Обозначения на шильдике электродвигателя
Посмотрите на фотографию шильдика.
Давайте полностью рассмотрим шильдик.
- Логотип производителя. Тут всё понятно.
- Название «двигатель асинхронный» и его тип «АИР350S6 У2». В типе по определенным алгоритмам шифруются различные параметры двигателя. На них останавливаться не будем, поскольку не каждый производитель придерживается каких-то стандартов. Обычно в названии могут шифроваться данные о количестве пар полюсов, типоразмер и т.д. Тем не менее, производители могут придумать свою систему шифрования и кодировать в них какие-то свои данные.
- Далее идет мощность «45 кВт». Это показатель максимальной мощности, которую двигатель способен развивать при указанных параметрах на шильдике
- Количество оборотов вала «980 об/мин». Обороты в минуту могут иметь другое обозначение — «мин-1». У асинхронных двигателей количество оборотов фиксированное и зависит от количества пар полюсов. Существуют двигатели, допускающие посредством изменения схемы соединения обмоток в клеммной коробке изменить количество оборотов. Если двигатель выполнен на определенные обороты, то изменить их стандартными способами не получится.
- Дальше идёт обозначение количества фаз, род напряжения и схема соединения. 3Ф или 3P — цифра указывает количество фаз, а буква или русская или английская («Ф»аза или «P»hase) указывает на слово «фаза». Далее идет знак «~», который означает, что используется переменное напряжение, и затем схема соединения обмоток «Δ/Y», и указывает на то, что имеется возможность без сложных манипуляций изменить схему соединения обмоток на звезду или треугольник. То есть в клеммную коробку уже выведены все необходимые для этого провода.
- Номинальное рабочее напряжение двигателя «380/660 вольт». Это говорит, что двигатель может использоваться только в этих двух напряжениях.
- Рабочий (номинальный) ток «90,1/52,0 А». Другими словами, при напряжении 380 вольт и нагрузке на валу в 45 кВт по каждой обмотке двигателя будет протекать ток 90,1 ампера, а при напряжении 660 вольт и такой же нагрузке 52,0 ампера. Я специально сделал цветные выделения. Первому напряжению соответствует первое значение тока, соответственно второму — второе.
- Рабочая частота «50 Гц» или «Hz». Существует две промышленные частоты 50 и 60 Гц. Двигатель очень сильно зависим от частоты. Кому интересно, могут про это почитать здесь. Поэтому использовать двигатель с рабочей частотой 60 Гц, если на нем нет пометки «50/60 Гц» крайне не рекомендуется. В лучшем случае двигатель будет сильно нагреваться, в худшем может сгореть (худший вариант довольно редкий, но вероятный).
- Степень пыле-влагозащиты IP55. Существует несколько классов пыле-влагозащиты и в дальнейшем в отдельной статье я подробно по ним пройдусь.
- Класс изоляции в данном случае F. В дальнейшем я так же раскрою этот параметр отдельной статьёй.
- Стандарт выполнения. Здесь указывается ГОСТ или ТУ, согласно которым был изготовлен данный двигатель.
- Режим работы S1. Существует несколько режимов работы из которых только один является постоянным и это S1. Двигатели с таким режимом могут работать бесконечно долгое время без остановки (конечно же, в пределах допустимой мощности). Остальные режимы являются повторно-кратковременными. Суть повторно-кратковременного режима в том, чтобы получить повышенную мощность при малых размерах. Другими словами, такие двигатели работают в режиме существенной перегрузки, что вызывает их нагрев и чтобы двигатель не вышел из строя, необходимо через определённые промежутки времени останавливать двигатель и давать время ему отдохнуть до частичного или полного остывания.
- Коэффициент полезного действия. Думаю, тут не нужно останавливаться подробно. Этот параметр указывает насколько эффективно происходит преобразование электрического тока в механическую работу.
- Коэффициент мощности тока Cos φ. Поскольку двигатель это индуктивный элемент, то очень усиленно создает реактивный ток. так вот Cos φ показывает сколько потребленной мощности из сети используется по назначению. Чем больше мощность двигателя, тем выше данный коэффициент.
- Ну и различные другие параметры, которые вы сможете разобрать уже без моей помощи.
Ну вот и всё. Теперь вам не составит труда узнать данные двигателя по шильдику. За сим позвольте с вами попрощаться
С наилучшими пожеланиями, Я!
Основные конструктивные исполнения асинхронных электродвигателей
Многообразие выполняемых работ и условий, в которых эксплуатируются асинхронные электродвигатели, обусловило то, что промышленность выпускает их в различном конструктивном исполнении. По степени защищенности электродвигатели выпускают:
- Открытые – без специальных приспособлений для предохранения от случайного прикосновения к вращающимся и токоведущим частям, а также для предотвращения попадания внутрь посторонних предметов и т. п. (имеют ограниченное распространение).
- Защищенные – имеющие приспособления для предохранения от случайного прикосновения к вращающимся и токоведущим частям, а также для предотвращения попадания внутрь посторонних предметов.
- Каплезащищенные – снабженные приспособлениями для предохранения внутренних частей от попадания капель влаги, падающих отвесно.
- Закрытые – у них внутренняя полость отделена от внешней среды оболочкой, препятствующей проникновению пыли.
- Взрывозащищенные – т. е. защищенные настолько хорошо, что они допускаются к применению во взрывоопасных помещениях.
По способу монтажа различают фланцевые, вертикальные, встроенные электродвигатели и т. п.
Расшифровка маркировки электродвигателей
Все отечественные электродвигатели отмечены соответствующей маркировкой. Ее расшифровка позволяет точно установить технические характеристики и параметры электродвигателя, выбрать наиболее оптимальный вариант. Устройства, обозначенные буквенными и цифровыми символами А, АО, А2, АО2, А3 расшифровываются по-разному. Например, маркировка А соответствует брызгозащищенному исполнению, АО – закрытой обдуваемой конструкции. Первая цифра, стоящая после букв, означает номер серии. Далее в маркировке остальные цифры разделяются дефисами. Число после первого дефиса является условным номером наружного диаметра сердечника статора, следующая цифра соответствует условному номеру длины.
Если в качестве примера взять электродвигатель с маркировкой АО2-62-4, то его расшифровка будет указывать на закрытое обдуваемое исполнение трехфазного асинхронного двигателя, вторую единую серию, шестой габарит, вторую длину и четыре полюса. Электродвигатели с 1 по 5 габариты выпускаются во второй серии обязательно в закрытом обдуваемом варианте. Таким образом, существенно повышается их надежность, а срок эксплуатации возрастает, в среднем, в 1,5-2 раза.
Единые серии двигателей А, АО, А2 и АО2 в основном исполнении оборудуются коротко-замкнутым ротором, в котором присутствует литая алюминиевая обмотка. На этой базе были созданы и другие модификации, поэтому к основной маркировке добавился еще один буквенный символ.
- Буква П соответствует повышенному пусковому моменту и выглядит в маркировке, как АОП2-62-4.
- Буква С означает повышенное скольжение,
- К – наличие фазного ротора, Т – возможность использо-вания в текстильной промышленности и т.д.
Лучшие производители
В виду постоянного наполнения рынка электрическими машинами самого разнообразного качества, довольно остро стоит вопрос и при покупке электродвигателя АИР. Приобретая такой агрегат, пользователь ожидает получить взамен длительную бесперебойную работу, так как асинхронные машины гораздо надежнее и относительно редко выходят со строя.
Однако на практике нередко всплывают различные подделки, как правило, дешевая китайская продукция, ее же иногда пытаются выдавать за новоиспеченных отечественных производителей двигателей основного промышленного сектора. Поэтому, чтобы купить электродвигатель АИР, следует выбирать проверенные бренды, которые соответствуют стандартам, а их агрегаты выдерживают заявленные режимы работы.
Перечень лучших производителей электродвигателей серии АИР приведен в таблице ниже:
Таблица: перечень лучших производителей электродвигателей АИР
Название производителя | Краткое описание |
СЛЭМЗ (харьковский электромеханический завод) | Выпускает электродвигатели АИР с мощностью от 0,75 до 75кВт различного конструктивного исполнения. |
«Укрэлектромаш» (харьковский электротехнический завод) | Выпускает маломощную линейку электрических машин марки АИР |
«ELDIN» (ярославльский завод) | Один из крупнейших производителей асинхронных машин в России |
«Сибэлектромотор» (томский завод) | В большей части ориентирован на производство крановых электродвигателей. |
«Электродвигатель» (могилевский завода) | Ориентирован на широкий модельный ряд приводной продукции |
«Полесьеэлектромаш» (лунинецкий завод) | Осуществляют не только изготовление, но и ремонт электродвигателей АИР |
Маркировка приводов радиоуправляемых моделей
Бесколлекторные модельные моторы – отдельный случай. Тут основополагающие два параметра – размер статора и внешние размеры (диаметр или высота).
Маркировка из четырех цифр, первая пара которых указывает на высоту/диаметр, а следующая пара – размер статора в мм. Пример: 2212.
Важно помнить, что в расчет берется именно габарит статора. А вот внешние его габариты по этой причине будут отличаться от 22 мм и 12 мм
Правда, при этом при одинаковом статоре обмотка его может оказаться различной.
Это краткий обзор проблемы который, как мы надеемся, поможет нашим читателям разобраться самостоятельно в очень распространенной проблеме.
Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке
Электродвигатель имеет клеммную коробку, также известную как «brno». Куда прикручены выводы начала и конца обмоток статора.
На приведенном выше рисунке показана коробка с маркировкой клемм, а на рисунке ниже показаны клеммы обмотки, замкнув их определенным образом, вы можете получить соединение треугольником или звездой:
- U1 — конец первой обмотки, а W2 — начало третьей;
- V1 — конец второй обмотки, а U2 — начало первой;
- W1 — конец третьей обмотки, а V2 — начало второй обмотки.
Замыкая контакты U1, V1, W1, мы получаем соединение обмотки звездой, а соединяя пары контактов U1 с W2, V1 с U2, W1 с V2, мы получаем соединение обмотки треугольником.
Технические характеристики
Установка и последующая работа электродвигателя АИР обязательно отстраивается от механической нагрузки подключаемой на его вал, условий подключения и эксплуатации. Технические характеристики электрической машины выбираются в соответствии с вышеперечисленными параметрами. Характеристики двигателя также указаны в паспорте или на шильде.
К основным техническим данным относятся:
- Мощность – определяет количество перерабатываемой электроэнергии, для электродвигателей АИР этот параметр находится в пределах от 0,12 до 315кВт.
- Питающее напряжение – в определенной степени зависит от схемы соединения обмоток. Электродвигатели АИР могут соединятся как звездой, так и треугольником, поэтому напряжение указывается для обоих способов – 220/380 или 380/660В.
- Скорость вращения – это число оборотов за единицу времени, для марки АИР может находиться в пределах от 750об/мин до 3000об/мин.
- КПД – определяет соотношение между израсходованной энергией и произведенной работой.
- Допустимый температурный режим – как правило, составляет от – 40 до + 45ºС.
- Вид монтажа – всего существует три способа для электродвигателя АИР: IM1081 – на станину (горизонтально), IM2081 и на станину, и на фланец (и горизонтально, и вертикально), IM3081 только на фланец (вертикально). Пример вариантов основного исполнения приведен на рисунке ниже:
Рис. 3. Способ монтажа электродвигателя АИР
- Электрические и магнитные потери – определяются напряжением холостого хода и током КЗ.
- Геометрические размеры – указывают основные габариты и расстояния от элементов электрической машины до ближайших деталей, вместе с которыми двигатели применяются.
- Степень пыле- влагозащищенности – обозначается двумя латинскими буквами IP и парой цифр, одна из которых определяет устойчивость к пыли, а вторая к влаге.
Общепромышленное назначение некоторых из них предусматривают технические особенности, которые указываются соответствующими буквами, с которыми двигатели выпускаются:
- Б – обеспечивает работу в условиях высокой температуры;
- В – встраиваемые электрические машины;
- С – с увеличенным параметром скольжения;
- Е – с функцией принудительного торможения ротора.
- Е2 – с ручным управлением торможением.
- ЗЕ – трехфазное устройство для подключения в однофазную сеть.
- Ж – для насосных установок.
- РЗ – в моторно-редукторных приспособлениях.
- Ш – общепромышленные электродвигатели швейной отрасли.
- П – с монтажной характеристикой высокой точности.
- Ф – маслоустойчивого исполнения.
- А – используемые на атомных электростанциях.
- Х2 – повышенной химической устойчивости.
Устройство и конструкция
Конструктивно двухскоростные электродвигатели отличаются от стандартных, особой конструкцией статора, ротор – обычный короткозамкнутый. Наиболее распространённые типы конструкции двухобмоточных электродвигателей: Устройство двухскоростных электродвигателей с двумя зависимыми обмотками может отличаться исходя из соотношения числа полюсов – 1:2, 3:2, 4:3. При соотношении частоты вращения 1:2, используется одна полюснопереключаемая обмотка статора по схеме Даландера. При соотношениях 3:2, 4:3 – одна полюснопереключаемая обмотка по методу амплитудно-фазной модуляции.
При использовании зависимых обмоток 2-х скоростные электродвигатели производятся в стандартных габаритах, независимые – имеют незначительно большие размеры.
Стоит обратить внимание, двухскоростной электродвигатель АИР на каждой частоте вращения будет выдавать разную мощность. В тоже при использовании частотных преобразователей, мощность остается не изменой
Большинство общепромышленных приводов, согласно руководству по эксплуатации, не предусматривают работу с частотными преобразователями. Преобразователи частоты могут уменьшить паспортный ресурс в разы или вывести оборудование из строя
Схемы подключения
Схемы подключения асинхронных двухскоростных электродвигателей зависят от соотношения числа оборотов:
На чертежах показано устройство схемы обмотки двухобмоточных электродвигателей и принцип подключения двигателя на 2 скорости.
Источник
Обозначения на шильдике электродвигателя
Посмотрите на фотографию шильдика.
Давайте полностью рассмотрим шильдик.
- Логотип производителя. Тут всё понятно.
- Название «двигатель асинхронный» и его тип «АИР350S6 У2». В типе по определенным алгоритмам шифруются различные параметры двигателя. На них останавливаться не будем, поскольку не каждый производитель придерживается каких-то стандартов. Обычно в названии могут шифроваться данные о количестве пар полюсов, типоразмер и т.д. Тем не менее, производители могут придумать свою систему шифрования и кодировать в них какие-то свои данные.
- Далее идет мощность «45 кВт». Это показатель максимальной мощности, которую двигатель способен развивать при указанных параметрах на шильдике
- Количество оборотов вала «980 об/мин». Обороты в минуту могут иметь другое обозначение — «мин-1». У асинхронных двигателей количество оборотов фиксированное и зависит от количества пар полюсов. Существуют двигатели, допускающие посредством изменения схемы соединения обмоток в клеммной коробке изменить количество оборотов. Если двигатель выполнен на определенные обороты, то изменить их стандартными способами не получится.
- Дальше идёт обозначение количества фаз, род напряжения и схема соединения. 3Ф или 3P — цифра указывает количество фаз, а буква или русская или английская («Ф»аза или «P»hase) указывает на слово «фаза». Далее идет знак «~», который означает, что используется переменное напряжение, и затем схема соединения обмоток «Δ/Y», и указывает на то, что имеется возможность без сложных манипуляций изменить схему соединения обмоток на звезду или треугольник. То есть в клеммную коробку уже выведены все необходимые для этого провода.
- Номинальное рабочее напряжение двигателя «380/660 вольт». Это говорит, что двигатель может использоваться только в этих двух напряжениях.
- Рабочий (номинальный) ток «90,1/52,0 А». Другими словами, при напряжении 380 вольт и нагрузке на валу в 45 кВт по каждой обмотке двигателя будет протекать ток 90,1 ампера, а при напряжении 660 вольт и такой же нагрузке 52,0 ампера. Я специально сделал цветные выделения. Первому напряжению соответствует первое значение тока, соответственно второму — второе.
- Рабочая частота «50 Гц» или «Hz». Существует две промышленные частоты 50 и 60 Гц. Двигатель очень сильно зависим от частоты. Кому интересно, могут про это почитать здесь. Поэтому использовать двигатель с рабочей частотой 60 Гц, если на нем нет пометки «50/60 Гц» крайне не рекомендуется. В лучшем случае двигатель будет сильно нагреваться, в худшем может сгореть (худший вариант довольно редкий, но вероятный).
- Степень пыле-влагозащиты IP55. Существует несколько классов пыле-влагозащиты и в дальнейшем в отдельной статье я подробно по ним пройдусь.
- Класс изоляции в данном случае F. В дальнейшем я так же раскрою этот параметр отдельной статьёй.
- Стандарт выполнения. Здесь указывается ГОСТ или ТУ, согласно которым был изготовлен данный двигатель.
- Режим работы S1. Существует несколько режимов работы из которых только один является постоянным и это S1. Двигатели с таким режимом могут работать бесконечно долгое время без остановки (конечно же, в пределах допустимой мощности). Остальные режимы являются повторно-кратковременными. Суть повторно-кратковременного режима в том, чтобы получить повышенную мощность при малых размерах. Другими словами, такие двигатели работают в режиме существенной перегрузки, что вызывает их нагрев и чтобы двигатель не вышел из строя, необходимо через определённые промежутки времени останавливать двигатель и давать время ему отдохнуть до частичного или полного остывания.
- Коэффициент полезного действия. Думаю, тут не нужно останавливаться подробно. Этот параметр указывает насколько эффективно происходит преобразование электрического тока в механическую работу.
- Коэффициент мощности тока Cos φ. Поскольку двигатель это индуктивный элемент, то очень усиленно создает реактивный ток. так вот Cos φ показывает сколько потребленной мощности из сети используется по назначению. Чем больше мощность двигателя, тем выше данный коэффициент.
- Ну и различные другие параметры, которые вы сможете разобрать уже без моей помощи.
Ну вот и всё. Теперь вам не составит труда узнать данные двигателя по шильдику. За сим позвольте с вами попрощаться
С наилучшими пожеланиями, Я!
Монтажное исполнение IMxxxx
Монтажное исполнение электродвигателя АИР обозначается латинскими буквами IM и четырьмя цифрами после них. Также иногда встречается обозначение по международному стандарту МЭК60034-7 (код I), включающее латинские буквы IM, латинскую букву В или V и от 1 до 2 цифр.
Первая цифра — конструктивное исполнение электродвигателя
1- электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами
2- электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите
3- электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на одном щите
Вторая и третья цифра — пространственный способ монтажа электродвигателя. Если третья цифра «8», например IM1081, то такой электродвигатель может монтироваться в любом положении.
Четвертая цифра — исполнение конца вала
1- электродвигатель с одним цилиндрическим концом вала
2- электродвигатель с двумя цилиндрическими концами вала
3- электродвигатель с одним коническим концом вала
4- электродвигатель с двумя коническими концами вала
Маркировка асинхронных электродвигателей и их расшифровка
Двигатели единых серий А, АО и А2, АО2 основного исполнения имеют короткозамкнутый ротор с литой алюминиевой обмоткой. На их базе был создан ряд модификаций двигателей. При обозначении модификаций к буквенной части добавляется буква для электродвигателей: с повышенным пусковым моментом — П (например, АОП2-62-4); с повышенным скольжением—С, для текстильной промышленности — Т, с фазным ротором — К.
Асинхронные двигатели с повышенным пусковым моментом предназначены для привода механизмов с большими нагрузками в период пуска. Двигатели с повышенным скольжением применяются для механизмов с неравномерным ударным характером нагрузки и механизмов с большой частотой пусков и реверсов.
Для двигателей общего назначения с алюминиевой обмоткой статора в конце обозначения добавляется буква А (например, АО2-42-4А). В двигателях на несколько частот вращения в цифры, характеризующие числа полюсов, вносят все их значения, разделенные косыми линиями: например АО-94-12/8/6/4 — трехфазный асинхронный двигатель серии АО 9 габарита, 4-й длины на 12, 8, 6 и 4 полюсов.
Буква Л (например, АОЛ2-21-6) обозначает, что корпус и щиты отлиты из алюминиевого сплава.
Обозначение типоразмера двигателя серии 4А, например 4АН280М2УЗ, расшифровывается следующим образом: 4 — порядковый номер серии, А — вид двигателя (асинхронный), Н — защищенный (отсутствие данного знака означает закрытое обдуваемое исполнение), 280 — высота оси вращения (три или две цифры), мм, S, М или L – установочный размер по длине станины, 2 (или 4, 6, 8, 10, 12) — число полюсов, УЗ — климатическое исполнение (У) и кате азмещения (3).
После первой буквы А может стоять вторая А (например, 4АА63), которая означает, что станина и щиты выполнены из алюминиевого сплава, или X—станина алюминиевая, щиты чугунные; отсутствие этих знаков свидетельствует о том, что станина и щиты чугунные или стальные.
В обозначении двигателей с фазным ротором ставится буква К, например 4АНК.
При одних и тех же размерах станины сердечник статора может иметь разные длины. В этом случае в обозначении типоразмера после букв S, M, JL и непосредственно после высоты вращения, если эти буквы отсутствуют, ставятся знаки А (меньшая длина сердечника) или В (большая длина), например 4А90LА8, 4A90LB8, 4А71А6, 4А71В6.
Климатические исполнения двигателей обозначаются следующими буквами: У — для умеренного климата, ХЛ — для холодного климата, ТВ — для влажного тропического климата, ТС — для тропического сухого климата, Т — для тропического как сухого, так и влажного климата, О — для всех районов на суше (общеклиматическое исполнение), М — для морского умеренного холодного климата, ТМ — для тропического морского климата, . ОМ — для неограниченного района плавания, В — для всех районов на суше и море.
Категории размещения обозначаются цифрами: 1 — для работы на открытом воздухе, 2 — для помещений со сравнительно свободным доступом воздуха, 3 — для закрытых помещений, где колебания температуры, влажности, а также воздействие песка и пыли существенно меньше, чем на открытом воздухе, 4 — для помещений с искусственно регулируемыми климатическими условиями (например, закрытые отапливаемые и вентилируемые производственные помещения), 5 — для работы в помещениях с повышенной влажностью (например, невентилируемые и неотапливаемые подземные помещения, помещения, в которых возможно длительное наличие воды или частая конденсация влаги на стенах и потолке).
ГОСТ 17494—72 на электрические машины устанавливают степени защиты персонала от соприкосновения с токопроводящими или движущимися частями, находящимися внутри машины и, кроме того, от попадания твердых посторонних тел и воды.
Электродвигатели общего применения в основном изготовляют двух степеней защиты: 1Р23 (или IP22 для двигателей постоянного тока) и IP44: первая из них характеризует машины в защищенном исполнении, вторая — в закрытом.
Буквенно-цифровое обозначение степени защиты состоит из латинских букв IP и двух цифр. Первая из этих цифр характеризуй степень защиты персонала от соприкосновения с токопроводящими и вращающимися частями, находящимися внутри машины, а также степень защиты самой машины от попадания в нее твердых посторонних тел; вторая цифра — от проникновения воды внутрь машины.