Микрофоны

Преимущества и недостатки

Как и любой другой музыкальный аксессуар, динамический микрофон отличается своими специфическими характеристиками, которые обладают как положительной, так и отрицательной окраской

Прежде чем совершать покупку важно ознакомиться со всеми свойствами устройства

В первую очередь необходимо оценить все достоинства динамических микрофонов.

Устойчивость к высоким перегрузкам. Благодаря данной характеристике устройств динамический микрофон можно применять для снятия источников звука, которые обладают высоким уровнем громкости (например, усилитель музыкальных инструментов). При этом полностью отсутствует риск повреждения оборудования.

Надежная конструкция. Как уже было сказано ранее, музыкальное оборудование динамического типа является весьма прочным и надежным. Соответственно, оно способно переносить механические повреждения и удары. В связи с этим очень часто микрофоны используются в ходе выступлений и концертов на сцене. Также динамические микрофоны могут использоваться на репетициях, в домашних условиях и на гастролях.

Низкий уровень чувствительности. Динамический микрофон не воспринимает посторонние шумы, а также низко чувствителен по отношению к возникновению обратной связи (т. е. к шуму, который появляется, если приближать микрофон к работающему динамику).

Однако помимо описанных выше достоинств, динамический микрофоны характеризуются и рядом негативных черт.

Низкий уровень звучания. Как известно, на современном рынке представлено большое количество разновидностей микрофонов. Если сравнивать динамический тип с другими типами устройств, то можно отметить тот факт, что он значительно уступает конденсаторной разновидности по таким показателям, как прозрачность, чистота и натуральность звука.

Несмотря на то, что этот недостаток является наиболее ярко выраженным, можно отметить тот факт, что динамические устройства воспринимают лишь небольшой частотный диапазон, а также не совсем правильно передают тембр голоса.

На основании всего вышесказанного можно отметить тот факт, что динамические устройства характеризуются как достоинствами, так и недостатками. При покупке следует учитывать весь объем свойств и функциональных особенностей таких музыкальных аксессуаров, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем приобретении.

Подключение и настройка микрофона

Выполнить подключение и настройку устройства несложно, но для получения высокого качества записи следует учесть ряд особенностей.

Для начала определяют типы акустических систем. Они бывают активными и пассивными.

Это делают путем визуального осмотра колонок. Если на их корпусе имеется кнопка включения, значит, модель оснащается встроенными усилителями. Пассивные системы работают от внешних усилителей.

Для настройки оборудования используется микшерный пульт или специальный преамп. Перед включением сигнала на пульте следует убедиться, что ползунки громкости находятся на минимальном уровне. В отдельных моделях пультов предусмотрена кнопка включения фантомного питания. Она необходима при включении недорогих конденсаторных приборов.

Настройка по частотам выполняется с помощью соответствующих фейдеров на микшерном пульте.

А как Вы считаете, какие плюсы и минусы у конденсаторных микрофонов? Ждем Ваши комментарии!

Общие понятия

«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствии с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.

Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа. Первый способ – применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение. Второй способ для электретных микрофонов – они содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме. Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.

Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия обычного динамика акустической системы. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны.

Если говорить простыми словами, то динамический микрофон это грубый технарь, делающий свою работу качественно и в сроки. А конденсаторный – это интеллигентный гуманитарий-шпион применяющий тонкие техники, умеющий слушать, слышать и самое главное – передавать без искажений все подробности процесса )

Плюсы конденсаторного микрофона

Эти микрофоны в полной мере чувствительны к источнику звука и способны уловить и передать самые тончайшие нюансы и оттенки исполнения. Поэтому такое звучание микрофонов называют естественным, тёплым, домашним. Они расскажут всё об источнике звука. Поставьте такой микрофон в центре комнаты многоквартирного дома и запишите то, что сейчас кажется тишиной. Вы услышите и птичек за окном, и разговор соседей сверху, и работающий телевизор у соседей снизу, проезжающие под окном автомобили, лифт и, конечно, звук работающего системника вашего ПК. Запишите гитариста этим микрофоном, и вы услышите, кроме самого звука гитары, стук струн об лады, движение руки относительно корпуса и дыхание музыканта. Эти микрофоны также имеют самый полный частотный диапазон, какой только можно представить (есть vip-экземпляры от 5 Гц до 200 кГц). Все эти параметры говорят о том, что это скорее элитные микрофоны и им место как раз в студиях, где предъявляются повышенные требования к передаче звуковой картины. Поскольку конденсаторные микрофоны очень чувствительны, ими часто озвучивают большие пространства с хорами, оркестрами и пр.

В чем отличие от других микрофонов?

Рассмотрим, чем отличаются конденсаторные микрофоны от остальных видов.

  • Динамический микрофон. По конструкции аналогичен динамику обычной колонки, поэтому и имеет данное название. Главное отличие в том, что вместо подачи напряжения на катушку, мы, наоборот, снимаем с этого устройства электрические разряды.
  • Конденсаторный микрофон. Представляет собой конденсатор и обкладку из эластичного металла. Она при звуковых колебаниях изменяет емкость конденсатора и напряжение, которое является полезным сигналом с микрофона.

Первые аппараты отличаются надежной конструкцией и высокой перегрузочной способностью, что значительно сказывается на времени эксплуатации устройства. Но этот тип микрофонов имеет маленький диапазон частот и не всегда верный тембр передач.

Читать далее: ТОП 19 Рейтинг Лучших Производителей Межкомнатных Дверей (2019)

Второй тип отличается огромным выбором по различным характеристикам (вес, размеры, частоты, тембры, шумы). Но такие микрофоны довольно хрупкие и нуждаются в дополнительном питании.

Конденсаторный микрофон и динамический – разница

Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.

Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.

Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.

Динамические микрофоны

  • Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
  • Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
  • Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
  • Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
  • Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке

Конденсаторные микрофоны

  • Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
  • Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
  • Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
  • Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
  • Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
  • Конденсаторные микрофоны дороги

Различные виды микрофонов

  • Угольный микрофон (а) Первым устройством, использующимся только в качестве микрофона стал угольный микрофон Эдисона, об изобретении которого также независимо заявляли Генрих Махальский в 1878 году и Павел Голубицкий в 1883 году. Действие его основывается на изменении сопротивления между зёрнами угольного порошка при изменении давления на их совокупность.
     
  • Конденсаторный микрофон (д) Конденсаторный микрофон был изобретён инженером Bell Labs Эдуардом Венте (Edward Christopher Wente) в 1916 году. В нём звук воздействует на тонкую металлическую мембрану, изменяя расстояние между мембраной и металлическим корпусом. Тем самым образуемый мембраной и корпусом конденсатор меняет ёмкость. Если подвести к пластинам постоянное напряжение, изменение ёмкости вызовет ток через конденсатор, тем самым образуя электрический сигнал во внешней цепи.
     
  • Электретный микрофон, изобретённый японским учёным Ёгути в начале 1920-х годов, по принципу действия и конструкции близок к конденсаторному, однако в качестве неподвижной обкладки конденсатора и источника постоянного напряжения выступает пластина из электрета (материала, способного сохранять поверхностный заряд в течение длительного времени).
     
  • Пьезоэлектрический микрофон (е) Пьезоэлектрический микрофон, сконструированный советскими учёными С. Н. Ржевкиным и А. И. Яковлевым в 1925 году, имеет в качестве датчика звукового давления пластинку из вещества, обладающего пьезоэлектрическими свойствами (т.е. при сжатии продуцирующего электрический заряд).
     
  • Ленточный электродинамический микрофон (г) Первым динамическим микрофоном стал изобретённый в 1924 году немецкими учёными Эрлахом (Gerwin Erlach) и Шоттки электродинамический микрофон ленточного типа. Они расположили в магнитном поле гофрированную ленточку из очень тонкой (около 2 мкм) алюминиевой фольги. Такие микрофоны до сих пор применяются в студийной звукозаписи благодаря чрезвычайно широким частотным характеристикам, однако их чувствительность невелика, выходное сопротивление очень мало (доли ома), что значительно осложняет проектирование усилителей. Кроме того, достаточная чувствительность достижима только при значительной площади ленточки (а значит, и размерах магнита), в результате такие микрофоны имеют бо́льшие размеры и массу по сравнению со всеми остальными типами.
     
  • Катушечный электродинамический микрофон (в) В 1931 году американские инженеры Венте и Тёрэс (Albert L. Thuras) изобрели динамический микрофон с катушкой, приклеенной к тонкой мембране из полистирола или фольги. В отличие от ленточного, он имел существенно более высокое выходное сопротивление (десятки ом и сотни килоом), мог быть изготовлен в меньших размерах и является обратимым. Совершенствование характеристик именно этих микрофонов, в сочетании с совершенствованием звукоусилительной и звукозаписывающей аппаратуры, позволило развиться индустрии звукозаписи не только в студийных условиях.
     
  • Электромагнитный микрофон (б) Тогда же разработанные электромагнитные микрофоны, в отличие от электродинамических, имеют закреплённый на мембране постоянный магнит и неподвижную катушку.

Производители конденсаторных микрофонов

Среди популярных производителей микрофонов выделяют такие бренды:

  1. AKG. Австрийская компания, которая работает на рынке несколько десятков лет. Наибольшей популярностью в бюджетном ценовом диапазоне пользуется серия Perception и ее модели P120, P220, P420. Начальный выпуск P120 обладает мембраной с диагональю 2/3 дюйма и относится к кардиоидной группе. P220 стоит дороже, но выделяется прогрессивными характеристиками и богатым оснащением. Флагманская модель P420 является самой дорогой в своем сегменте.
  2. Rode. Торговая марка была основана в Австралии. В течение нескольких десятилетий она поставляет на рынок качественные приборы для студийного использования. Достоинством продукции Rode является грамотное соотношение цены и качества. В список популярных моделей входит NT1-A, которая появилась в продаже еще в 80-х гг. Являясь родоначальником целой серии, микрофон постоянно модернизируется с целью сохранения оригинального звучания.
  3. Neat. Бренд производит микрофоны контрастной расцветки и с нестандартной формой корпуса. Из всех моделей большой популярностью пользуется Worker Bee, выполненная в стиле винтаж. При этом в микрофоне реализованы передовые наработки компании в области оборудования для звукозаписи. Устройство выделяется минимальным шумом, оптимальным соотношением цена-качество и богатым комплектом.

AKG – австрийский производитель аудиотехники.

Направленность микрофона

Все микрофоны имеют определённую направленность (зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника), т.е. имеют:

кардиоиду

(микрофон безразличен к звуку, идущему сзади микрофона)

суперкардиоиду

(спереди имеет более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственно сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности)

гиперкардиоиду

(сравнительно более узкая зона чувствительности спереди и более широкая сзади)

восьмёрку

(микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков)

круговую

(чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений)

полусферу

(лежачие “плоские” микрофоны с краевым эффектом (PZM)

полукардиоиду

(обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях)

Всенаправленные микрофоны:

зависимы от акустики помещения, не отсекают эхо, не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона, низкая чувствительность к звукам дыхания, практически отсутствует «эффект близости», расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром

Однонаправленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):

обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения и утечки звука, обеспечивают хорошую изоляцию, что способствует лёгкому разделению записанных треков, обычно приводят к возникновению «эффекта близости» (за исключением микрофонов с отверстиями в держателе), уменьшают feedback-шумы (обратная связь от колонок), используются для синхронной стереозаписи

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов, обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью, менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам, обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback- и посторонних шумов, препятствуют утечке сигнала

Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:

используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов, обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи, применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки»

Например, знаменитый микрофон Shure SM-58 является гиперкардиоидным динамическим вокальным микрофоном. Часто хороший микрофон позволяет переключаться между вариантами направленности и степенью чувствительности.

Так же бывают микрофоны измерительные, радиовещательные, для дикторов, конференций, караоке и многие многие другие )

Конденсаторный микрофон – что это такое

С учетом метода обработки звуковых волн, можно выделить конденсаторные и динамические микрофоны. Обе группы устройств для записи звуков пользуются популярностью среди пользователей, и выбор конкретного решения определяется, в первую очередь, планируемым использованием микрофона.

Конденсаторные устройства состоят из подвижных крышек и стальной сетки диафрагмы, которые при образуют конденсатор особого типа. Его емкость изменяется из-за вибраций мембраны, вызванных звуковыми волнами, и образованные электрические импульсы передаются на рекордер.

Сложная конструкция конденсаторных микрофонов и, как следствие, высокое качество этого типа устройств отражаются на цене. Конденсаторные микрофоны являются не только одними из лучших (наиболее чувствительных) устройств, но и самыми дорогими. Несмотря на их высокую цену, они часто выбираются там, где имеют значение качество и точность записанного сигнала.

Что это такое?

Конденсаторный микрофон – это такое устройство, одна из обкладок которого состоит из особого материала с эластичными характеристиками. В процессе звуковых колебаний такая обкладка изменяет емкость конденсатора (отсюда и название типа устройства). В том случае, если конденсатор полностью заряжен, то одновременно с изменением его емкости изменяется и напряжение. Для того чтобы микрофон полноценно осуществлял свои функции, он должен иметь поляризующее напряжение.

Принцип работы конденсаторного микрофона характеризуется высоким показателем чувствительности. Это значит, что устройство хорошо воспринимает все звуки (в том числе и фоновые шумы). В связи с этим данную разновидность аудиоустройств принято называть студийной, ведь студии – это специализированные помещения, которые обеспечивают качественную запись максимально чистого звука.

Эстрадные

Данный тип создавался для сцены. В сознании зрителя эстрада ассоциируется с ручным микрофоном, который имеет рукоять и капсюль, защищенный сеткой. Да, в большинстве случаев дизайн именно такой. Ведь он отлично фиксируется в держателях. К тому же можно легко подобрать сменную сетку для ветрозащиты.

Можно разделить данный тип еще на беспроводные и проводные. Что такое микрофон беспроводного типа? Это устройство со встроенным адаптером связи, работающее на аккумуляторе.

Что говорят пользователи об эстрадных микрофонах? Отзывы разные, но сходятся они в том, что нужно выбирать модели подороже.

Маркировка

Марка микрофона обычно наносится на его корпусе и состоит из букв и цифр. Буквы указывают тип микрофона:

  • МД — катушечный (или «динамический»),
  • МДМ — динамический малогабаритный,
  • ММ — миниатюрный электродинамический,
  • MЛ — ленточный,
  • МК — конденсаторный,
  • МКЭ — электретный,
  • МПЭ — пьезоэлектрический.

Цифры обозначают порядковый номер разработки. После цифр стоят буквы А, Т и Б, обозначающие, что микрофон изготовлен в экспортном исполнении — А, Т — тропическом, а Б — предназначен для бытовой радиоэлектронной аппаратуры (РЭА).

Маркировка микрофона ММ-5 отражает его конструктивные особенности и состоит из шести символов:

  • первый и второй…………… ММ — микрофон миниатюрный;
  • третий………………………….. 5 — пятое конструктивное исполнение;
  • четвертый и пятый……….. две цифры, обозначающие типоразмер;
  • шестой…………………………. буква, которая характеризует форму акустического входа (О — круглое отверстие, С — патрубок, Б — комбинированное).

В практике радиолюбителей используется несколько основных типов микрофонов: угольные, электродинамические, электромагнитные, конденсаторные, электретные и пьезоэлектрические.

Угольные микрофоны

Невзирая на то что угольные микрофоны постепенно вытесняются микрофонами других типов, но благодаря простоте конструкции и достаточно высокой чувствительности они все еще находят свое место в различных устройствах связи.

Наибольшее распространение имеют угольные микрофоны, так называемые телефонные капсюли, в частности, МК-10, МК-16, МК-59 и др.

Наиболее простая схема включения угольного микрофона приведена на рис. 7. В этой схеме трансформатор должен быть повышающим и для угольного микрофона с сопротивлением R = 300…400 Ом его можно намотать на Ш-образном железном сердечнике с сечением 1…1,5 см2.

Первичная обмотка (I) содержит 200 витков провода ПЭВ-1 диаметром 0,2 мм, а вторичная (II) — 400 витков ПЭВ-1 диаметром 0,08…0,1 мм.

Угольные микрофоны в зависимости от их динамического сопротивления делят на 3 группы:

  1. низкоомные (около 50 Ом) с током питания до 80 мА;
  2. среднеомные (70… 150 Ом) с током питания не более 50 мА;
  3. высокоомные (150…300 Ом) с током питания не более 25 мА.

Из этого следует, что в цепи угольного микрофона необходимо устанавливать ток, соответствующий типу микрофона. В противном случае при большом токе угольный порошок начнет спекаться и микрофон испортится.

При этом появляются нелинейные искажения. При очень малом токе резко снижается чувствительность микрофона. Угольные капсюли могут работать и при пониженном токе источника питания, в частности, в усилителях на лампах и транзисторах.

Снижение чувствительности при пониженном питании микрофона компенсируется простым повышением коэффициента усиления усилителя звуковой частоты.

В этом случае улучшается частотная характеристика, значительно снижается уровень шумов, повышается стабильность и надежность работы.

Рис. 7. Принципиальная схема включения угольного микрофона с использованием трансформатора.

Вариант включения угольного микрофона в усилительный каскад на транзисторе дано на рис 8.

Вариант включения угольного микрофона в сочетании с транзистором на входе лампового усилителя звуковой частоты по схеме рис. 9 позволяет получить большое усиление по напряжению.

Рис. 8. Принципиальная схема включения угольного микрофона на входе транзисторного УЗЧ.

Рис. 9. Принципиальная схема включения угольного микрофона на входе гибридного УЗЧ, собранного на транзисторе и электронной лампе.

Литература: В.М. Пестриков — Энциклопедия радиолюбителя.

Давно витала в голове. Собравшись с силами, приступил к поиску схем усилителей. Большинство схем, просмотренных мною, что не нравилось. Хотелось собрать проще, лучше и меньше (для ноутбука, ибо встроенный делали, видимо, только для галочки – качество плохое). И вот после недолгого поиска, была найдена и протестирована схема усилителя микрофонного сигнала с фантомным питанием. Фантомное питание (это когда питание и передача информации осуществляется по одному проводу) – огромный плюс этой схемы, ведь оно избавляет нас от сторонних источников питания и проблем связанных с ними. Например: если мы будем питать усилитель от простой батарейки, то она рано или поздно сядет, что приведет к неработоспобности схемы в данный момент; если будем питать от аккумулятора, то его придется рано или поздно заряжать, что тоже приведет к некоторым трудностям и ненужным движениям; если будем питать от БП, то здесь есть два минуса, которые, по моему мнению, отбрасывают вариант его использования – это провода (для питания нашего УМ) и помехи. От помех можно избавится многими способами (поставить стабилизатор, всяческие фильтры и т.д.), то от проводов избавиться не так уж и просто (можно, правда, сделать передачу энергии на расстоянии, но зачем городить целый комплекс устройств, для питания какого-то микрофонного усилителя?) к тому же это снижает практичность устройства. Перейдем к схеме:

Советы по выбору

Расскажем вам, какие факторы стоит учесть при выборе качественного конденсаторного микрофона.

  1. Сопротивление. Чем больше составляет это значение, тем хуже вас слышно. Если не использовать микшерный пульт или хорошую звуковую карту, то можно “наловить” много шумов и помех.
  2. Частоты. Чем шире этот диапазон, тем звук будет качественнее, естественнее и натуральнее. Динамические микрофоны имеют значения от 50 до 15 000 Гц, конденсаторные — от 20 до 20 000 Гц.
  3. Чувствительность. Указывается в дБ и чем меньше значение, тем проще аппарат будет усваивать тихие звуки. Некоторые устройства имеют показатель в -70 дБ, другие — от -40 до -30 дБ.
  4. Диаграмма направленности. Определяет, с каких сторон в микрофон будут поступать звуки. Обычно хватает приборов с односторонним направлением, но на больших студиях используются многонаправленные устройства.

Интересные посты:

  1. Какой фирмы микроволновку лучше купить: механическую и сенсорную
  2. Смартфоны какой фирмы лучше — самые надежные телефоны
  3. Какой вариант лучше для отделки стен обои или покраска
  4. Какая соковыжималка лучше шнековая или центробежная

Что такое «дБ SPL»?

Термин «дБ SPL» — это величина звукового давления (Sound Pressure Level, SPL), силы с которой акустические звуковые волны воздействуют на молекулы воздуха. Когда кто-то поет или говорит, самое сильное звуковое давление — около его рта, затем оно ослабевает по мере того, как звуковые волны удаляются от него.

Для справки, 0дБ SPL — это самый тихий звук, который нормальное ухо может различить, а 1дБ — наименьшее различимое человеком изменение уровня громкости. Например на расстоянии около метра уровень нормальной речи составляет 60дБ SPL, а кузнечный пресс громыхает на 120дБ SPL.

Акустическая волна может принимать разные частоты. У людей с нарушениями слуха может варьироваться от 16 Гц до примерно 20 кГц. Микрофон обычно записывает более узкий диапазон, например, 20 Гц-16 кГц. Это диапазон между максимальным и минимальным звуковым давлением микрофона. Параметр выражается в децибелах. Чем выше значение, тем лучше. Динамический диапазон рассчитывается как разница между максимальным звуковым давлением и уровнем шума, например 127 дБ — 12 дБ = 115 дБ.

Максимальный уровень звукового давления

В этом разница между выходным напряжением микрофона и шумом микрофона. Параметр, выраженный в децибелах. Более высокие значения более желательны. Указывает максимальный уровень звука, который может быть записан микрофоном с искажением не более 0, 5%. Параметр, обозначенный в децибелах.

Советы по выбору микрофона

Прежде всего нужно понять, что универсальных устройств не бывает. Конечно, если выбирается компьютерный микрофон, значения не имеет, какую модель выбрать. Но даже тут не следует выбирать самые дешевые экземпляры.

Приобретать микрофон нужно только под определенные задачи. К примеру, если необходимо записывать партии на барабанах, то необходим не один, а несколько устройств инструментального типа, которые готовы к серьезному давлению звука. Если нужно записать вокал, то хватит одного студийного вокального микрофона хорошего качества. В общем, для любой цели следует выбирать специальное устройство.

В лучшем случае покупатель переплатит, если ошибется, так как придется докупать дополнительное оборудование, если качество звука будет недостаточно хорошим. Ну а если выбран не тот тип микрофона, то в определенных условиях он будет работать не так, как положено. Тут не только денежные потери, но и временные.

Warning!

Напоминаю, что конденсаторным микрофонам для работы требуется питание, электретным тоже. Электретные микрофоны требуют напряжения порядка 5 вольт, обычно они работают от батареек. Иногда такое питающее напряжение подаётся со звуковой карты, например, в случае с картой ESI Waveterminal 192M (+12 V). Для запитывания конденсаторных микрофонов требуется более высокое напряжение (+48 V). Дорогие студийные модели обычно оснащаются своими блоками питания, а вот всем остальным придётся пользоваться функцией «фантомное питание» (Phantom Power) микрофонного предусилителя или микшерного пульта. Снова не вдаюсь в технические подробности, однако:

  • У недорогих пультов фантомное питание обычно общее для всех микрофонных каналов. Динамический микрофон, подключенный правильно распаянным симметричным кабелем ко входу с включенным фантомным питанием, будет работать нормально. Однако, если воткнуть туда гитару, синтезатор или даже микрофон с несимметричным кабелем… 48 вольт – штука и для человека неприятная, а уж для электронного оборудования тем более.
  • При включении строго соблюдайте последовательность: уберите громкость на пульте → убедитесь, что фантомное питание выключено → подсоедините кабель к микрофону → затем к пульту и только после всего этого → включайте фантомное питание.

  • Некачественный кабель с разболтанными разъёмами при работе с фантомным питанием может стать источником ооочень крупных неприятностей.
  • Порядок правильного отключения: убрать громкость на пульте → отключить фантомное питание → отсоединить кабель от пульта → отсоединить микрофон от кабеля.

  • Цеплять микрофон за $1000 к пульту за $100 – совершенно бессмысленное занятие. Приборы в студии должны соответствовать друг другу по классу.
  • ВСЕГДА использовать поп-фильтр для защиты хрупкой диафрагмы микрофона от ваших взрывных и шипящих согласных «П», «Б», «С», «З».