида, гаджеты), которые участвуют в переотражении сигнала.
3. Обивка сидений, как, впрочем, и пассажиры, отлично поглощают звук. Мягкость звука при этом выигрывает, но его сила (звуковое давление по-научному) уменьшается.
4. Точно рассчитать, как будет распространяться звук внутри салона, не может ни один опытный акустик.
Какие особенности звучания сабвуферов?
Автомобильный сабвуфер предназначен для озвучивания низкочастотной составляющей звукового спектра.
Звук, который воспринимается человеческим ухом, находится в диапазоне от 20 Герц до 18 килоГерц. В некоторых источниках указана частота 20 кГц, но такую высокую частоту может услышать только молодой организм с хорошим слухом.
Сабвуферы рассчитаны таким образом, что излучают сигнал в диапазоне от нескольких Герц до нескольких сотен Герц.
Чем ниже частота, тем больше длина звуковой волны. Поэтому размер динамиков диффузоров больший по сравнению со среднечастотными и высокочастотными излучателями акустической системы.
Соответственно, увеличивается размер корпуса, в который устанавливается динамик для сабвуфера.
Полезное свойство длинных волн (или низких частот) – способность огибать небольшие предметы. Именно поэтому, когда мимо проезжает автомобиль с хорошим сабвуфером, в основном бросается в уши его звучание. Высокочастотный сигнал слабо проникает за пределы автомобиля.
Организм человека воспринимает низкочастотный сигнал внутренними органами. Не всегда это полезно. Инфразвуковой сигнал на частоте 7 Герц может вызвать разрыв диафрагмы (область между легкими и органами пищеварительной системы), что приводит к смерти.
Кроме этого, низкочастотный сигнал большой мощности вызывает состояние тревоги и паники.
В фильмах ужасов часто пользуются этим приемом, чтобы дополнительно воздействовать на психику зрителя.
Как сделать сабвуфер своими руками?
Некоторые автолюбители изготавливают сабвуферы своими руками. Особых знаний для этого не требуется. Главное – уметь работать руками, иметь опыт электромонтажных работ.
Для изготовления лучше выбрать модель пассивного сабвуфера типа закрытый ящик.
В качестве динамика следует выбирать устройство круглого (не овального) типа. Под него легче вырезать отверстие. Номинальная мощность динамика выбирается исходя из выходной мощности головного устройства (автомагнитолы, усилителя).
Типичное значение номинальной мощности магнитолы – не более 40 Ватт на канал. Лучше выбирать мощность динамика с двухкратным запасом. Мощности это не прибавит, зато звук будет мягче.
Также следует обратить внимание на сопротивление динамика. Оно должно соответствовать сопротивлению нагрузки усилителя либо магнитолы
Если используется дополнительный звуковой усилитель, у него могут быть различные допустимые сопротивления нагрузки. Следует учитывать, что чем меньше сопротивление динамика, тем легче его раскачать.
Но при этом увеличивается нагрузка на усилитель. Для усилков класса D можно смело выбирать динамики сопротивлением 2 Ома.
Непосредственно к выходу автомагнитолы лучше подключать четырехомные динамики.
Следует также обратить внимание на материал диффузора (лучше полиматериалы), магнита. Размер динамика определяется исходя из типа кузова автомобиля, наличия свободного места. Теоретически, чем больше диаметр диффузора, тем большее звуковое давление он может создать, будет звучать солиднее
Теоретически, чем больше диаметр диффузора, тем большее звуковое давление он может создать, будет звучать солиднее
Размер динамика определяется исходя из типа кузова автомобиля, наличия свободного места. Теоретически, чем больше диаметр диффузора, тем большее звуковое давление он может создать, будет звучать солиднее.
Далее рассчитывают короб сабвуфера. Раньше расчет короба для сабвуфера выполняли с помощью калькулятора.
Сейчас есть много программ для расчета коробов, онлайн ресурсов. Освоить их несложно, интерфейс довольно простой.
Не всегда эти расчеты выполнены грамотно (особенно онлайновские сервисы).
Часто они работают наоборот: закладываешь размеры короба, сервис выдает частотную характеристику. Более-менее правдоподобные результаты дают сервисы и программы:
BassBox 6
Имея опыт изготовления закрытых ящиков, можно приступить к изготовлению фазоинверторных коробов.
Power Port
Большинство программ не адаптированы на русский интерфейс.
При изготовлении коробов следует:
- пропитывать клеем места установки крепежа;
- отверстия вырезать с помощью специальных насадок на дрель, иные методы приводят к разрушению поверхности;
- выступающие грани необходимо зачищать;
- выполнять покрытие деревянных материалов специально пропиткой и нитролаком (для защиты от сырости);
- по окончании работ обтянуть изделие карпетом.
Схема подключения сабвуфера
Большинство сабвуферов, в том числе и пассивных, имеют свою электрическую схему. Она необходима, чтобы сигнал с усилителя или автомагнитолы на динамик не содержал «ненужных частот». Под ненужными частотами понимаются звуковые частоты средней и высокой частоты.
Если они будут поступать на динамик, уменьшится КПД, возможны искажения. В усилители и хорошие автомагнитолы встраивают специальные частотные фильтры (кроссоверы).
Тем не менее хороший пассивный низкочастотный фильтр (обычно он содержит набор конденсаторов и индуктивностей) значительно увеличивает качество звучания.
Программы для расчета:
- Audiotester v2.2
- JBL-SpeakerShop
Если нет опыта электромонтажных работ, намотки индуктивностей, измерительных инструментов, лучше приобрести фильтр (кроссовер) в сборе.
Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль. – здесь больше полезной информации.
На китайских сайтах он стоит недорого, например:
Вас заинтересует эта статья – Установка сигнализации с автозапуском своими руками.
Корпус и зачем он нужен
Сабвуфер 12 дюймов без корпуса
Наверное, не стоит объяснять преимущества корпуса. С другой стороны, чтобы лучше понять весь процесс модернизации, несколько слов об этом замолвить стоит.Итак:
- Корпус динамика символизируется с таким понятием, как звуковая волна. Дело в том, что без короба сабвуферу не удастся порадовать своего владельца могучим и вкусным басом;
- Звуковая волна – это чередующие друг друга сжатия/разряжения воздуха. Диффузор будет двигаться вперед, сжимая воздух, а своей тыльной стороной втягивать воздух. Если он не помещен в корпус, это легко заметить. Таким образом, динамик просто гоняет воздух, не создавая звука;
- Поместив динамик в корпус, понимаем, что о тыльной стороне его можно уже забыть, ведь она акустически изолирована от фронтальной части. Наконец, появляется бас;
- С другой стороны, получается, что внутри корпуса сжатие/разжатие воздуха осуществляется попусту? Оказывается, что нет. Это колебания удастся грамотно использовать, если проделать в корпусе для сабвуфера отверстие (в передней части) и просунуть туда трубку. Это очень удачное решение, которое повышает силу звука.
Сабвуферы корпусные
Размеры корпуса
С размерами динамиков определились выше. Теперь узнаем, а каким должен быть идеальный корпус для сабвуфера.Итак:
Одно точно и неоспоримо: каким бы не был размер короба для саба, воздух внутри него будет обладать определенной упругостью, сказывающейся на звучании. Чем меньше корпус, тем больше воздух будет иметь воздействие на звучание;
Это вовсе не означает, что большие короба лучше маленьких, ведь сами динамики проектируются с учетом дополнительной упругости и рассчитаны на монтаж в определенные короба
Вопрос в том, как узнать соответствие;
Важно знать о 3-х параметрах, о которых можно прочитать в описании динамика: объеме, резонансной частоте и добротности;
Эквивалентный объем – это параметр, который характеризует мягкость подвеса динамика;
Резонансная частота свидетельствует о показателях всей подвижной системы;
Добротность характеризует упругость или вязкость подвеса динамика.
Короб своими руками
Как собрать сабвуфер
С тем, каким должен быть короб, определились. Динамик подобрали: это 12-дюймовый сабвуфер. Остается только самостоятельно изготовить корпус для него. Выше было рассказано о двух типах оформления, которое можно использовать.Ниже представляем полную информацию об этом:
Закрытый ящик считается наиболее простым в изготовлении и проектировании вариантом короба. Название говорит в данном случае само за себя. Сабвуфер помещается в герметичный ящик из дерева. Тем самым, увеличиваются акустические характеристики излучателя.
- Бандпас 4-го порядка – это короб, внутри которого есть камеры. Объем этих камер всегда разный. В одной из камер должен располагаться динамик, в другом – воздухоотвод;
- Бандпас 6-го уровня отличается от вышеописанного бандпасса тем, что здесь наличествует еще одна пара камер. Считается коробом, который выдает максимальный КПД, но он намного сложен в проектировании и изготовлении, чем остальные;
- И последний тип оформления короба для сабвуфера – это фазоинвертор.
Чтобы собрать самодельный короб для саба(см.Из чего лучше сделать короб для сабвуфера своими руками), остановим свой выбор на фазоинверторном оформлении. Этот тип корпуса позволит воспроизводить самые низкие частоты благодаря трубке (о ней и конструкции фазоинвертора подробно описано выше).
Конкретно останавливаться на изготовлении корпуса для сабвуфера мы не будем. Об этом можно подробно прочитать в других статьях нашего портала. Приведем лишь последний этап операции, когда надо будет перетянуть внешнюю поверхность короба.
Портативный сабвуфер для компьютера своими руками
Для малогабаритной низкочастотной колонки подойдут динамики небольшого размера. Есть модели, диаметр которых не превышает 10 см. Громкоговоритель GHXamp, диаметром 4 дюйма, выпускается в нескольких модификациях, с разным сопротивлением звуковой катушки и обеспечивает выходную мощность 40 ватт. Такую динамическую головку можно использовать в настольной акустической системе небольших размеров. Динамик маленького диаметра не сможет выдать качественные басовые частоты. Акустическая система такого уровня сможет только обогатить низкими частотами, звук компьютерных широкополосных колонок. Для сочных и насыщенных басов потребуются динамики большего размера. Чтобы сделать сабвуфер для компьютера своими руками на динамике 4 дюйма потребуется закрытый ящик от 8 до 10 литров. Гораздо лучшие результаты можно получить, используя громкоговорители диаметром 8 дюймов или 20,3 см.
На рисунке показана конструкция акустической низкочастотной системы закрытого типа для громкоговорителя 8 дюймов. Аналогичный ящик можно использовать для установки малогабаритных динамиков 4 дюйма. При этом все размеры можно уменьшить в 1,5-2 раза. Как собрать сабвуфер для компьютера. Материалом для изготовления корпуса служит МДФ толщиной от 18 до 21 мм. Для того чтобы увеличить жёсткость конструкции все детали корпуса собираются на брусках сечением 20 Х 20 мм, а перед сборкой на саморезах, все стороны промазываются клеем. Для этого можно использовать любой синтетический клеевой состав. Внутренний объём готовой колонки заполняется ватой или синтепоном. В пассивной конструкции, на задней стенке устанавливаются клеммы для подачи низкочастотного сигнала. При подключении колонки без усилителя могут возникнуть сложности, так как у персонального компьютера есть только одно гнездо «Выход Звука» типа mini-jack 3.5 mm. Такая конфигурация имеется у всех персональных устройств, где звуковая карта интегрирована в материнскую плату. Такой выходной сигнал нужно подавать на любой УНЧ с выходом на колонки сателлиты и сабвуфер. Подключить пассивную НЧ колонку можно, если в компьютер установлена внешняя звуковая карта с соответствующим разъёмом.
По цветам разъёмы звуковой карты маркируются следующим образом:
- Голубой – аналоговый звуковой вход
- Зелёный – фронтальные АС
- Розовый – микрофон
- Жёлтый (оранжевый) – сабвуфер
- Чёрный – боковые АС
- Серый – тыловые АС
На простых звуковых картах гнёзда для подключения боковых и тыловых колонок могут отсутствовать.
Как подобрать динамики для своего сабвуфера
Сабвуферы применяются в автомобилях для улучшения звучания музыки на низких частотах. Для обычного прослушивания мелодий или радиопередачи штатной аудиосистемы в машине бывает вполне достаточно, но ценители громкого и чистого звука на пониженных частотах предпочитают размещать в салоне сабвуфер.
Во время подбора динамиков для будущего изделия, автовладелец узнаёт, что по форме и размеру они могут быть круглыми или овальными. Обычно (исходя из габаритов салона автомобиля) выбираются круглые динамики с диаметром 10, 13 или 16 см, а также овальные длиной 15х23 см. Соответственно, чем больше диаметр динамика, тем качественнее будет воспроизводиться звук на низких частотах.
Как узнать, какие автомобильные динамики вам подойдут
Перед самостоятельным изготовлением сабвуфера в автомобиль требуется уточнить несколько основных тезисов:
- на качество звучания музыки в машине форма динамиков никак не влияет;
- на глубину и сочность звука влияет только размер динамика;
- необходимо хорошо продумать, какой именно формы и размера нужны динамики, чтобы сабвуфер уместно смотрелся в салоне.
Дизайн не имеет первостепенного значения, поэтому при выборе динамика приоритетными являются его технические характеристики
Это интересно: Как производить обкатку шипованных шин — читаем все нюансы
Самодельный автомобильный сабвуфер
Наверно многие автолюбители мечтают о хорошем звуке в своём автомобиле… Именно для этого я решил вам помочь и написал статью о том как можно сделать самому автомобильный сабвуфер. Его главный плюс состоит в том, что его себестоимость будет значительно ниже, чем если вы приобретёте саб в магазине… Ита-а-ак…(Ян Арлазоров) берем два низкочастотных динамика, при этом один из них может быть неисправным (обмотка, например, горелая), но оба должны быть одинаковые по размерам, в идеале однотипные, я брал 75ГДН. Также нужно иметь хорошую доску толщиной 1.5-2см, размером по ширине не уже габаритов динамической головки с запасом в две толщины доски, также понадобится рейка около 30X30мм, клей обувной, но я думаю можно взять и «момент», брать эпоксидку думаю не стоит, т.к. она не эластична (мне так кажется, хотя можно попробовать) , саморезы, два винта с гайками длиной 4-5см. Ну и конечно ножовку, линейку, карандаш, две прямые руки, отвертку, паяльник, дрель, пассатижи, низкочастотный генератор (я использовал встроенный в цифровой тестер, он выдает около 50Гц, но можно попробовать использовать просто запись с крутым dram’n’bass ). Вроде не забыл ничего… хотя…
Делаем короб длиной около метра и внутренним размером, таким, чтобы в него четко входила динамическая головка, собираем саморезами на клей.
Далее крепеж динамика, из рейки делаем четыре брусочка и крепим их также клеем и саморезами.
Теперь делаем электрические контакты. Припаиваем провода (можно и просто прижать шайбами) к болтам. Сверлим два отверстия в корпусе (как на рисунке) под эти болты и прикручиваем их гайками резьбой наружу, а проводами внутрь корпуса.
Теперь дело за динамической головкой. Берем хорошую (рабочую) и припаиваем к ней недавно упоминавшиеся провода. На соответствующих болтах можно пометить полярность головки, хотя это и необязательно. Далее крепим головку к уже сделанному креплению из брусков внутри корпуса через резиновые шайбы (я использовал водопроводные прокладки) большими шурупами.
Затем герметизируем динамик в корпусе при помощи, например, пластилина (так делал я), но можно придумать и что-либо лучшее…
Подключаем к клеммам усилитель на вход которого подаем низкочастотный сигнал и начинаем медленно двигать пассивную динамическую головку внутрь корпуса, внимательно слушая звук, стараемся поймать максимум громкости. Пропустили? Вытягиваем немного за подготовленные петельки и снова стараемся найти максимум. Чтобы динамик не падал в корпусе, прикрепим временно к нему брусочки из рейки шурупами.
Вот мы нашли наилучшее положение. Теперь помечаем это место, вытаскиваем динамик, крепим крепеж (брусочки) динамика также на клей и саморезы, отпиливаем излишки корпуса. Аналогично первому закрепляем этот динамик, герметизируем пластилином или чем-то еще (замазкой оконной, например . Можно внутрь натолкать ваты, как обычно делают, но по моему звук становится хуже.
Теперь для подключения к усилителю нужен низкочастотный фильтр (его кстати можно поставить внутрь корпуса, но у меня для сабвуфера стоит отдельный усилитель с низкочастотным фильтром с полосой до 1200Гц), можно взять например от колонок С90 (мой первый вариант).
Вот в пинципе и все… Можно покрасить, заморить, залачить и обтянуть бока тканью. Усилитель можно встроить вовнутрь, хотя я не знаю как при этом решить вопрос с охлаждением — система то закрытая и не вентилируется. Не пробовал еще отделывать стенки изнутри мягким, по моему может стать лучше.
Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Как рассчитать литраж корпуса
Что такое объём корпуса? Это одна из основных величин, от которой напрямую будет зависеть звучание динамиков в сабвуфере. Рассчитать объём корпуса можно двумя способами: с помощью профессиональных программ или вручную.
Помимо этого программы рассчитают размеры всех необходимых для изготовления деталей и элементов, поэтому вам придётся просто взять выведенные параметры и на их основании изготавливать коробку.
Как посчитать объём корпуса вручную
Расчёты без применения специализированного программного обеспечения проще, хотя невозможно будет представить себе модель будущего сабвуфера или размеры его корпуса.
Объём короба высчитывается по формуле V = h*L*A.
При этом в формулу необходимо подставить следующие значения:
- h — высота короба;
- L — длина короба;
- А — его высота.
Зная все эти параметры, легко определить и объём корпуса сабвуфера.
Алгоритм программы учтёт все пожелания и сделает расчёт объёма и иных параметров корпуса быстро и правильно
Подключение
Для подключения к усилителю пассивного сабвуфера в качестве акустических используют те же марки проводов, что и для питания усилителя.
Сабвуфер — очень энергоёмкий компонент системы, к тому же обладающий малым сопротивлением не более 4 Ом. Ток на выходе усилителя может достигать десятков и даже сотни ампер. В этом случае значительно возрастают потери в проводке, влияющие на громкость и качество звука. Чем больше сопротивление провода, тем большая часть мощности усилителя тратится на его разогрев и не доходит до динамика.
Поэтому в отличие от акустических систем средней частоты, сабвуфер требует более толстых проводов. Нижний предел сечения 4 мм2, но лучше не скупиться и подключить проводами с вдвое большим сечением, 8 мм2, а если провод длинный, то до 25 мм2.
Схема подключения сабвуфера зависит от усилителя. К одноканальному низкочастотная колонка подключается так же, как и все остальные, к положительному и отрицательному выводам. К двухканальному — по мостовой схеме, используя положительные клеммы каждого канала.
Мостовая схема подключения сабвуфера к выходу двухканального усилителя
Все работы по подключению сабвуфера следует производить, предварительно отключив аккумулятор автомобиля.
Видео: подключение пассивного сабвуфера
https://youtube.com/watch?v=m6UHDo3kUH4
Изготовление и подключение автомобильного сабвуфера своими руками дело непростое, но посильное любому, кто хочет превратить автомобиль в концертный зал на колёсах
Всё, что для этого нужно — желание, внимание и терпения