Основные правила
Если вы хотите сделать гостиную светлее, стоит продумать не только расположение потолочных и настенных светильников, но и продумать основную цветовую гамму комнаты.
Для того, чтобы получить интенсивный поток света, нужно хорошо осветить потолок. Такой прием визуально расширит площадь. Реализовать такую систему довольно просто: на равном удалении от люстры стоит разместить точечные светильники.
Зонирование пространства при помощи света – один из самых распространенных приемов, позволяющих разбить комнату на несколько зон.
Особенно эффектно такой метод смотрится на фото. Для освещения гостиной используются светодиодные осветительные приборы, а также лампы разной высоты.
Для зоны отдыха или места для творчества идеально подойдут напольные торшеры или настенные бра, включаемые при необходимости.
Неоновая трубка или диодная лента различных цветов отлично смотрятся на многоуровневом потолке. Их легко монтировать и они преобразят даже самый унылый интерьер.
Усиленное освещение потребуется в квартирах, окна которых выходят на север. Особенно, если в помещении наблюдается недостаток естественного света.
Источники мягкого света
Жесткий свет
Мягкий свет
Главный источник мягкого света — солнце. Каждый раз, когда солнце светит сквозь облака, мы видим чудесный мягкий свет, которым можем воспользоваться. Ещё один способ получить мягкий свет, это использование отражателей. Именно так была сделана фотография выше. В первой фотографии свет падал прямо на объект, а для второго снимка, был использован матовый отражатель.
Софтбоксы в основном используются для смягчения света в студиях. Иногда их ещё называют диффузорами. В принципе, они работают таким образом, что лучи от источника проходят через рассеивающий материал, который может идеально смягчить свет. Софтбоксы продаются не только для студийных светильников, но и для вспышек. Софтбоксы позволяют лучше направлять свет, Но чем больше софтбокс, тем мягче свет, и тем выше цена софтбокса.
Зонты — ещё один аксессуар, который поможет получить мягкий свет в студии. Даже с помощью зонтов вы сможете хорошо смягчить свет. Обычно вы встретите два типа фотозонтов. Первый — это зонт, покрытый изнутри серебристой краской, очень хорошо отражающей свет. В этом случае свет направляется на зонт, а затем отражается обратно на объект. Другой тип зонтов — полупрозрачные зонты, которые сделаны из тонкого белого материала. При использовании этого типа зонта разместите зонт между источником света и объектом съёмки, и вы получите мягкий свет. Преимущество зонтов в том, что они дешевле софтбоксов.
Закон обратных квадратов
Не лишним будет упомянуть здесь также закон обратных квадратов, с действием которого вы непременно столкнётесь. Звучит он так: интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния от его источника. Это означает, что с увеличением расстояния от источника света в два раза, освещённость какого-либо объекта упадёт вчетверо. Это много – две ступени экспозиции. Наше зрение адаптируется к изменению освещённости, и на глаз разница в две ступени будет не слишком заметна. На фотографии же она станет очевидной.
Представьте, что три человека сидят в комнате при свете настольной лампы. Один из них находится в метре от лампы, другой – в двух метрах, а третий – в трёх. Согласно закону обратных квадратов, второй человек получит в четыре раза, а третий – в девять раз меньше света, чем первый, а, стало быть, сделать хороший групповой портрет без дополнительной подсветки будет трудновато.
Прямой солнечный свет не подпадает под закон обратных квадратов опять же в силу большого расстояния до солнца. Как бы вы не перемещали объект съёмки по поверхности нашей небольшой планеты, изменения в его расстоянии до солнца будут пренебрежимо малы.
3. Рембрандтовский свет
Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут «мертвыми», без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.
Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.
Моделирующее
Этот вид используется для выделения конкретного участка объекта на фотографии. Моделирующий свет используется как дополнительный для акцентирования бликов или смягчения теневого перехода от основного света
При необходимости обратить внимание на какую-либо деталь предмета на фотографии, на нее направляется узкий световой поток, тем самым подчеркивая. Мощность светового потока моделирующего освещения необходимо выставлять меньшей, чем основного, чтобы его не перебить
Такой тип можно использовать при абсолютно любой съемке, все зависит от задумки фотографа.
Преимущества:
Возможность выделить необходимую деталь.
Недостатки:
Крайне сложно создать в естественных условиях.
Диафрагма
Диафрагма — это устройство, регулирующие диаметр отверстия в объективе, через которое свет попадает на матрицу. Мы можем регулировать размер этого отверстия: уменьшать или увеличивать. Через большое отверстие пройдёт больше света, через маленькое — меньше. Но с помощью диафрагмы регулируют не только поток света, но и глубину резкости на фотографии (за это отвечает Глубина Резкости Изображаемого Пространства — ГРИП). О глубине резкости мы писали в отдельном уроке, сейчас же скажем кратко. Диафрагма — один из самых доступных способов увеличить или уменьшить ГРИП при съёмке. Закрывая диафрагму, мы увеличим глубину резкости, открывая — уменьшим глубину резкости и сильнее размоем фон на снимке. Размер отверстия диафрагмы обозначается числами: чем число больше, тем меньше открыта диафрагма. Часто перед этим показателем ставится буква F. Например: F3.5, F5.6, F16. Как широко можно открыть диафрагму? Это зависит от параметров вашего объектива.
F2.8
F5.6
F8
F16
Регулировка отверстия диафрагмы в объективе и получаемые при этом фотографии. Меняя значение диафрагмы, мы можем сильнее или слабее размывать фон, увеличивать или уменьшать глубину резкости.
Часто значение максимально открытой диафрагмы объектива называют светосилой. Простые объективы имеют светосилу F3.5–5.6. Продвинутые модели имеют более высокую светосилу (F1.4, F2.8), то есть способны пропустить сквозь себя больше света и сильнее размыть фон на фотографии.
Значение диафрагмы отображается как в видоискателе, так и на экране фотокамеры (на рисунке представлен интерфейс Nikon D5300).
Поскольку с помощью разных комбинаций выдержки и диафрагмы, мы можем получать разные эффекты на фото (по-разному передавать движение, добиваться разной глубины резкости), эти параметры тесно взаимосвязаны. Поэтому выдержку и диафрагму иногда называют экспопарой.
Ошибки начинающих фотографов
Начинающие фотографы часто делают ошибку, считая, что при освещении сзади обязательно получается силуэт объекта на светлом фоне. Есть весьма простое решение, дающее поразительный эффект контжура на снимке. Для этого необходимо просто сделать выдержку по неосвещенным местам объекта. При этом на снимке будут проработаны тени, и останется эффект конртжура.
Боковой свет дает резкое освещение половины снимаемого объекта и оставляет в тени другую его часть. В ряде случаев источник бокового света может быть расположен немного впереди или позади объекта. Подобный смещенный свет в комбинации с основным светом позволяет довольно хорошо проработать формы объекта.
По своему виду освещение в фотографии делится еще на два вида:
- естественное освещение.
- искусственное освещение.
Естественное освещение – это обычный дневной солнечный свет при этом нет особой разницы где проходит съемка – на открытом воздухе или в помещении. Искусственное освещение сочетает в себе свет от различных электрических ламп.
По направлению и естественный и искусственный свет имеют те же качества, о которых мы уже говорили выше. Единственная разница только в методе работы со светом — искусственным освещением можно управлять.
С естественным освещением чуть сложнее. Фотограф для воплощения творческой задумки вынужден расставлять объекты относительно солнечных лучей или подбирать нужную точку съемки, что в некоторых случаях бывает сделать очень непросто.
Тем не менее, даже в самых ограниченных условиях освещения опытные фотографы делают снимки не лишенные художественных эффектов.
Что означает сам термин?
Плоским светом называют освещение, при котором создается минимальный контраст, то есть отличие между затененными и освещенными участками отсутствует или почти не заметно. Тут всё просто.
На деле так называют чаще не сам свет, а фотографию, которая теряет ощущение трехмерного пространства из-за недостатка контрастности. Снимкам с плоским светом часто не хватает глубины и интереса, даже несмотря на правильные технические композиционные элементы
Теряется любая интрига или характерность, а внимание отвлекается от истории и влияния, которого добивался фотограф. Кадры с высоким контрастом между затененными и освещенными участками обладают иллюзией высоты и глубины, благодаря чему фотография становится объемнее
Об этом мы поговорим немного ниже.
Отраженный свет
Отраженный свет Очевидно, что отраженный — это свет, который попадает на объект от отражателя. Есть специальные инструменты для этого, вроде шелка и пенополистирола, но он может поступать также и от потолка или стен — варианты безграничны. Ключевые моменты:
- Поверхности из пенопласта обладают матовой текстурой и создают мягкий отраженный свет.
- Отражатели с серебряным световозвращающим покрытием могут создать жесткий свет и зачастую возвращают ¾ поступающего потока, в зависимости от расстояния до источника.
- Возвращенный свет от отражателя может быть достаточно универсальным. Вы можете создать ключевой, заполняющий, фоновый свет и даже подсветить отдельные объекты на заднем плане, используя отражатели.
Яркий полуденный свет в фотографии.
Яркий полуденный свет в фотографии – это мой самый нелюбимый тип освещения, но иногда такой свет помогает мне запечатлеть очень интересные сюжеты. Это не точная середина дня (когда солнце прямо над нами), а позднее утро или ранний день, когда солнце очень яркое и высоко в небе.
У такого освещения есть прекрасные преимущества, например, фотографии при таком свете получаются словно с подсветкой и позволяют сфокусироваться быстрее на объекте и еще больше размыть фон. Этот свет динамичный и интересный.
Минусы: если вы смотрите на солнце, оно создает резкие тени на лице и заставляет вас щуриться. Чтобы добиться максимально хорошего эффекта, ищите затененные области, такие как лес или тень между зданиями.
Читайте мой пост «Как получить красивые кадры, если ваш муж не фотограф».
Окно
Третьей причиной нижнего света может стать обычное окно. Если в окно не светит прямое солнце, то оно является отличным источником мягкого, рассеянного света, который мы все так любим. Однако мы редко снимаем в помещениях, где высота потолка метра четыре. Обычно наши окна располагаются несколько ниже. Если вы сейчас прерветесь и подойдете к ближайшему окну, то скорей всего обнаружите, что центр окна находится примерно на уровне ваших глаз. Это означает, что рассеянный свет, поступающий от этого окна, падает на лицо человека плюс, минус горизонтально. И если модель отклонит голову от окна, то свет от него будет освещать ее лицо немного снизу.
Вы может вернутся к началу статьи и увидеть пример такого света на фотографиях девушки в черном. Вот еще один пример. Лично меня удручает, как такой свет добавляет девушкам щёки, поэтому я всегда стараюсь отретушировать этот момент, перерисовав светотень с помощью техники Dodge and Burn.
Конечно, нижний свет не ограничивается этими тремя ситуациями. Например, я часто вижу нижний свет, когда модель снимают лежа.
Но, пожалуй, нет смысла собирать все возможные варианты получения нижнего света и пытаться их запомнить.
Если вы хотите развить в себе способность использовать свет в фотографии, то вам нужно научиться видеть свет.
Под способностью видеть свет я подразумеваю навык видеть свето-теневой рисунок на модели. Большинство людей свет не видят. Но если вы изучали рисование или занимались какой-нибудь графикой, то вы могли развить в себе эту способность.
Когда вы научитесь видеть свет вы сделаете большой шаг в своем развитии как фотографа. С этого момента будет все просто: увидели некрасивый свет, изменили на красивый
Но как можно исправить то, чего не видишь? Это невозможно! Поэтому нужно учиться видеть свет.
Рассматривайте свето-теневой рисунок на фотографиях. Рассматривайте свето-теневой рисунок когда смотрите фильмы. И наконец рассматривайте свето-теневой рисунок в жизни, когда наблюдаете за чем-либо.
Я замечаю нижний свет прежде всего по пятну света на щеке. Наверное, сказываются долгие часы Dodge&Burn когда я исправлял такое освещение
Так же, вы можете обратить внимание на нижнюю часть носа. Та область, где находятся ноздри обращена вниз и при нормальном, верхнем освещении она будет в тени. Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет
Я называю это эффектом пятачка
Если же эта часть носа освещается значит на лицо падает нижний свет. Я называю это эффектом пятачка
Рассмотрите еще раз примеры нижнего света в этой статье, и вы везде увидите нос, освещенный снизу!
Помните детскую игру «найди все отличия»? Рассмотрите эти два снимка, и вы увидите, что буквально каждая деталь освещается противоположным образом. Подбородок, скулы, веки, нос, губы. Запомните это освещение.
А теперь откройте Инстаграм или любой другой ресурс с портретами и найдите пять фотографии с нижним освещением. Они там точно будут. Главное их увидеть. Вот что я нашел минут за 15.
Итак, свет должен падать на модель сверху, но ставить единственный источник света слишком высоко тоже не стоит. Следите за тем, чтобы свет освещал глаза иначе, вы получите портрет панды. В котором глаза будут скрываться под двумя темными пятнами.
Дополнительные материалы:
Олег Титяев «Схема света для ростовой фотографии»
Спасибо Алексею Бондарю и Елизавете Гайсиной за помощь в написании статьи.
Контровое
Такой тип освещения также имеет название контурный. При его использовании источник света расположен за объектом, а световой поток направлен на фотоаппарат. Таким образом, предмет съемки подсвечивается сзади, из-за чего создается световая окантовка. Благодаря такой разновидности света, модель отделяется от фона, создается правильное ощущение глубины пространства.
Многие начинающие фотографы считают, что делать снимки напротив светового источника – это ошибка. Но на самом деле это является интересным приемом, который придает фотографии живописности. Контурный свет сам по себе достаточно сложен в работе, поскольку сам предмет съемки может получиться слишком темным, могут возникнуть ненужные блики и пересветы. Лучше использовать его в том случае, когда объект не столь важен, как его силуэт. Контровое освещение подойдет для съемки портретов, чтобы подчеркнуть профиль модели. Также отлично выглядят снимки в полный рост, когда такой свет выделяет изгибы тела.
Преимущества:
- Объект отделяется от фона;
- Улучшается восприятие глубины пространства;
- Эффектно подчеркивается контур объекта.
Недостатки:
- Сложность в работе;
- Возможное затемнение объекта, возникновение нежелательных световых эффектов.
Рассвет и закат
Существуют особое время суток, которое отмечают многие фотографы. Первые часы после восхода и пару перед закатом некоторые считают лучшим временем для создания фотографий на улице. Так кажется потому что солнце в такие моменты особенно влияет на кадр, поскольку расположено близко к горизонту. От этого тени становятся длиннее и мягче. В таком случае контраст получается менее выраженным, переходы от светлых участков к темным нежнее. Также солнце на закате или восходе дает приятное золотистое свечение, что придает фотографии ощущение теплоты. Такое освещение подойдет для более нежных съемок, к примеру, семейных фотосессий, девушек, детей.
Использование света, соответствующего настроению
Если вы хотите создать нежный портрет с мягкими, расслабляющими оттенками, вам не просто нужно, чтобы ваш объект был в правильном настроении, но вам нужно освещение, которое будет соответствовать настроению. Мягкий, рассеянный свет поможет вам достичь своей цели, тогда как попытка создать этот стиль портрета на открытом воздухе в середине яркого солнечного дня может быть обречена на провал.
Здесь мягкое освещение позволяет передать детали во всех областях изображения и создать привлекательный портрет девочки.
Иногда работа с мягким светом может быть сложной, если он слишком плоский и скучный, а в вашем объекте очень мало тонального диапазона. В таких ситуациях я стараюсь добавить альтернативный источник света от вспышки или отражателя, чтобы придать более динамичный вид моим фотографиям.
Жесткий свет может создать более драматические снимки. Использование диапазона контрастности так, чтобы части вашей композиции были изолированы либо потому, что они слишком яркие, либо слишком темные для фиксации камерой, часто является эффективным способом создания более креативных фотографий.
Здесь жесткий свет подчеркивает руки, делая фон полностью черным.
Искусственное освещение в фотографии
Если съемках en plein air фотограф может лишь в незначительной степени повлиять на освещенность объекта, то фотостудия имеет все необходимое для создания желаемого характера освещения. К источникам студийного света относятся импульсные источники света (фотовспышки) и источники постоянного света (специальные лампы накаливания и люминесцентные лампы рассеянного и направленного света).
Фотовспышки дают спектр светового излучения, близкий к дневному. Их используют как при съемках на открытом пространстве, так и при студийных фотосъемках. Высокая интенсивность и кратковременность светового сигнала позволяют фотографировать движущиеся объекты и использовать фотоматериалы разной степени чувствительности. Импульсные источники света являются экономичными в плане энергопотребления.
К источникам постоянного света относятся мощные галогеновые или флуоресцентные лампы. Преимуществом галогенных ламп относится постоянная световая температура и большой радиус освещенности. К недостаткам – большое энергопотребление и высокий уровень нагрева. Флуоресцентные лампы хороши экономичностью и невысокой ценой, но уровня освещенности, который они могут обеспечить, хватит лишь на небольшую студию. К тому же, для таких ламп характерен большой разброс световой температуры, что может существенно повлиять на конечный результат фотосъемки.
Основные факторы, из-за которых свет становится жестким
Из вышесказанного можно выделить два основных фактора, которые являются причиной жесткого света. Устранение этих факторов помогает смягчить свет, напротив, если требуются резкие тени, то нужно добиться наличия этих двух составляющих:
- Источник освещения должен быть меньше, чем снимаемый объект. Лампочка или вспышка при фотографировании человека, даже солнце (учетом расстояния до него) может являться и является в ясную погоду жестким источником освещения;
- Расстояние до объекта. Чем дальше свет, тем он точечнее и жестче. Солнце, как пример подходит идеально – расстояние до земли большое, поэтому более сильного источника жесткого света, чем солнце в зените придумать трудно.
Но что происходит, если на улице полдень, солнце высоко, но оно скрыто за тучами, когда небо пасмурное? В таком случае облака и тучи выступают огромным рассеивателем солнечных лучей, делая освещение более мягким.
Сделайте свет от вспышки мягче
Существует ряд специальных аксессуаров, которые помогут вам сделать свет от вспышки мягче. Для начала выделим софтбоксы и зонты, которые смягчают свет и делают площадь источника света значительно больше.
Далее стоит обратить внимание на специальные рассеиватели, крепящиеся непосредственно на встроенную вспышку. Такой рассеиватель распространяет свет по помещению, свет отражается о поверхности комнаты и освещает объект
Помните, что именно от размера источника света относительно предмета съемки зависит то, какими качествами будет обладать свет: будет ли он жестким или мягким для конкретного предмета.
Даже используя софтбокс или зонт, помните об этом: чем дальше источник от предмета, тем жестче свет, чем ближе, тем свет мягче.
И чем дальше вы перемещаете источник света относительно предмета съемки, тем больше необходим рассеиватель.
Рекомендации
Вот несколько практических рекомендаций, которые помогут определиться с размещением объекта и светового потока относительно объекта и фотоаппарата:
При съемке в помещении, где есть естественное освещение, попробуйте сначала использовать только его, может быть искусственное освещение вовсе не понадобится;
Если же съемка происходит в закрытом помещении, сначала используйте один осветительный прибор, а уже после добавляйте новые, если результат не устроил;
В большинстве случаев теплый свет на фотографии выглядит лучше, чем холодный;
При съемке на улице изучите окружающую местность: куда наиболее интересным образом падают солнечные лучи, откуда они идут, как их воспринимает фотоаппарат. Это поможет разместить объект в удачном месте;
Не бойтесь использовать тени в качестве художественного приема
При желании выделить объект, не нужно полностью освещать его, оставьте какую-то часть в тени, так он будет выглядеть интересней и загадочней, что привлечет внимание зрителя;
При съемке в помещении цвет стен должен соответствовать характеру съемки. Для жизнерадостных фотографий лучше подойдут светлые цвета, которые будут отражать световой поток, а для мрачных фотосессий – темные, которые наоборот будут его поглощать;
Используйте различные световые приемы для разных объектов
Для нежного женственного портрета девушки лучше использовать рассеянный световой поток, а чтобы подчеркнуть брутальность мужчины – направленный;
Не избегайте экспериментов, не останавливайтесь на одном типе освещения для одного объекта, пробуйте различное падение, интенсивность светового потока, различную степень затененности объекта.
Важность света
То, где будет стоять и, следовательно, откуда будет идти свет, является решающим фактором. Небольшое отклонение – и вы получите уже другой вид картинки!
Кроме бокового, можно говорить о фронтальном (переднем) и противоположном ему – контровом (заднем).
Также между боковым и фронтальным выделяют диагональный (под 45 градусов), безымянный и скользящий, которые расположились по обе стороны от диагонального. Безусловно, любой тип можно представить очень грамотно и интересно, если использовать в подходящей ситуации и со знанием дела. Но именно боковой (или боковой – диагональный) считается наиболее удачным.
Схема 1
В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.
Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.
Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.
Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.
Тщательно контролируйте экспозицию
Экспонирование изображения так, чтобы визуализировать детали в светах и позволить теням показывать мало деталей или вообще их не отображать, это отличная техника для изучения. Альтернативно, в условиях жесткого освещения вы можете настроить экспозицию для темных областей вашей композиции, и вы потеряете детали в светах.
Фотографы, которые более ориентированы на техническую сторону, полагают, что экспозиция должна быть равномерной без потери деталей, и могут не согласиться с этой концепцией.
Когда у вас есть концепция фотографии (или серии фотографий), которую вы хотите сделать, создание фотографий в лучшем освещении окажет значительное влияние на ваши результаты. Выбор оптимального освещения для создания ощущения, которое вы хотите передать своей фотографией, придает большую глубину вашим изображениям и ощущение связи с теми, кто их рассматривает.
Сосредоточенность, прежде всего, на технических деталях, во многих случаях не будет иметь такой эффект.
2. Петлевое освещение
Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).
Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.
На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих – это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.