Усилитель радиотехника у 101

Время перемен

В 1992 году Radiotehnika стала собственностью Латвийской Республики и, по сути, превратилась в акционерное общество, подчиненное государству. В страны СНГ хлынул поток дешевой азиатской продукции и высококачественных японских товаров, с которыми «Радиотехника» не могла конкурировать. Рынки сбыта и возможности получения сырья были потеряны.

Тем не менее, Юрий Алексеев не совсем согласен с таким определением краха предприятия: «Radiotehnikа могла бы работать в 90-е. В конце 1980-х годов на предприятие приезжало много инвесторов, в том числе корейцы. Они имели к Radiotehnikа огромный интерес, хотели сделать совместное предприятие, которое работало бы на Европу.

Тогда Samsung только начинал осваивать радиотехническую сферу. Их специалисты приезжали к нам учиться и поражались уровню квалификации инженерного и рабочего состава. Радиоаппаратура Samsung в конце 1980-х годов уступала нашей по уровню конструирования и изготовления на голову».

В 1992 году объединение было расформировано, а большинство входивших в него предприятий вскоре закрылось. После приватизации все оборудование и основные производственные фонды были растрачены.

В итоге на аукционе он выкупил производственные помещения оставшегося после распада «Радиотехники» Рижского радиозавода в Иманте. Затем организованная Малеевым фирма Baltlines Audio начала выпуск АС на приобретенных им мощностях, а в 1996 году появилось новое акционерное общество, получившее название «Radiotehnika RRR».

Далее Малеевым было выкуплено оборудование латвийского завода ВЭФ, предназначенное для изготовления печатных плат. После этого акционерное общество получило новое название («VEF Radiotehnika RRR») и полностью отделилось от государственного Рижского радиозавода Rīgas radio rūpnīca, который был ликвидирован в начале нулевых годов.

В 1997 году компания Малеева смогла увеличить оборот. На заводе выпускалось оборудование для студий и акустические системы, которые отправлялись в основном в страны СНГ, в т.ч. в Россию, а также частным клиентам. Однако экономический кризис 1998 года в России, куда поставлялась львиная доля продукции «Радиотехники», негативно отразился на делах компании и привел к убыткам.

В 2014 году были предприняты попытки спасти АО VEF Radiotehnika RRR. Тем не менее, судебное дело о защите по иску о взыскании долгов, связанных с неуплатой налогов, было решено не в пользу «Радиотехники».

Giant

В 2015 году АО VEF Radiotehnika RRR продало заброшенное административное здание управления заводом, которое находилось в Риге, а в 2018 году высотка была снесена с целью постройки на ее месте строительного магазина. Сделка помогла новой «Радиотехнике» расплатиться с кредиторами. В июле 2019 года на 81-м году жизни умер Эдуард Малеев.

В настоящий момент, на сайте АО VEF Radiotehnika RRR имеется следующий список выпускаемой продукции: акустические системы и сабвуферы серий Rigonda, X-Line, модели SM и S из серии Home Pro, модели Giant и Gold из серии Premium. Заказы на современную продукцию компании приходят из Италии, Австрии, Германии, России, Эстонии и Литвы.

Легендарная S-90

В 1975 году на всесоюзной выставке «Связь 1975» были представлены новинки «Радиотехники»: электрофон «Аллегро-002-стерео» и радиола «Виктория-003-стерео». Согласно принятой тогда в СССР классификации, обе модели относились к высшему классу устройств.

Аллегро-002-стерео

Для раскрытия их потенциала требовались новые АС с более точным и качественным звучанием. Разработка была поручена КБ «Орбита», одним из ведущих разработчиков в котором числился Роланд Керно, который и заложил в техзадание по новым спикерам требования Hi-Fi-стандарта DIN 45500.

Виктория-003-стерео

Так в 1977 году появились первые модели 35АС-1, спроектированные Роландом Керно и Дзинтарсом Ласисом. Трехполосные спикеры имели фазоинверторное оформление корпуса с выходом на фронтальной панели, благодаря чему их можно было устанавливать ближе к стене без опасения получить низкочастотный гул.

35АС-1

СЧ- и ВЧ-драйверы располагались в отдельном закрытом отсеке с целью минимизации влияния паразитных резонансов. Для передачи высоких частот служила головка 10ГД-35-3000, «середина» находилась в распоряжении СЧ-драйвера 15ГД-11-120, а басом распоряжался крупный динамик 30ГД-1-25. Модель имела ступенчатые регуляторы уровня средних и высоких частот.

Спустя два года появилась улучшенная версия, получившая название S-90, хорошо известное всем меломанам, проживавшим на территории СССР. Показатель чувствительности модели составлял 88 дБ, а частотный диапазон находился в промежутке от 25 до 25 000 Гц.

S-90

Импеданс АС равнялся 4 Омам, номинальная мощность достигала 35 Вт, а пиковая — 90 Вт (отсюда и цифра «90» в названии). Каждая такая АС весила 23 кг. Модель оснащалась 26-мм твитером 6 ГДВ-6-16, 105-мм СЧ-излучателем 20 ГДС-1-8 и 220-мм вуфером 75 ГДН-1-4. Корпус имел довольно толстые 16-мм стенки и изготавливался из ДСП. Фронтальная панель была выполнена из фанеры и имела толщину в 22 мм.

Позже появились версии S-90B и S-90D, которые имели индикаторы перегрузки, отличались улучшенным дизайном корпуса и несколько иным расположением динамиков. Импеданс данных версий составлял 8 Ом вместо 4 Ом, т.е. АС представляли собой более легкую нагрузку для усилителя. Также выпускались версии S-90F (с грилями) и S-90E. Позже появились модели S-100, рассчитанные на более высокую мощность.

S-50B

Кроме S-90, в ассортименте «Радиотехники» имелись 3-полосные S-50B, рассчитанные на меньшую пиковую мощность в 50 Вт, а также 2-полосные S-20, S-30 и их различные модификации. Кроме этого, производилась АС S-70 со встроенным усилителем мощности.

Усилитель Радиотехника У-101 (Radiotehnika U-101)

Комментарии (11): #1 Александр Май 14 2021 +4

Добрый день. схему защиты в усилителе радиотехника у-101 можно исключить или лучше чтобы она там была? На схеме усилителя это плата У6. спасибо.

#2 root Май 14 2021 +1

Добрый день. Не стоит исключать схему защиты, поскольку при выходе из строя выходных транзисторов УМЗЧ или проблем с блоком питания она поможет спасти ваши акустические системы от повреждения.

#3 ALEKSANDER3322 Июнь 07 2021 0

Здравствуйте. Можно ли отмотать обмотки 3-3, что бы запитать отдельно оконечники усилителя АГЕЕВА или на микросхеме TDA7294. Предварительный УНЧ будет запитан от трансформатора на 30вт и платка на LM317 и LM337 плюс-минус 15в. ? СПАСИБО.

#4 root Июнь 07 2021 0

Здравствуйте. В усилителе Радиотехника У-101-стерео на выходе выпрямителя U3 есть двуполярное напряжение плюс-минус 26В, которое используется для питания оконечных каскадов УМЗЧ.

В схеме УМЗЧ Агеева «Усилительный блок любительского радиокмплекса (60 Вт)» также используется двуполярное питание. Для получения выходной мощности 60Вт нужно плюс-минус 28В. Эту схему можно подключить к выпрямителю усилителя Радиотехника У-101, перематывать вторичные обмотки трансформатора не нужно.

#5 АЛЕКСАНДР Июнь 08 2021 0

Здравствуйте. Мне хотелось запитать каждый канал отдельной обмоткой плюс- минус 26в. Оканечники в РАДИОТЕХНИКЕ У-101 запитаны двумя двухполярными 31в. и 26в. Это очень жирно — для трёх микросхем такую мощную обмотку.. Большинство хороших унч запитаны одним напряжением. По моему прибалты перемудрили, чтобы запутать америкосов. СПАСИБО.

#6 АЛЕКСАНДР Июнь 09 2021 0

Во всех схемах платы блока питания- U3 неверно указана полярность диодных мостов.

#7 root Июнь 09 2021 0

Александр, спасибо! Исправили обозначения диодных мостов.

Вторичные обмотки 3-4 и 3′-4′ служат как вспомогательные, для получения выпрямленного напряжения плюс-минус 31В, которое используются для питания входных частей УМЗЧ в блоках УНЧ-50-8, а также для схем регулировки громкости и тембра.

Если эти обмотки намотаны таким же толстым проводом как и 5-6 с 5′-6′, то тогда их можно использовать для питания УМЗЧ. Но, скорее всего у обмоток 3-4 и 3′-4′ тонкий провод и номинальные токи исчисляются десятками миллиампер.

#8 АЛЕКСАНДР Июнь 10 2021 +3

Спасибо ВАМ за ответ. Вторичная обмотка намотана одним — толстым проводом с выводами 4-4, для 26в. и 3-3, для 31в. Я планирую питать каждый оконечник своей отдельной обмоткой со своим мостом на КД213А и фильтром по 22000мкф.63в. в каждом плече. БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ ЗА СОВЕТ.

#9 Sandjar Август 07 2021 +1

Здравствуйте. Кто может ответить, при мах громкости в холостом режиме слышен низкочестотный гул в колонках.

#10 Sandjar Август 07 2021 0

Добрый день. Не подскажите куда идет провод с (5) клеммы второчной обмотки трасформ. (Радиотехника у101).

#11 АЛЕКСАНДР Август 15 2021 0

Здравствуйте. Провод с клеммы 5 идёт плату пред. — общий и на плату индикатора 5 ножка в шр. — общий(корпус).

Работа с посторонними шумами

Активное шумоподавление — это очень хорошая штука в составе любого усилителя. К сожалению, усилитель «Радиотехника» лишен этой полезной опции. Шумы есть. Но они не настолько заметны невооруженным ухом. Отношение сигнала к взвешенному шуму — 83 децибела. А отношение сигнала к фону — 60 децибел. Это довольно хорошие характеристики. Коэффициент гармоник на низких частотах составляет не более 0.2 %. Для неподготовленного читателя эти цифры ничего не значат. Но можно объяснить их проще. Этот усилитель способен обеспечивать высококачественное звучание любой композиции даже на максимальной для него громкости с минимальными искажениями. А это самая важная вещь в любом усилителе. Хотя бы поэтому «Радиотехника У-101» намного лучше китайского ширпотреба, который сейчас заполонил прилавки магазинов. Поэтому, если есть возможность приобрести «Радиотехнику», не нужно терять шанс стать владельцем качественной аппаратуры.

Оконечный усилитель

В ходе работ работоспособность усилителя проверялась после каждого изменения. Но, все не то. Не устраивал меня звук. Вялый какой то. И басов нет. Только пердежЪ какой-то. Меряем токи покоя поканально: 26 мА и 30 мА. Тут меня осенило. Вот кто меня не пускает! В оконечнике прибалты впаяли токовыравнивающие датчики тока R32, R33, R38, R39 = 1 Ом 0,5Вт!!! Для моих колонок, имеющих сопротивление 4 Ом, дополнительных два ома явно избыточны! Тут нам помогут белые кирпичи от наших желтолицых братьев! Меняем на 0.22 Ом 5 Вт. Включаем. Вот она — динамика! Вот они — низкие! Держала аппарат защита на транзисторах VT11, VT12. Наконец то «девочка» запела!!! Еще как запела! По ходу действия заменил деревянные транзисторы П308 (VT7, VT10) явно не процветающие своими характеристиками (особенно током – 30 мА) на то, что было дома — 2N5551, отобранные попарно для каждого канала. Выводы, правда, пришлось перегнуть — поменять местами базу с коллектором.

Далее выставлял «ноль» на выходе оконечников. До замены П308 было 77 мВ и 110 мВ, после замены стало 60 мВ и 60 мВ соответственно. После замены корректировал R5 (3к9). Установил резистор номиналом 4к52 (были такие) и на выходах стало чуть меньше 30 мВ. На этом и успокоился. Можно было еще повозиться, но не стал. Решил, что хватит.

Теперь ток покоя!

Нормально выставить ток покоя не удавалось из за припавших пылью, состарившихся подстроечных резисторов. Здесь мне помогли мои любимые многооборотники СП5-2. Ноги им пришлось удлинить из отсидевших отлежавших свой срок резисторов МЛТ-1 редковостребуемого номинала. Впаиваем. Коротим вход на массу. Включаем. Меряем. Корректируем. После получасового прогона и корректировки установил ток покоя 50 мА

(Здесь надо не забыть о мерах предосторожности. Одно неправильное движение и «сквозняк»

Я в данном случае для ограничения тока и защиты от неприятностей пользовался автомобильными лампами 24В, установленными в разрыв питающих проводов ±26В). На фото проверка после отсоединения ламп и окончательная корректировка.

всего лайков: 235

↑ 1. Блок питания

Заменяем конденсаторы фильтра блока питания. По питанию ±26В я поставил 10000 и 4700 мкф и по питанию ±31В по 4700 мкф в плечо. Так же заменяем диоды на КД 213. (Эти и далее в статье номиналы деталей не являются рекомендательными, так как они использовались те, что под рукой, т.е дома). Попутно меняем провода, идущие с трансформатора к плате блока питания на провода с бОльшим сечением. Учитывая мощность усилителя я ограничился сечением 0,75 мм2.Шунтируем пленкой. Убираем тонюсенькую перемычку на силовом трансформаторе (выв. 6-6*) на два отдельных провода с каждой катушки до общей точки платы блока питания. Далее вешаем конденсатор параллельно первичной обмотке сетевого питания 0,047 мкф х 630 В. Тем самым немного избавляемся от помех от сети. Теперь мы имеем нормальный блок питания. А это почти половина дороги к успеху.

Дополнение от 20.01.16

Установил TDA2050, в защиту поставил КТ805 (у родного транзистора ноги отгнили), переделал темброблок по этой схеме (синее — убрать, красное — подкорректировать номинал):

Стало больше баса.

В целом — вполне нормальный усилитель.

Статья посвящена доработке и восстановлению любимого многими усилителя «Радиотехника-У-101», который и сейчас подкупает своим привлекательным внешним видом.

Сбылась моя давняя мечта и эта «девочка-красавица» появилась у меня в доме. Надо отдать должное предыдущему хозяину — внешний вид у нее замечательный! Аппарат попался не перелопаченный, с НЕхрипящими переменными резисторами и без каких либо вмешательств и улучшайзеров. Первое подключение ее к сети и попытка услышать ее голос произвели на меня гнетущее впечатление! ЭТО назвать звуком нельзя было. Вместо низких частот — хрип, плюс фон частотой 50 Гц в колонках, в общем — ужас. Заключение: срочно в ремонт и модернизацию! Несколько дней в интернете на поиски нужной информации. Составляем на бумажке план работ. Сразу оговорюсь: восстанавливать будем в исходном, заводском варианте. Включаем паяльник. Поехали!

Первым делом меняем ВСЕ электролитические конденсаторы. Аппарат довольно старый, выпуска 25 мая 1984 года. Вместо вышеуказанных конденсаторов в нем остались лишь предметы внешне очень похожи на электролитические конденсаторы, но теперь уже с совершенно другими функциями. Часть подалась в класс резисторов с некоторым сопротивлением, а другая часть подалась в резисторы с бесконечным сопротивлением! «Красные флажки из глины» тоже удаляем!

Годы расцвета

В послевоенные годы на долю Radiotehnika приходилось до 35% всей аудиопродукции, выпускаемой в СССР. По сути, это было крупнейшее предприятие по производству аудио в Советском Союзе, которое к тому же входило в комплекс оборонных министерств, курируемых Военно-промышленной комиссией (ВПК, Комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам).

Благодаря такому положению, предприятие имело доступ к современному оборудованию и экспортировало свою продукцию за рубеж, включая США, Австралию, Германию и Финляндию. Благодаря полученной валютной выручке, «Радиотехника» могла закупать станки, сборочные линии и прочее оборудование за рубежом.

101-stereo

В 1983 году был выпущен хорошо известный среди меломанов СССР стереофонический блочный комплекс Radiotehnika 101-stereo, включавший в себя тюнер, усилитель, кассетный магнитофон и виниловый проигрыватель.

В 1984 году рижское предприятие начало производить собственные микросхемы (гибридные и полупроводниковые), а в 1988 году в рамках «Радиотехники» появился Рижский завод функциональной микроэлектроники «Элмира».

В 1986 году была разработана кассетная магнитола МЛ-6201-стерео, которая пользовалась большим спросом на волне популярности японских бумбоксов типа Sharp, International и пр. В 1987-м был представлен портативный кассетный плеер «Дуэт» ПМ-8401 с двумя гнездами для наушников.

Radiotehnika стала основным предприятием в Союзе, выпускавшим модели высшего и первого класса. В год выпускалось 1,5 млн единиц различной аудиоаппаратуры, включая 1,1 млн штук акустических систем из линейки, насчитывавшей 12 моделей.

МЛ-6201-стерео

Разработчики предлагали свои варианты для облегчения и повышения эффективности процессов производства. К примеру, инженер Евгений Рыжов предложил оригинальный способ обработки проводов и деталей, который даже получил патент за рубежом, а Роберт Вейхерт разработал высокоэффективный процесс, связанный с гальванизацией пластмассовых деталей.

Именно Рижским радиозаводом впервые в СССР были внедрены клавишные переключатели и задействованы печатные платы. При изготовлении колонок использовался метод каширования корпусов, при котором они обклеивались специальной пленкой, имитирующей ценные породы дерева. Не отставало и КБ «Орбита», в котором работало около 750 человек и семь высококвалифицированных дизайнеров.

Дуэт ПМ-8401

«На предприятии можно было сделать успешную карьеру, — рассказывает бывший ведущий инженер-конструктор КБ «Орбита» Юрий Алексеев. — Например, в 27 лет я стал ведущим инженером, продвигаясь по карьерной лестнице

Я был лаборантом, старшим техником, инженером без категории, инженером третьей, второй, первой категории и только потом стал ведущим инженером — можно сказать, занял должность полковничьей важности»

Новый директор ПО Radiotehnika В.К. Мартинсон обеспечил значительное расширение доли экспорта. Под его руководством совместно с представителями Германии была создана фирма Hamrig International, предназначенная для организации продажи спикеров в Европе под брендом Norsk Audio.

Для разработки новой продукции использовалось проектировочное ПО Autocad. Для конструирования кроссоверов применялся софт Calsod. Была задействована система автоматизированного проектирования САПР.

↑ Обновление схемы и платы индикатора, v.2016 от Датагора

Сергей Топорский подсказал нам несколько недочётов на схеме и плате. Спасибо, Сергей! Напишите в комментах, как вам результаты. Мы решили всё поправить. Например, немного дополнили схему, оптимизировали трассировку и подписали все элементы согласно схеме. Резистор R* (200…270 Ом) следует рассчитать или подобрать в зависимости от параметров светодиодов, использованных для подсветки индикаторов.

В архиве — схема и чертёж платы v.2016 от Датагора 75х34 мм, плюс исходный размер 91х39 мм: ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Спасибо за внимание!

Настройка предварительного усилителя Радиотехники У-101

Нередко счастливые обладатели усилителя Радиотехника У-101 сталкиваются с такой проблемой, как разный коэффициент усиления каналов предварительного усилителя, либо вовсе его слабое усиление. В этой статье я опишу методику настройки коэффициентов усиления платы УНЧ-П, которую необходимо выполнять после ремонта или в рамках профилактики. Методика взята из инструкции по ремонту аппарата (СКАЧАТЬ).

Что нам для этого нужно?

-Нагрузочный резистор сопротивлением 4Ома и желательно мощностью не менее 20Вт.

Все настройки необходимо выполнять на прогретом усилителе. Согласно инструкции по ремонту прогон Радиотехники У-101 выполняется на средней громкости не менее часа, только после этого рекомендуется приступать к настройке аппарата. Поэтому, цепляем свои колонки, подаем звуковой сигнал и слушаем музыку около часа.

После прогона необходимо отключить питание от аппарата и на его вход, например «Унив.» подать с генератора сигналов синусоидальный сигнал величиной 180мВ (размах синусоиды 508мВ). Не забываем перевести селектор входов в нужное положение.

Я использую китайский генератор сигналов, который идеально подходит для подобных задач. Генератор у меня одноканальный, как и осциллограф «С1-94», поэтому настройку каналов я произвожу по очереди.

Согласно инструкции по ремонту параллельно входу должны быть установлены резисторы (Rc) сопротивлением 22кОм, но они нужны для проверки уровня фона с линейных входов, поэтому их не ставим.

Следующим шагом будет установка нагрузочного резистора на выходные разъемы (к которым подключается акустическая система). Сопротивление его должно быть 4Ома, а рассеиваемая мощность 20Вт. Мощность резистора может быть и меньше (5Вт), но тогда его необходимо поместить в ванночку с водой. Либо произвести грубую настройку без него, а потом кратковременно подключить резистор и выполнить точную настройку, так делал я.

Параллельно нагрузочному резистору необходимо подключить осциллограф.

Включаем питание усилителя. Ручку регулировки мощности переводим на максимум, ручки баланса и тембра на середину. Переключатель «СТЕРЕО-МОНО» в положение «СТЕРЕО».

Смотрим размах сигнала на осциллографе. Согласно инструкции по ремонту, на выходе Радиотехники У-101 необходимо выставить напряжение величиной 8.95В (размах синусоиды на экране осциллографа будет 25.2В). Я установил цену деления 5В на клетку и выставил необходимое значение.

Изменение коэффициента усиления производится подстроечными резисторами R24 и R26 (каждый резистор отвечает за свой канал).

При проведении настройки будьте аккуратны и не замкните выходы. Все коммутационные операции желательно выполнять при отключенном питании усилителя. Вращение движков R24 и R26 лучше всего производить диэлектрической отверткой.

После настройки одного канала, переключаем контрольно проверочную аппаратуру на другой канал и повторяем весь процесс.

Схема усилителя Радиотехника У-101 СКАЧАТЬ

Источник

Сравнение с другими усилителями

Это очень ответственный шаг. Нужно учесть все нюансы и понять, усилитель «Радиотехника» лучше или хуже остальных. Первый конкурент — «Амфитон-001». При одинаковых условиях воспроизведения наш герой показал куда более полную сцену звука, чем «Амфитон». Дальше — больше. Бас «Амфитона» никак не мог стать таким же правильным и быстрым, как НЧ, созданные «Радиотехникой». Явный провал. Следующим испытуемым стал легендарный «Бриг У-001». Этот монстр звука запросто сделал простенький 101. У «Брига» получилось куда более качественное звучание. И с этим ничего нельзя было сделать. Хоть «Бриг» и годами старше, но намного лучше, чем «Радиотехника». Беда только в том, что найти адекватный «Бриг» на вторичном рынке очень трудно. Поэтому «Радиотехника» остается оптимальным вариантом. Да и неискушенный слушатель не заметит особой разницы между этими двумя усилителями.

Александр Апситис

В 1930 году к фирме Лейбовица примкнул молодой талантливый радиоинженер Александр Апситис. Александр родился в 1906 году в Риге и рос в обычной рабочей семье. С шестнадцатилетнего возраста он работал в городской телефонной сети.

К 1930 году юноша закончил городское ремесленное училище и вечерний техникум, а в 22 года стал призером конкурса, проводимого Министерством внутренних дел, и сконструировал для погранохраны 200 радиоприемников, оснащенных тремя лампами и батарейным питанием.

В 31-м году, работая в Foto-radio centrāle A. Leibovic, Апситис представил приемник Rigafons с лампами E424N, B409 и 1802 на борту, который вышел тиражом в 1 000 экземпляров.

Kosmofons

Среди последовавших далее моделей можно выделить аппарат Kosmofons образца 1932 года, который вещал в диапазонах ДВ/СВ и оснащался лампами RENS1264, RENS1204, RES164 и RGN1054, а также вышедшую в 1933 году серию 2-ламповых приемников Tautofons под индексами «1», «2» и «3».

В 1932 году в мастерской по производству радиоаппаратуры, которая находилась в фамильном доме Лейбовица, уже работало 10 человек. Однако в 1938 году в кредит было приобретено отдельное помещение под цех.

В 1933 году Лейбовиц и Апситис разорвали деловые отношения. Причиной разрыва стали разногласия во взглядах: Александр настаивал на том, чтобы производить собственные высококачественные продукты, а у Лейбовица было сугубо коммерческое видение вещей, в рамках которого проводилась политика жесточайшей экономии — в том числе на качестве комплектующих.

Вскоре после этого Апситис вместе с коллегой по работе Францисом Жуковскис открыл новое предприятие — фирму по производству радиоаппаратуры A.Apsītis un F.Žukovskis, которая, благодаря сотрудничеству с немецким концерном Telefunken, получила доступ к фирменным деталям (радиолампы и прочие элементы) и некоторым лицензионным схемам.

Предприятие Апситиса быстро прогрессировало. В самом начале это были обычные модели радиоприемников прямого усиления — в том числе батарейные варианты, — но в 1935 году Александр представил свой первый ламповый супергетеродинный приемник T-420 «Koncertsupers», который имел массивный деревянный корпус, напоминавший дизайн некоторых моделей компании Telefunken, и работал в диапазонах ДВ, СВ и КВ.

T-420

Несмотря на внешнее сходство, в T-420 использовалась оригинальная топология схем авторства самого Апситиса. При этом гарантировалось высокое качество сборки, благодаря чему продукция предприятия пользовалась стабильным спросом. В дальнейшем, во всей аппаратуре, разработанной А. Апситисом, использовались только оригинальные авторские решения, благодаря чему его фирма имела успех.

В 1936 году появилась модель Т612 и высококлассный супергетеродинный приемник T665, который отличался усложненной схемотехникой. Топология схем T665 включала в себя систему автоматической регулировки усиления (АРУ), 3-каскадный триодный УНЧ и выходную секцию, оснащенную лампой AD1, которая пользовалась большой популярностью у любителей качественного звука. Фактически, каждый год фирма выпускала новые, более прогрессивные модели.

T665

В 1938 году появилась модель Т934, представляющая собой гибрид супергетеродинного и регенеративного приемников. В 1940-м фирма Апситиса начала выпуск своих наиболее массовых аппаратов: бюджетного Т4044 и высококлассного Т4055.

Т4044

В 1938 году в Латвии насчитывалось 29 официальных производителей радиоприемников. В то время это был довольно прибыльный бизнес.

↑ 5. Борьба с фоном

Достал! Нет сил! Меняем конденсаторы в фонокорректоре на свежие.


Это нам мало дало, но для профилактики не помешает. В ходе производимых работ было замечено, что фон увеличивается, когда подносишь руку к шлейфу, соединяющему плату входов с предварительным усилителем. Ага! Попался красавчик! Отпаиваем провода со входа предварительного и… тишина!!! Точно он! Поможет только массовая экранизация! Можно было бы пустить отдельными экранированными проводами, но я поступил иначе. Снимаем фишку со шлейфа.


Находим кусок экранированного кабеля, снимаем с него оплетку, формуем ее, конец пропаиваем, чтобы не разбиралась.


Теперь аккуратно просовываем в нее наш шлейф. Опять формуем по шлейфу. Ставим взад фишку. Получилась вот такая змея. Экранную оплетку изолируем. Лучше одеть сверху термоусадочную трубку и усадить. Соединение с общим проводом делаем только с одной стороны – со стороны приемника сигнала. Ставим шлейф на место. Включаем. Фон самоубился! Есть немно-о-о-жечко, еле слышно при повороте ручки регулятора громкости на максимум, но это ничто по сравнению с тем фонищем, что был!

Апгрейд, модернизация усилителя, акустики, изготовить кабель.

Главная / АПГРЕЙД МОДЕРНИЗАЦИЯ

Вы – хотите стать обладателем нового усилителя или акустики высокого класса Hi-Fi, Hi -End, ожидая большого улучшения качества звучания, при покупке новой аудио системы, но часто это приносит разочарования от вложенной суммы, почему так происходит. В большинстве случаев это элементарная экономия производителя. В большинстве случаев это дорогой разрекламированный бренд, внешне красивый, а внутренне очень дешево выполненный, от схемы до деталей. Рассмотрим ламповые усилители, в этом плане очень грамотно подошли к этому вопросу Audio Note Питер Квортруп, и Kondo Audio Note.

Можно купить, к примеру, относительно недорогой усилитель, фонокорректор и вложить в апгрейд получив очень высокое качество звука. Но не всякий усилитель можно модернизировать полностью, это происходит по разным причинам. Нужно смотреть каждый случай в отдельности.

Приведем пример, недорогой усилитель Cary sli80, вместительный корпус, навесной монтаж, удачная схема. При грамотном подходе модернизации Cary sli80, из него можно получить усилитель по звучанию в два раза дороже, и лучше. И конечно это можно сделать в градации по Квортрупу, это уровень деталей. К примеру, конденсаторы Jensen, можно поставить с алюминиевой, медной или с серебряной фольгой, и т.д., что меняет цену усилителя в разы, но меняется и качество звука( правда не в разы), и более сложный момент это изменение режимов в схематике, и изменение обратной связи усилителя.

Нельзя взять волшебную палочку, помахать… и ваш усилитель стал волшебно играть. Нет можно взять только паяльник и имея знания и понимание что нужно изменить, модернизировать свой усилитель или акустику. Но с этим нужно и понимать что ваш усилитель будет другим по звуку, как многие адепты аудиофилы говорят..но это же не будет фирменное звучание…,да конечно не будет, будет по другому. Нужно понять, если мы хотим сделать апгрейд, значит, нам не все нравится в звучании нашей системы, или ее компонентов.

Апгрейд или модернизация лампового усилителя может быть на разном уровне, три типа апгрейда.

1. Это элементарная замена радиоламп, на более лучшие по звучанию, например NOS.

2. Это замена радиодеталей (конденсаторы, резисторы, кабели и т.д.) на разном уровне.

3. И полный апгрейд — замена радиодеталей, трансформаторов, и внутренних кабелей.

Если вы чувствуете, что вашему аппарату необходим апгрейд, но не очень надеетесь на свои навыки, вы можете поручить это дело нашему опытному специалисту Александру.

У нас можно сделать не только апгрейд усилителя, но и акустики.

Акустику под заказ.

Апгрейд фильтра акустики

Корпуса, рупора для акустики на заказ.

Апгрейд, модернизация Cary sli80 >>>

Апгрейд, модернизация McIntoshMC275

Схема усилителя и его ремонтопригодность

Схема усилителя «Радиотехника» четко дает понять, что перед нами качественное устройство родом из Советского Союза. Так хорошо уже никто не делает. В Союзе технику создавали на десятки лет. Сейчас же все компании гонятся за прибылью. Поэтому современная техника работает до первой поломки. Потом нужно идти покупать новое устройство. Здесь же все детали взаимозаменяемы. Даже если какие-то компоненты уже прекратили выпускать, можно найти аналог, установить его, и усилитель снова будет работать еще десяток лет. По статистике, первое, что отказывает в усилителях «Радиотехника», — конденсаторы. Благо такого добра на радиорынках хватает. Также весьма часто летит защита от перегрузки. С этим посложнее, так как отдельные ее компоненты уже не выпускаются. Но нет никаких проблем с заменой, так как подходят современные с такой же емкостью.

Какие еще «болячки» имеет усилитель «Радиотехника У-101» стерео? Схема четко показывает, что львиную долю места в корпусе устройства (да и на печатной плате) занимает блок питания и его компоненты. Если он сгорит, тогда начнется головная боль. Таких уже не делают, а найти современные аналоги не так-то просто. Но есть один плюс: блок питания выходит из строя реже всего. Известно лишь несколько таких случаев. Дело в том, что данный блок снабжен отличными стабилизаторами. Поэтому его выход из строя случается очень редко. И в большинстве случаев достаточно будет заменить резистор сопротивления с идентичной маркировкой. Этот усилитель вполне ремонтопригоден. И это еще одно его преимущество. Починить его сможет практически любой человек с паяльником. Нужно только хоть что-то соображать в радиоэлектронике.