Схема предварительного гитарного усилителя на полевых транзисторах

Содержание

Для тяжелобольных аудиофилов

В качестве разделительных конденсаторов между каскадами усилителя использованы электролитические неполярные конденсаторы. Тесты и результаты измерений показывают отличные результаты.

Однако, среди безнадёжных аудиофилов бытует мнение, что электролиты — это зло для звука. Они предпочитают плёночные (как вариант полипропиленовые) конденсаторы. Преимущества в звучании обычно связывают с меньшим коэффициентом рассеивания и низкой диэлектрической проницаемостью таких конденсаторов. Но эти параметры важны в высокочастотных и импульсных цепях.

В звуковых устройствах, которые по сути являются низкочастотными, эти свойства заметного влияния не оказывают. Для звуковых устройств хорошие плёночные конденсаторы обычно имеют большой размер, высокую стоимость и ограничение по максимальной ёмкости. Из-за этого возникают трудности при повторении конструкций.

Если наши доводы на вас не подействовали, вы можете при желании и возможности заменить в данной конструкции электролитические конденсаторы на плёночные.

Чтобы конденсаторы имели разумные размеры и их можно было смонтировать на плату без переделки, можно уменьшить их ёмкость с минимальным влиянием на низкочастотную область АЧХ.

Вместо электролитических конденсаторов ёмкостью 2,2мкФ и 47мкФ можно установить плёночные конденсаторы ёмкостью минимум 2,2мкФ, а в цепи регулятора громкости конденсатор ёмкостью 22мкФ можно заменить плёночным ёмкостью не менее 4,7мкФ. При этом сопротивление потенциометра регулятора громкости лучше выбрать не менее 20кОм.

Применение конденсаторов больших габаритов может привести к увеличению уровня шумов и помех.

В заключение немного измерений:

АЧХ предварительного усилителя (Увеличение по клику)

Шумы и искажения предварительного усилителя (Увеличение по клику)

Уровень шумов и искажения предварительного усилителя находится на предельном уровне для используемой измерительной аппаратуры. Так что в действительности он может быть ещё ниже, чем удалось измерить!

Продолжение следует…но нескоро.

Удачного творчества!

Стать подготовлена по материалам журнала «Практическая электроника каждый день» (EPE)
Вольный перевод статьи — Главный редактор «РадиоГазеты».

Список элементов:

Резисторы:
(1% точность; металло-плёночные; 0.25W)
R1,R2,R39,R40 = 100Ohm
R3-R6,R41-R44,R78,R79 = 100kOhm
R7-R12,R16,R17,R21-R24,R33,R34,
R45-R50,R54,R55,R59-R62,R71,R72 = 1kOhm
R13,R51 = 470Ohm
R14,R15,R52,R53 = 430Ohm
R18,R35,R36,R56,R73,R74 = 22kOhm
R19,R20,R57,R58 = 20Ohm
R25-R28,R63-R66 = 3.3kOhm
R29-R32,R67-R70 = 10Ohm
R37,R38,R75,R76 = 47Ohm
R77 = 120Ohm
P1,P2,P3,P4 = 1kOhm, 10%, 1W, stereo potentiometer, линейный, например Vishay Spectrol cermet type 14920F0GJSX13102KA. или, Vishay Spectrol conductive plastic type 148DXG56S102SP.

Конденсаторы:
C1,C2,C10-C14,C26,C27,C35-C39 = 100pF 630V, 1%, polystyrene, axial
C3,C4,C28,C29 = 47µF 35V, 20%, неполярный, диаметром 8mm, расстояние между выводами 3.5mm, например Multicomp p/n NP35V476M8X11.5
C5,C6,C30,C31 = 470pF 630V, 1%, polystyrene, axial
C7,C32 = 1µF 250V, 5%, polypropylene, расстояние между выводами 15mm
C8,C9,C33,C34 = 100nF 250V, 5%, polypropylene, lead spacing 10mm
C15,C16,C40,C41 = 220µF 35V, 20%, неполярные, диаметром 13mm,расстояние между выводами 5mm, например Multicomp p/n NP35V227M13X20
C17-C25,C42-C50 = 100nF 100V, 10%, расстояние между выводами 7.5mm
C51 = 470nF 100V, 10%, расстояние между выводами 7.5mm
C52,C53 = 100µF 25V, 20%, диаметр 6.3mm, расстояние между выводами 2.5mm

Микросхемы:
IC1,IC3,IC5-IC10,IC12,IC14-IC18 = NE5532, например ON Semiconductor type NE5532ANG
IC2,IC4,IC11,IC13 = LM4562, например National Semiconductor type LM4562NA/NOPB

Разное:
K1-K4 = 4-х контактный разъём, шаг 0.1’’ (2.54mm)
K5,K6,K7 = 2-х контактный разъём, шаг 0.1’’ (2.54mm)
JP1 = 2-х контактный джампер, шаг 0.1’’ (2.54mm)
K8 = 3-х контактный винтовой блок, шаг 5mm
RE1,RE2 = реле, 12V/960Ohm, 230VAC/3A, DPDT, TE Connectivity/Axicom type V23105-A5003-A201

Продолжение следует…

Статья подготовлена по материалам журнала «Электор» (Германия)

Удачного творчества!

Главный редактор «РадиоГазеты»

Усилительная часть

Основное усиление в схеме обеспечивается двумя сдвоенными операционными усилителями от Burr-Brown OPA2134 (IC1 и IC2).

Увеличение по клику

Аудиосигнал от выбранного источника поступает на вход первого операционного усилителя (IC1a). Простой фильтр нижних частот, сформированный резистором 1,2 кОм и конденсатором 56 пФ, ослабляет радиочастоты на входе ОУ. Здесь можно использовать относительно большое значение резистора, благодаря чрезвычайно высокому (10 ТераОм) входному сопротивлению OPA2134 (входная цепь реализована на полевых транзисторах).

Усиление напряжения этого каскада составляет около 3,3 (10,5 дБ) и определяется номиналами резисторов в цепи обратной связи (4,7 кОм и 2 кОм).

Резистор  4,7 кОм совместно с конденсатором 220 пФ образуют цепь частотной коррекции для повышения устойчивости усилителя во всём диапазоне частот.

Сигнал с выхода IC1a (вывод ОУ 1) поступает через неполярный конденсатор ёмкостью 22 мкФ на регулятор громкости. Им служит переменный резистор номиналом 10 кОм.

С выхода (движка) регулятора громкости сигнал, также через неполярный конденсатор, поступает на вход второго каскада (IC1b). Благодаря применению конденсаторов устраняются неприятные шорохи и трески при регулировании громкости.

Второй операционный усилитель используется в качестве буфера с единичным усилением, что позволяет усилителю стабильно работать с любой низкоомной нагрузкой, независимо от уровня громкости.

Выход ОУ подключён к выходным разъёмам через неполярный конденсатор, резистор номиналом 100 Ом и ферритовую “бусинку”. Это позволяет сделать выход усилителя нечувствительным к ёмкости межблочного кабеля, входному импедансу усилителя мощности и защищает от радиопомех, которые через цепи обратной связи могут проникнуть на вход усилителя.

Плюсы и минусы использования предусилителя над аудио / видео ресивером

Если вы решите использовать предусилитель, вам, вероятно, придется покупать каждый компонент домашнего кинотеатра отдельно. При этом есть ряд плюсов и минусов, которые следует учитывать, прежде чем принимать такое решение.

Минусы использования предусилителя поверх аудио / видео ресивера

  • Поскольку вам необходимо приобрести несколько компонентов для использования с предусилителем, аудио / видео ресивер часто оказывается более дешевым вариантом.
  • Ресивер A / V более удобен; просто подключите устройство и наслаждайтесь. Для сравнения: предусилитель намного сложнее.
  • Аудио / видео-ресивер часто занимает меньше места из-за своей многофункциональности.
  • Если вы хотите купить бывшие в употреблении, старые стандарты предусилителей могут быть не такими хорошими, как сопоставимые A / V-ресиверы. Новые модели, однако, отлично справляются с задачей соответствовать современным отраслевым стандартам, включая возможности HDMI.

Связанные вопросы

Могу ли я прикрепить колонки непосредственно к предусилителю? Большинство предусилителей не имеют клемм для подключения динамиков, поскольку они не выводят мощность. Если вы серьезно относитесь к подключению динамиков напрямую к предусилителю, вам необходимо приобрести динамики с автономным питанием и входными разъемами RCA.

Я все слышу об усилителе управления; Это отличается от предусилителя? Нет. В электронной промышленности предусилители известны под разными именами. Управляющие усилители, аудио / видео процессоры, аудио / видео предусилители и процессоры предусилителя – все это разновидности предусилителя.

Может ли комбинация предусилителя / усилителя быть слишком большой для комнаты? Это скорее вопрос личного вкуса. Небольшие комнаты могут быть хорошо поддержаны за счет использования аудио / видео ресивера. Однако по мере увеличения пространства комбинация предусилителя / усилителя обеспечит гораздо более чистое качество звука. Означает ли это, что предусилитель – это слишком много для небольшого пространства? Не обязательно. Тем, у кого проблемы со слухом, предусилитель может быть полезен даже на меньшей площади. Для тех, кто отлично слышит, предусилитель может показаться излишним.

Активный регулятор громкости.

Регулятор громкости также реализован по идее Питера Баксандалла, что во-первых позволило получить сверхнизкий уровень шума (особенно на малых громкостях), а во-вторых получить логарифмическую характеристику регулирования при использовании потенциометров с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота. Максимальное усиление составляет +16 дБ, при этом точка 0 дБ получается в среднем положении потенциометра.

Четыре соединённых параллельно усилителя, как отмечалось выше, служат для снижения уровня шума на 6 дБ. Уровень собственных шумов такого регулятора составляет -101 дБ при максимальном усилении и -109 дБ при усилении 0 дБ. На практике регулятор громкости обычно устанавливается в положении -20 дБ, тогда уровень шума составит -115 дБ, который существенно ниже порога слышимости.

Чтобы вы могли оценить качество каждого каскада для них были приведены собственные уровни шумов. Результирующий уровень шума данного предусилителя, как нетрудно догадаться, будет несколько варьироваться в зависимости от положения потенциометров.

Симметричный выход реализован за счёт фазоинвертора на ОУ IC9A и имеет двойную амплитуду сигнала по сравнению с несимметричным. Впрочем, это нормально для профессиональной аудиотехники.

Какие бывают предусилители?

1. По форм-фактору: встроенными и внешними

, но об этом было сказано выше.

2. По схеме: ламповыми, транзисторными и моделирующими

. Ламповые схемы традиционно считаются более «теплыми» и «живыми» в плане звука по сравнению с транзисторными. Но и стоят они обычно дороже. Для того, чтобы заметить этот особый ламповый звук, предусилитель должен быть из высшего ценового диапазона. Если хотите сэкономить, выбирайте транзисторный предусилитель, при средней цене разницу с ламповым вы вряд ли ощутите.

Также можно найти и гибридный микрофонный

предусилитель, сочетающий в себе ламповые и транзисторные компоненты.

Моделирующие предусилители

основаны на транзисторных схемах, но с помощью цифровых преобразований моделируют особенности звука ламповых предусилителей.

3. По характеру влияния на сигнал: окрашивающие и прозрачные

. Окрашивающие предусилители (color preamps), как следует из названия, придают звуку характерные особенности. Обычно, их используют звукорежиссеры в попытках придать уникальности своим миксам. Прозрачные предусилители призваны выдавать чистый звук без каких-либо примесей. Обычно, такими являются транзисторные бестрансформаторные предусилители.

4. По наличию трансформатора: трансформаторные и безтрансформаторные

. Название говорит само за себя – в семе либо присутствует трансформатор, либо нет. Трансформаторные предусилители звучат более жирно, но при этом окрашивают звук.

Описание и характеристики

Обработка звука, особенно в профессиональной сфере, может занимать много времени и требует дополнительного оборудования. Значительно упростить работу со звуком помогут предусилители, которые совмещают в себе несколько функций.

Современные предусилители помогают преобразить звук в несколько раз, сделать его чище и объемнее. Он представляет собой отдельное устройство, которое избавит от резонанса в помещении, шума и других искажений звука. Также он может повысить низкий сигнал, очищать его, и передавать уже улучшенный вариант на выход системы.

Рассмотрим, какие бывают виды приборов, их классность и технические параметры, необходимые для комфортной работы.

Виды:

  1. Инструментальные. Совмещает в себе множество полезных функций. Автоматически может менять диапазоны и усиление. Имеет высокое входное сопротивление и высокий коэффициент ослабления синфазного сигнала.
  2. Микрофонные. Предполагают усиление до линейного уровня сигнала с микрофона. Способствуют минимизации искажения исходного звучания, снижают шумы. Не подойдут для работы с инструментами.
  3. Универсальные. Совмещают в себе 2 режима работы инструментальный и микрофонный. Являются более дорогостоящими, но, при этом выполняют больше функций.

Классы:

  1. Предусилитель А класса обеспечивает минимальные искажение сигнала, но при этом у него высокий ток покоя, поэтому достаточно быстро нагреваются. Имеют самую простую конструкцию.
  2. Предусилитель В класса заметно меньше подвержены нагреву. Принцип работы также прост.
  3. Предусилитель АВ класса считается компромиссным вариантом двух предыдущих типов.
  4. Предусилитель класса С имеет максимально эффективен, однако, обладает плохой линейностью. КПД составляет около 80%, но дает небольшое искажение звука.
  5. Предусилитель D класса или так называемые ШИМ-усилители. Являются нелинейными двухканальными импульсными моделями.
  6. Предусилитель F имеют показатель КПД почти 90%.
  7. Предусилитель G является усовершенствованной моделью класса АВ. Когда доступен сигнал, автоматически переключает одну линию питания на другую.
  8. Предусилитель I имеет несколько комплектов дополнительных выходных приспособлений.
  9. Предусилитель S имеет показатель КПД практически 100%. По работе схож с классом D, но более совершенный.

Что такое усилитель звука?

Качественный аудиоприбор, будь то магнитола в автомобиле или акустическая система для домашнего кинотеатра, практически всегда снабжается усилителем звука. Это специальное электрическое устройство, преобразующее слабый электрический сигнал в более сильный с помощью увеличения мощности тока. Усилитель мощности звука может быть как отдельным прибором, входящим в аудиосистему, так и являться внутренним компонентом, например, колонок, входящим в их гибридную систему.

Устройство усилителя звука

Стандартный усилитель звука для колонок имеет следующие конструкционные особенности:

  1. Входная система усилителя звука. К ней подсоединяется сам источник, который может отличаться выходным напряжением.
  2. Блок питания, отвечающий за преобразование входящего тока в величину с более высоким напряжением. Основным прибором этой группы является трансформатор.
  3. Выходной каскад, главными элементами которого являются транзисторы. Они преобразуют повышенное напряжение от блока питания в нужную форму сигнала, который передается на устройство вывода звука.
  4. Блок регулировки настроек присутствует только в автономных устройствах и позволяет тонко настраивать качество получаемого звука на выходе.

Принцип работы усилителя звука

Любой простой усилитель звука вне зависимости от класса и конструктивных особенностей работает по следующей схеме:

  1. В блоке питания входящий электрический ток от стандартной сети электропитания или автомобильного аккумулятора преобразуется в постоянный ток.
  2. Усилители звука для домашней акустики через входную систему получает сигнал от подключенного устройства (CD-плеера, например) и изменяет (увеличивает) его амплитуду с помощью постоянного тока. Длина звуковой волны остается без изменений.
  3. Усиленный звуковой сигнал передается на выходное устройство (колонки), через которые и воспроизводится в новом, улучшенном качестве.

Низковольтная проводка

Как только вы убедитесь, что источник питания работает правильно, отключите сетевой кабель и подключите выходы ± 15 В и 5 В ко входам питания предусилителя.

Обратите внимание, что для подключения потребуется три провода для источника +15-GND—15В и два провода для источника +5В-GND. Напомним, что для уменьшения уровня шумов земляные цепи (GND) этих двух источников не соединяются между собой!

Напомним, что для уменьшения уровня шумов земляные цепи (GND) этих двух источников не соединяются между собой!

Для уменьшения уровня помех и придания эстетичного внешнего вида скрутите провода между собой раздельно для питания +5В-GND и ± 15 В-GND.

Для заземления платы предварительного усилителя подключите соответствующий контакт на печатной плате к корпусу усилителя отдельным проводом.

Не подключайте к этой точке больше никаких цепей, кроме корпуса регулятора громкости (об этом ниже).

Почему вам следует или не следует использовать предусилитель с системой домашнего кинотеатра

Теперь, когда вы понимаете, для чего предназначены предусилитель и усилитель для вашей системы домашнего кинотеатра, вы можете спросить себя, почему вам следует или не следует инвестировать в них. Давайте взглянем.

Почему вам следует:

Если вам нужна полностью уникальная и индивидуальная система домашнего кинотеатра, которой вы полностью управляете, то комбинация предусилителя / усилителя – лучший выбор для вас. Почему? Выбирая установку предусилителя, вам нужно будет выбрать каждый компонент для использования в системе домашнего кинотеатра. От предусилителя и усилителя до динамиков и сабвуфера – каждый аспект системы домашнего кинотеатра должен быть тщательно выбран.

Для тех, кто хочет выйти за рамки стандартных домашних кинотеатров 2.1 и 5.1, предусилитель предлагает гораздо больше. Фактически, в зависимости от устройства, которое вы покупаете, вы можете ожидать, что даже 11-канальная установка будет стабильно воспроизводить кристально чистый звук. Некоторые предусилители также позволяют подключать сабвуфер, делая эти глубокие тона еще более насыщенными, поскольку ваш усилитель проталкивает звук через окружающие динамики.

С некоторыми из лучших предусилителей вы также можете транслировать музыку. Возможности беспроводной связи и Bluetooth, а также HDMI становятся все более распространенными в предусилителях.

Почему не следует:

Если вы не совсем уверены в своих способностях создать рабочий домашний кинотеатр на заказ, вариант предусилителя может оказаться слишком большим. A / V-ресивер – это электронное устройство, которое объединяет несколько функций в одном устройстве. Mсверхканальныйобработка звука, переключение видео и усиление – вот некоторые из стандартных функций современных AV-ресиверов. Современные технологии также сделали A / V-ресивер более универсальным, расширив его входные разъемы для поддержки нескольких типов источников, включая RCA, HDMI и иногда даже USB-устройства. Хотя это не совсем домашний кинотеатр «все-в-одном», гораздо проще приобрести A / V-ресивер вместо комбинации предусилителя.

Усилитель мощности, который иногда называют оконечным

В функциональном отношении он очень прост — имеет один вход, обычно стерео (в ином случае потребуется два моно усилителя), и из регулировок часто только ручку громкости. Но при простоте функционала это очень серьезное устройство, потому и стоит дороже «навороченного» предусилителя. Высокое качество звучания обеспечивается за счет использования мощных тяжелых трансформаторов и высокоемких конденсаторов, способных при высоком уровне входного сигнала выдать в нагрузку, — т.е. громкоговорители, очень большой ток. Поэтому хороший усилитель — всегда тяжелый.

Для усилителя мощности важно номинальное значение нагрузки, т.е. сопротивление акустических систем

Обычно усилители рассчитаны на сопротивление колонок 4 или 8 Ом. Можно подключить к усилителю акустику с бОльшим сопротивлением, но ни в коем случае не с меньшим! Это может при определенных условиях привести к повреждению выходного каскада!

Очень важным параметром усилителя мощности является коэффициент демпфирования, он же демпинг-фактор. Демпфирование позволяет предотвратить инерционное, т.е.паразитическое колебание диффузора динамика, что делает звучание чище, детальнее и точнее. Чем больше значение демпинг-фактора, тем выше качество усилителя.

Еще один важный параметр — это скорость нарастания выходного напряжения, по английски slew rate. Чем быстрее эта скорость (измеряемая в микросекундах), тем лучше усилитель воспроизводит т.н. переходные, или «нестационарные» процессы, т.е. мелкие быстрые высокочастотные компоненты сигнала. Например, игру по тарелкам, перкуссии, струнным щипковым инструментам и т.п. Понятно, что «медленный» усилитель плохо отработает такие звуки и размоет звуковую картинку.

Для чего нужен?

Предусилитель отвечает за подготовку сигнала, поступающего от микрофона либо иного источника, для необходимого усиления. Он способен повышать низкий сигнал, а также очищать его. Благодаря этому улучшается качество поступающего звука. Кроме того предусилитель может использоваться для регулировки сигнала либо смешивания нескольких звуков в 1. Данное устройство используется для подгонки звучания под изначально заданный уровень мощности. Располагается оно максимально близко к источнику сигнала (например, микрофону, радиоприемному тюнеру, проигрывателю). Данная особенность обеспечивает преобразование получаемого звука и его передачу без изменений на усилитель мощности.

Вне зависимости от уровня сложности конструкции и выходного сопротивления, задача любого предусилителя заключается в передаче качественного сигнала. Схем предусилителей существует немало.

Нюансы выбора

Выбирая для своей гитары предусилитель, профессиональный музыкант, играющий на акустическом инструменте, в первую очередь задумается об индивидуальности её звука, то есть ему нужны: красивый и натуральный тембр инструмента, плотность звука и хорошие верхние частоты. В этом случае ему, скорее всего, нужно будет выбрать гибридную модель. Она сможет почистить и усилить входной сигнал, сохранить высокие частоты и окрасить звук на выходе. Возможен транзисторный вариант, если гитаре не хватает быстродействия и верхних частот.

Если же у гитары тонкий звук, которому не помешает добавить густоты и плотности, то лучшим выбором станет ламповый преамп. И наоборот, с хорошими нижними и средними частотами будет лучше приобрести транзисторный вариант, чтобы не переборщить со слишком густым звуком в области верхних частот, взяв на вооружение ламповую модель преампа.

Для новичков можно рекомендовать либо транзисторную модель, либо гибрид. Они в любом случае являются для неопытного гитариста выигрышным вариантом: и денег меньше потребуется, и звук дают чистый, с хорошим тембром.

Но у каждого гитариста есть своё видение звука, поэтому путём экспериментов и обязательной проверки работы приобретаемой модели гитарного предусилителя в комплекте со своей гитарой необходимо найти желаемый вариант.

Как выбрать усилитель или ресивер

Формально предварительный усилитель является комбинацией более мелких усилителей, которые обслуживают узкий участок тот или иной электрический вход или аналоговые фичи, например — громкость, тембр НЧ и ВЧ или движки встроенного эквалайзера. Эти мелкие усилители называются операционными или потенциометрами. Если на вход например, Phono поступает слишком слабый сигнал, то задача операционника — поднять и скорректировать его. Таким образом, в этом блоке входы взаимно скоммутированы, чтобы дать пользователю писать с любого из источников, мониторить запись например, через гнездо наушников или на колонках и контролировать уровень и тембр.

Простой встроенный предусилитель для бас-гитары

Сидел я как-то, искал в Сети простую примочку на басуху, чтоб звук нормальный и овердрайва наворотить можно. Тут друг говорит, что хочет активный звукосниматель купить на гитару. Вот я и подумал, а что, верно, фон и шумы в основном в кабеле от гитары до примочки возникают. А если непосредственно запихать в басуху этот предусилитель? Ведь принцип активного звучка — это предусилитель в звукоснимателе. И вдобавок заэкранировать гитару.

Короче, нашел на Датагоре статью «Портативный усилитель для головных телефонов RED-31 c 3V питанием». По параметрам он как раз подходит, как предусилитель. Начал собирать, взял басуху.

Большинству саундбаров не нужен усилитель или ресивер

Большинство доступных сегодня на рынке звуковых панелей, включая модели 4K (наше руководство), активны. Это означает, что они используют внешний источник питания для усиления своего входа. Если вы используете усилитель или ресивер с активной звуковой панелью, вы можете повредить звуковую панель. Это верно как для моделей высокого ценового диапазона, таких как Nakamichi Shockwafe Ultra (на Amazon), так и для многих бюджетных решений, таких как VIZIO SB2920 (также на Amazon).

Если вы не уверены, взгляните на звуковую панель, которая у вас есть или которая вам интересна, и посмотрите, есть ли у нее внешний источник питания или «кирпич», который подключается к ней. Если да, то это будет «внешний источник энергии», о котором мы говорим, который делает его активным.

Но как насчет того, чтобы у вас есть усилитель, который вы все равно хотели бы попробовать? Что ж, поскольку звуковая панель не предназначена для этой цели, вы можете столкнуться с некоторыми проблемами.

Цифровые подключения: без сока

Даже если вы делаете есть усилитель или приемник валяется, зацепив саундбар до него не повысит качество звука. Подключение звуковых панелей к усилителям или ресиверам через цифровые соединения не даст результатов. Цифровые соединения предназначены для приема устройством и декодирования для передачи в динамик в виде аналогового электрического звукового сигнала.

Звуковые панели, ресиверы и усилители призваны выступать посредником между цифровым сигналом и динамиком. Таким образом, они не будут выводить сигнал по своим цифровым каналам. Таким образом, то, что вы можете подключить HDMI или цифровые оптические порты, не означает, что между ними будет что-то перемещаться.

Аналоговые соединения: возможное повреждение

Аналоговые соединения – это совсем другая история, когда речь идет о звуковых панелях, ресиверах и усилителях. Во всех трех случаях устройство может иметь аналоговый вход, например RCA. Как и в случае с цифровыми входами, подключение двух аналоговых входов не даст результатов.

Однако, в отличие от большинства звуковых панелей, усилители и ресиверы могут также иметь аналоговые выходы, предназначенные для динамиков. На звуковой панели может быть даже эквивалентное количество аналоговых входов.

Существует два типа аналоговых электрических аудиосигналов: питаемый и линейный. Сигналы линейного уровня предназначены для передачи аудиосигналов между устройствами. Это сигналы малой мощности, предназначенные для уменьшения потребления электроэнергии.

Активные сигналы предназначены для передачи непосредственно на динамик. Это сигналы высокой мощности, достаточные для питания динамика. Если ваша звуковая панель имеет аналоговый вход, она предназначена для приема сигнала линейного уровня. Обычно, если ваш усилитель или ресивер имеет аналоговый аудиовыход, это будет активный сигнал. Однако, как правило, кабели для подключения и питания динамиков представляют собой разъем для проводов динамика, а не кабель RCA, как в звуковой панели.

Если вы попытаетесь подключить эти два канала, вы, скорее всего, повредите динамики звуковой панели. Поскольку он предназначен только для приема сигналов линейного уровня, ваша звуковая панель будет пытаться усилить любой сигнал, который она принимает для своих динамиков. Проблема в том, что активные сигналы уже усилены, и это приведет к тому, что ваша звуковая панель будет добавлять слишком много мощности к сигналу, перегружая ваши динамики и, возможно, повреждая их.

Зачем мне нужен предусилитель?

Допустим, вы аудиофил. Собственно, если вы читаете статью о предусилителях, вероятно, вы аудиофил. Предположим, вы хотите, чтобы ваша система домашнего кинотеатра использовалась в качестве комнаты для прослушивания.

Проблема, с которой вы столкнетесь, заключается в том, что звуковая система домашнего кинотеатра предназначена для фильмов и шоу, а не для музыки. Из-за этого внутренний предусилитель вашего AV- ресивера не будет откалиброван для качества музыки.

По этой причине некоторые высококачественные AV-ресиверы имеют вход HT Bypass или Direct In, который обходит внутренний предусилитель AV-ресивера и напрямую подает сигнал. Есть несколько случаев, когда здесь может пригодиться предусилитель.

Причины использования внешнего предусилителя

Во-первых, из AV-ресиверов, у которых есть HT Bypass или Direct In, у большинства есть только один, поэтому, если вы хотите подключить более одного источника звука, вам понадобится многоканальность предусилителя.

Во-вторых, если ваш аудиоисточник не имеет внутреннего регулятора громкости, вам понадобится предусилитель, поскольку HT Bypass или Direct In питает сигнал на полной громкости, потому что часть обхода внутреннего предусилителя AV-ресивера означает обход его ступени согласования громкости.

В любом из этих сценариев вам понадобится внешний предусилитель для подключения к AV-ресиверу

Хотя это довольно просто, вам необходимо предпринять некоторые меры предосторожности, чтобы не повредить звуковую систему и не повредить слух

Вы также можете задаться вопросом, можно ли подключить предусилитель к интегрированному усилителю. Вы определенно можете это сделать, но есть несколько важных моментов, которые следует учитывать.

Сравнение с фонокорректором

Фонокорректор необходим для коррекции АЧХ. Это усилитель-корректор с особой амплитудно-частотной характеристикой. Сигнал, поступаемый с магнитного картриджа, более низкий в сравнении с линейными источниками. Встраиваемый фонокоррекор позволяет напрямую подключать проигрыватель винила. С его помощью удается вернуть сигнал к первоначальному значению.

Изначально корректоры встраивали в усилители, отмечая вход надписью PHONO. Сейчас большинство устройств такого типа устарело, поэтому найти их практически невозможно. Платы можно купить отдельно, встроив к приборам с усилителем. Отличие между корректором и предусилителем заключается в том, что он возвращает звук к первоначальному уровню, а усилитель меняет его. В этом и заключается основная разница между устройствами.

Однако фонокорректор необходим при работе со звуком далеко не всегда. Например, если у предусилителя есть специальные входы Phono MM или МС (либо какой-то 1 из них), необходимости в использовании внешнего фонокорректора нет. Однако если устройство снабжено лишь линейными входами, обойтись без фонокорректора не получится. Он обеспечит необходимое звуковое напряжение.

Предусилитель хорош тем, что делает возможным коммутацию разных источников. Также он отвечает за плавность регулировки громкости, регулирование стереобаланса, ВЧ и НЧ, а в некоторых моделях отвечает и за «тонкомпенсацию». Отдельные устройства снабжены встроенными фонокорректорами со входами для ММ или МС (либо с обоими). Встраиваемые фонокорректоры являются атрибутами предусилителей.

Что это такое и зачем нужны?

Если говорить о функциях, которые возложены на гитарный предусилитель, то можно перечислить следующий ряд его основных задач:

  • приём электрических сигналов от музыкального инструмента;
  • обработка полученных сигналов с целью улучшения их качества;
  • усиление сигналов до линейного уровня;
  • передача обработанных сигналов на блок усилителя мощности.

Если попроще разъяснить работу преампа, то он подготавливает приходящий сигнал от звукоснимателей гитары или микрофона для дальнейшей его обработки и передачи далее – на усилитель мощности и динамики. Под улучшением качества сигналов понимается тот факт, что именно в предусилителе звук приобретает неповторимый тембр и обогащается некоторыми эффектами, например: «дисторшн» (distortion), «энхансер» (enhancer) и другими. Качественный предусилитель является основой успешного выступления на публике и получения качественного звука при записи. Без него нельзя обойтись гитаристу в тех случаях, когда нельзя взять с собой гитарный усилитель целиком.

А само устройство представляет собой электрическую или полупроводниковую схему с аппаратным набором (лампы, транзисторы, резисторы и конденсаторы, соединённые между собой определённым способом, обеспечивающим правильную работу преампа). Предусилитель схематически подключается между гитарой и основным усилителем, а динамик находится в самом конце – на выходном канале гитарного усилителя мощности. В преампе происходит усиление слабого сигнала, приходящего от звукоснимателей гитары за счёт увеличения напряжения. При этом сила тока изменяется несущественно. Ток увеличивается в основном усилителе, там же ещё раз повышается и напряжение.

Стоит также отметить, что сам преамп, подключенный к музыкальному инструменту, без усилителя мощности не даёт никакого внешнего звука, поэтому годится лишь для записи, а не для концертной площадки

Но его важное влияние на исходный звук является безусловным фактом. Нередко преампы уже вмонтированы в корпус гитары, поэтому будет достаточно приобрести только усилитель (вариант усилителя мощности без преампа будет стоить дешевле полного звуковоспроизводящего комплекта)