Муфта свободного хода: в каких случаях действительно стоит задуматься о его установке на колеса

Содержание

Самодельная соединительная муфта

Для существенного снижения затрат рассматривается возможность использования самодельной конструкции. Среди особенностей выделим следующие моменты:

  1. Для создания самодельной конструкции требуется звездочка, которая может быть снята с коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
  2. Передача вращения осуществляется при помощи цепи. За счет применения стали при изготовлении этого изделия существенно повышается прочность.
  3. Подключение осуществляется за счет двух полумуфт. При этом звездочка должна распиливаться пополам. На каждую полумуфту будет навариваться обрезанная часть звездочки.
  4. Крепление полумуфты осуществляется при помощи болтов. Однако, подобный способ соединения не рекомендуется в случае, если оказываемая нагрузка существенная. Фиксация разъемных элементов обеспечвается за счет шпонки при передаче большого усилия.

Приведенная выше информация указывает на то, что подобное изделие может быть изготовлена при применении подручных материалов. При этом полученное устройство устанавливается для передачи высокого крутящего момента.

Монтаж термоусадочной муфты

Вначале следует подготовить кабель. С его концов удаляют изолирующую бронированную оболочку — вплоть до токопроводящих элементов. С жил изоляцию на этом этапе не снимают. Протяженность разделки кабеля определяют несколькими факторами:

  • марка кабеля;
  • сечение, материал токопроводящей жилы;
  • количество жил, а также другие параметры, указанные в справочниках.

Далее готовят к установке муфту:

  1. Надевают на конец кабеля термоусадочную трубку.
  2. Провод заземления на соединительных и концевых муфтах закрепляют специальным контактом (без дальнейшей пайки).
  3. Места соединения перемычки с бронированной оболочкой заворачивают в герметизирующую ленту.
  4. Для заземлительных перемычек применяют медные проводники с 16-миллиметровым сечением. Если сечение жил составляет 120–240 кв. мм, ставят 25-миллиметровую перемычку.
  5. Надевают термоусадочные трубки на окончания оставшихся проводов кабеля.
  6. Соединяют фазные проводники и нейтраль. Соединение выполняют обжимными гильзами или болтами со съемной головкой.
  7. Провода кладут в ячейки каркасной кассеты и закрывают.

Кассету стыкуют с внешней термоусадочной трубкой. Происходит нагрев, в результате чего наступает полная усадка. Все соединительные элементы имеются в муфтовых комплектах.

Муфтовое соединение труб из полипропилена

Муфты, которые применяют для обустройства полипропиленовых трубопроводов, считаются наиболее простыми изделиями из выпускаемых фитингов. Они представляют собой отрезок толстостенной трубной продукции с диаметром несколько большим, чем труба из полипропилена, в которую он должен войти с небольшим усилием.

Чтобы стыковать полипропиленовые изделия с применением муфт, задействуют низкотемпературную пайку:

  1. Сначала с труб удаляют внешнюю фаску, а с муфты – внутреннюю.
  2. При наличии ручного регулятора на паяльном приборе выставляют отметку 260- 280 градусов и применяют насадку требуемого диаметра.
  3. Трубы, имеющие армирование из алюминия, требуется зачистить. При наличии наружного алюминиевого слоя это делают шейвером, а если он располагается изнутри, тогда торцевателем.
  4. Трубу помещают в широкую часть насадки, а на узкий конец надевают муфту.
  5. Далее следует подождать несколько секунд, в течение которых поверхности должны оплавиться. После этого трубу нужно поместить в муфту и зафиксировать на протяжении 10 – 15 секунд, избегая проворотов – иначе место соединения покроется волнами и может начать протекать.

Муфта соединительная для труб

Чтобы объединить в магистраль трубопроводы из армированного пластика, используют фитинги. Они представлены в различной конфигурации: традиционная прямая и угловая, тройник для примыкания боковой ветви или разводки на несколько источников.

Муфты соединительные из полиэтилена предназначены для монтажа трубопроводов методом термической сварки. Стыкуются сопряженные детали в раструб. На место соединения накладывается нагревательный элемент, точно повторяющий его конфигурацию. Под действием электричества он расплавляет материал, стык сваривается и надежно герметизируется. Такое соединение применяют при снабжении холодной и горячей водой жилых помещений, административных и хозяйственных зданий и построек. Его еще используют в пневмопроводах и магистралях при транспортировке веществ не агрессивных к полиэтилену.

Также выпускаются переходные и разнообразные комбинированные муфты. Это необходимо при состыковке разнородных материалов, участков магистрали с несовпадающими диаметрами или запорной арматуры с другим типом резьбы.

Особенности установки

Технические требования к муфтам различаются в зависимости от предназначения устройств. Однако существуют и общие условия, выполнение которых обязательно в любом случае:

  • герметичность соединения;
  • влагоустойчивость материала и участков стыковки;
  • высокая прочность, способность противостоять механическим нагрузкам;
  • устойчивость корпуса к воздействию агрессивных внешних сред.

В наибольшей степени указанным требованиям соответствуют два типа муфт — термоусадочные и холодной усадки. Их характеризуют универсальность, совместимость с любыми видами изоляционных материалов. Поэтому в качестве примера далее будет рассмотрена установка термоусадочной муфты.

Особенности, применение и материал изготовления муфт

Применение фитингов в виде муфты соединительной позволяет быстро выполнить замену различных коммуникаций, когда возникнет аварийная ситуация или при плановом ремонте. Конструкция этих строительных элементов обеспечивает возможность проводить монтаж водопровода в ограниченном пространстве на протяжении короткого промежутка времени.

Такой фитинг представляет собой небольшой длины трубу, на концы которой нанесена резьба. Рассмотрим особенности этих соединительных элементов на примере получивших широкое распространение муфт из поливинилхлорида. Их характеристики следующие:

  • не деформируются при эксплуатации;
  • возможность проведения монтажа муфты соединительной в широком температурном диапазоне: -20 ≤ Т ≤ +50;
  • огнестойкость;
  • длительный срок эксплуатации без замены и даже профилактического ремонта.

Применяются муфты, также и при обустройстве различных ПНД-трубопроводов. Согласно технологическим требованиям, такая деталь должна быть изготовлена из аналогичного материала, в данном случае – из полиэтилена. ПНД – сырью присущи такие же прекрасные технические характеристики, как и поливинилхлориду. Данный фактор обусловил сопоставимую востребованность соединительных элементов, изготовленных из этих материалов.

Полиэтиленовые муфты прочны и устойчивы к различным негативным факторам

Монтаж муфты из полиэтилена может выполняться в том же температурном диапазоне. Стоит также отметить экологическую чистоту данного изделия и его неподверженность воздействию различных агрессивных веществ.

Большинство типов подобных изделий позволяют не использовать при обустройстве веток водоснабжения какие-либо специальные инструменты. Кроме того, они легко монтируются и стоят дёшево. Совокупность этих свойств обеспечила полиэтиленовым муфтам высокий уровень популярности на рынке стройматериалов. Из их других достоинств эксперты выделяют:

  • высокую устойчивость к воздействию агрессивной внешней среды;
  • при механических нагрузках демонстрируют минимальную деформацию;
  • отлично переносят как жару, так и морозы;
  • надёжное и простое крепление;
  • способность бесперебойной эксплуатации на протяжении нескольких десятков лет.

На рынке присутствуют также муфты полипропиленовые соединительные. Они бывают нескольких видов. Ниже представлены лишь наиболее широко применяемые модели.

С накидной гайкой. Установка муфты соединительной полипропиленовой такого типа производится только перед одним прибором, например, водонагревателем.
Муфта американка разъёмная (с внутренней или наружной резьбой). Применяется там, где необходим разъём в системе холодного водоснабжения

Выполняя монтаж соединительных муфт такого типа, нужно обратить внимание на прокладку. Если она плоская и выполнена из резины, устанавливать американку в этих местах не рекомендуется

По причине сужения и расширения полипропилена при температурных перепадах разъёмное соединение может дать течь.
Муфта разъёмная соединительная. Монтаж такой детали выполняется с использованием фитингов, имеющих раструб для сопряжения с трубой. Муфта соединительная полипропиленовая данного типа хорошо зарекомендовала себя благодаря наличию паронитовой прокладки.

Полипропиленовая муфта с уплотнительной резинкой дает разборное, но герметичное соединение

Конструкция МКТ

Конструктивные решения МКТ разнятся в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации. Эти отличия могут состоять из небольших изменений в составе и виде материалов. Принципиальная схема строения муфт в основном одинакова.

Стандартная концевая термоусадочная муфта состоит из следующих материалов и деталей:

  • термоусаживаемые трубки;
  • изоляторы;
  • бандажная нить и проволока;
  • изоляционная лента;
  • термоусадочные манжеты;
  • наконечники со срывающимися головками болтов;
  • металлическая косичка для заземления.

Комплектность может варьироваться с включением разных дополнительных материалов. Каждый изготовитель представляет состав поставки МКТ по своему усмотрению.

Концевые кабельные заделки.

Для большинства типов концевых заделок кабельные составы не требуются.
Для кабелей с бумажной изоляцией на напряжение до 1 кВ применяют муфты марки КВР или термоусаживаемые полиэтиленовые перчатки ЗКВТп, 4КВТп. Концевые заделки с корпусом из эпоксидного компаунда и трубками для герметизации жил КВЭ (рис. 12) предназначены для оконцевания кабелей на напряжение 1 кВ внутри помещений, а также для наружных установок при условии защиты заделки от непосредственного воздействия атмосферных осадков, запыления и солнечных лучей. Эти заделки устанавливают в любом положении и могут применяться в химически активной среде. В соответствии с необходимой степенью защиты от проникновения влаги из окружающего воздуха заделки КВЭ применяют таких исполнений:
КВЭтв — с термоусаживаемыми поливинилхлоридными трубками; КВЭк — с кремнийорганическими трубками; КВЭн — с трубками из найритовой резины; КВЭт — с трехслойными трубками. Заделки с термоусаживаемыми трубками во влажных и сырых помещениях используют с дополнительной подмоткой из самосклеивающихся лент под трубками. Концевые эпоксидные заделки КВЭп применяют в сырых и особо сырых помещениях для оконцевания трехжильных кабелей. Эти заделки устанавливают в горизонтальном или вертикальном положении и под любым углом наклона.
Концевые заделки из самосклеивающих лент КВсл применяют для оконцевания кабелей с бумажной изоляцией с алюминиевыми или медными жилами сечением до 240 мм2 внутри сухих помещений при разности уровней между высшей и низшей точками трассы кабеля до 5 м. Допускается их применение при разности уровней до 10 м. Концевые заделки в резиновых перчатках КВР используют для оконцевания кабелей с бумажной изоляцией на напряжение до 1 кВ в сухих и влажных помещениях при разности уровней для нижней заделки более 10 м. Их устанавливают в любом положении.
Концевые заделки КВЭО с подмоткой из хлопчатобумажных лент, промазанных эпоксидным компаундом,

применяют для оконцевания одножильных кабелей напряжением до 1 кВ для тех же условий, что и для заделки КВЭ.
Для кабелей с пластмассовой изоляцией для установки внутри помещения применяют концевую заделку типа ПКВ, а в сырых помещениях — ПКВЭ (рис. 13).

Подбор муфты по маркировке кабеля.

1; 3 кВ Для кабеля с бумажной пропитанной изоляцией ААШв(п), АСБГ, АСБл, АСБ2л, ААБл, ААБ2л, АСБл, ААБл, ААБ2л, АСШв, СБл, СБ2л, СП, СПГ, СШв, СБШв, СПШв, ААБлГ, ААБ2лШв(п), ААПл, ААП2л, ААП2лГ, ААП2лШв, АСШв, АСБ2лШв Концевые 3 КВ(Н)Тп-1
4 КВ(Н)Тп-1
4 КВТп-1
4 КНТп-1
Соединительные 3 СТП-1
4 СТП-1
4 СПтп-1 (СИП)
Для кабеля с пластмассовой (ПВХ и сшитый полиэтилен) изоляцией АВВГ, ВВГ, АПвВГ, ПвВГ Без брони Концевые 3 ПКВ(Н)Тп-1
4 ПКВ(Н)Тп-1
5 ПКВ(Н)Тп-1
Соединительные 3 ПСТ-1
4 ПСТ-1
5 ПСТ-1
АВБбШв, ВБбШв, АПвБбШв, АПвБбШп, ВБВ, АВВБ, АВВБГ, ПвБбШв(п). С броней Концевые 3 ПКВ(Н)Тпб-1
4 ПКВ(Н)Тпб-1
5 ПКВ(Н)Тпб-1
Соединительные 3 ПСТб-1
4 ПСТб-1
5 ПСТб-1
4 жилы тип изоляции не известен Все вышеперечисленные Концевые 4 КВ(Н)Тп-1 (универсальная)
Соединительные 4 СТп-1 (универсальная)
Для кабеля с бумажной изоляцией, используемого для горэлектротранспорта ААГ, ААШВ, АСГ, ААБ2Л, АСБЛ Концевые 1 КТ-1
Соединительные 1 СТ-1
Для кабеля с пластмассовой изоляцией, используемого для метрополитена АВБбШнг, ВБбШнг, ПвБВнг, АПвБВнг Концевые 1 ПКВТ(б)-1
1 ПКВТ(б)-3
Соединительные 1 ПСТ(б)-1
1 ПСТ(б)-3
6 кВ Для кабеля с резиновой изоляцией КГЭ, КГЭ-ХЛ Концевые 3 РКВТп-6
Для кабеля с ПВХ изоляцией АВВГ, ВВГ, АВБбШв, ВБбШв, ВБВ, АВВБ, АВВБГ Концевые 3 ПКВТПб-6
3 ПКНТПб-6
Соединительные 3 ПСТПб-6
10 кВ Для кабеля с бумажной изоляцией ААШв(П), ААБл, ААБлГ, ААБ2л, ААБ2лШв(п), ААПл, ААП2л, ААП2лШв, АСБ, АСБГ, АСБл, АСБ2лГ, АСБ2л, АСБл, АСП, АСПГ, АСКЛ, АСШв, АСБ2ЛШВ, СБ, СБГ, СБл, СБ2л, СБ2лГ, СП, СПГ. Концевые 3 КВТп-10
3 КНТп-10
Соединительные 3 СТп-10
Для кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ) АПвВ-10, АПвП-10, АПвП2г-10, АПвПг-10, АПвПу2г-10, ПвВ-10, ПвП- 10, ПвПг-10, ПвПу-10, ПвПуМО, АПвПу-10. Концевые 1 ПКВТ-10
1 ПКНТ-10
3 ПКВТпб-10
3 ПКНТпб-10
Соединительные 1 ПСТ-10
3 ПСТб-10
3-жильные БПИ-СПЭ ААБл, АСБГ, АСБл, АСШв, АПвВ-10, АСШв, ПвВ-10, ПвП-10 АПаП-10 и их модификации. переходные 3 СПТп-10 БПИ-Зж СПЭ
3 СПТп-10 БПИ-1ж СПЭ
3 ПСПТп-10 СПЭ-1ж СПЭ

Коротко о главном

Муфта для соединения отрезков трубопровода представляет собой прямой или угловой патрубок из материала, соответствующего стыкуемым трубам. В зависимости от условий применения и характеристик труб стыковка может выполняться резьбой, пайкой, обжимом или компрессией.

По сравнению с традиционными техниками соединение труб муфтой обладает рядом плюсов – легкостью, быстротой, малым весом, разнообразием форм, размеров и материалов, доступностью, возможностью демонтажа, универсальностью, стойкостью, низкой ценой, надежностью и долговечностью. Недостатки проявляются в конкретных условиях применения.

По конструкционным особенностям и назначению муфты бывают соединительными «труба-труба» и переходными, а также комбинированными. По предназначению для труб из конкретного материала они подразделяются на следующие виды:

  • Стальные.
  • Медные.
  • Чугунные.
  • Полимерные и пластиковые.

Монтаж муфт в каждом конкретном случае имеет свою специфику и должен выполняться с соблюдением соответствующей технологии.

Что такое муфта

Муфты для соединения труб чаще всего выглядят как небольшой цилиндр, в котором определённым способом закрепляются концы труб, которые надо соединить. Способ монтажа зависит от специфики фитинга. Муфты могут использоваться как для простого соединения двух отрезков трубопровода, так и в роли переходника. С помощью специальных видов данных фитингов можно соединять составляющие магистрали из разного материала или разных диаметров. Если соблюдать инструкцию во время монтажа, муфты могут обеспечить высокую надёжность стыков трубопровода.

Преимущества муфт

Соединительные муфты имеют следующие преимущества:

  • невысокая цена;
  • относительно быстрый и лёгкий монтаж в большинстве случаев;
  • долговечность;
  • надежность;
  • доступность и широкий ассортимент;
  • возможность быстрой разборки конструкции (при условии резьбового соединения).

Виды соединительных муфт

Рассматриваемые нами фитинги выпускаются для следующих разновидностей труб:

  • металлополимерных;
  • полипропиленовых;
  • полиэтиленовых;
  • пластиковых;
  • чугунных, медных;
  • стальных.

Для каждого типа труб выпускается широкий ассортимент муфт

Преимущества МКТ

Монтаж кабельных концевых муфт в виде готовых комплектов заводского исполнения обладает рядом неоспоримых преимуществ перед старыми образцами соединителей. Это объясняется появлением за последние десятилетия новых совершенных синтетических материалов.

Комплектация поставки готовых изделий учитывает каждый шаг технологического процесса по созданию разводки конца кабеля. Достоинства универсальных комплектов для оконцовки кабельных соединений составляют следующий перечень:

  • создаётся абсолютная герметизация жил и узлов соединений;
  • нагрев термоусадочного материала сжимает новую оболочку разведенных концов кабеля до получения плотного и прочного изоляционного слоя;
  • концевая муфта обладает высокой термоустойчивостью и невосприимчивостью к агрессивным средам;
  • простота монтажа допускает к выполнению работ специалистов средней квалификации;
  • муфты обеспечивают экологическую безопасность окружающего пространства;
  • применение сопутствующих чистящих материалов в монтаже муфт позволяет работникам оставаться с чистыми руками;
  • гарантий срок службы МКТ достигает 30 лет.

Обратите внимание! Термоусаживаемые концевые муфты легко и быстро монтируются, по сравнению с заливными устройствами и изделиями холодной усадки. Однако стоит заметить, что МКТ стоят гораздо дороже их аналогов

Специальные соединительные муфты

При подводной прокладке применяются специальные соединительные муфты. В этих соединительных муфтах проволочная броня крепко зажимается между конусами, имеющими пазы для каждой проволоки соединенными между собой солидными болтовыми стяжками. Для удобства передвижения по дну наружной поверхности этих муфт придается правильная цилиндрическая форма без всяких выступов.

Для подземных кабелей, снабжаемых плоской проволочной броней, для прокладки в местности, где могут быть передвижения почвы, необходима разгрузка мест соединения от растягивающих усилий. Однако в этом случае конусы и стягивающие болты могут быть расположены вне муфты, и защитный корпус может быть взят нормального подземного типа. В низковольтных распределительных кабельных линиях часто бывает необходимо делать ответвления от кабеля.

Особенности эксплуатации кабельных муфт

В условиях повышенной влажности, высоких (до +50 °С) и низких (до -50 °С) температур применяют универсальные муфты концевые термоусаживаемые внутренней установки, предназначенные под напряжение до 1 кВ.

Там, где напряжение может достигать мощности 10 кВ, хорошо показывает себя муфта концевая наружной установки. Производятся такие детали российскими , «Прогресс», ПЗЭМИ. Отличаются широким диапазоном нагрузок, стойкостью к агрессивной среде, дополняются материалами для герметичности.

Мачтовые муфты позволяют присоединять кабели к передающим электрическим линиям. Размерные характеристики связаны с сечением токопроводников и рабочим напряжением кабеля. Выбор деталей определяют условия предстоящей эксплуатации.

Хороший вариант для установки в помещениях с влажной средой — муфта концевая 4 КВТп-1 (70-120). Состоит из нескольких элементов: термоусаживаемая перчатка с внутренней поверхностью, покрытой термоплавким клеем; изолятор распорный; наконечник; провод заземления. Типовая длина муфты 800 мм. Предельное напряжение — до 1 киловатта. Предназначена для обработки жил кабеля сечением от 70 до 120 квадратных миллиметров. Концевая муфта 4КВТп-1 70/120 изготавливается из материалов, невосприимчивых к ультрафиолету и погодным явлениям.

Критерии выбора

Выбор термоусаживаемой концевой муфты зависит от особенностей условий эксплуатации. Маркировка МКТ содержит важную информацию о назначении изделия. Как её считывать, можно рассмотреть на следующем примере. Марка муфты КВТТП-4Х (16-25) означает следующее:

  • К – концевая;
  • В – внутренняя установка;
  • Т – термоусаживаемая;
  • ТП – термоусадочная перчатка;
  • 4Х – кабель 4-х жильный;
  • (16-25) – допустимая площадь сечения одной жилы в мм2.

Помимо этого, в маркировке МКТ могут быть дополнительная информация о классе огнестойкости и предельный показатель напряжения. Считывая информацию маркировки и сравнивая её с условиями эксплуатации, выбирают нужный тип муфты.

Применение

со встроенной храповой обгонной муфтой

Так работает обгонная муфта : — это ведущее звено, а — ведомое

Велосипедная втулка

Тормозная втулка заднего колеса велосипеда. Внутреннее кольцо обгонной муфты (поз. 6 вверху) посредством роликов заставляет вращаться внешнее кольцо (поз. 5 внизу) —

Обгонные муфты широко применяются в следующих устройствах:

  • валоповоротные устройства турбоустановок. Обгонная муфта обеспечивает автоматическое зацепление ротора турбины с приводом ВПУ при снижении оборотов после отключения турбоагрегата и расцепление при наборе оборотов турбины после включения её в работу;
  • сельскохозяйственные прицепы с от . Применение обгонных муфт позволяет избежать поломок трансмиссии трактора в случае, когда механика прицепа по какой-то причине не может вращаться с нужной частотой;
  • механические кран-экскаваторы и подъёмные краны с двигателем внутреннего сгорания, оснащённые . Обгонная муфта не позволяет турбинному колесу и соответственно механизмам машины вращаться быстрее насосного, соединённого с двигателем;
  • в задней втулке велосипедов (за исключением );
  • в пусковых приводах многих . таких двигателей рассчитаны на достаточно низкую частоту вращения, необходимую только для запуска. Когда двигатель уже запустился и вышел на рабочие обороты, стартер необходимо отключить от него, что и выполняется обгонной муфтой даже в случае, когда ключ зажигания ещё находится в положении «пуск»;
  • в радиоуправляемых автомоделях;
  • вертолёты, самолёты, при ;
  • в тракте движения бумаги принтеров и копировальных аппаратов;
  • в механизмах безынерционных рыболовных катушек;
  • в классического типа, где обеспечивают автоматическое перераспределение крутящего момента между звеньями планетарного ряда в момент включения (выключения) гидроуправляемых муфт и тормозов, что позволяет упростить процесс переключения передач (при переходе на высшую передачу не нужно плавно отключать муфты/тормоза низшей), сделать переключение более плавным, производить переключение без разрыва потока мощности и обеспечивать движение автомобиля накатом на низших передачах (на прямой и повышающей передачах обгонные муфты не работают). Для обеспечения возможности торможения двигателем обгонные муфты блокируют дополнительными гидроуправляемыми тормозами. Недостаток АКПП с обгонными муфтами — значительное увеличение размеров и массы и необходимость большого числа управляющих элементов (фрикционных муфт, тормозов). С развитием электронного управления АКПП переходные процессы при переключении передач обеспечиваются модуляцией управляющего давления в приводах фрикционных муфт и тормозов, с контролем проскальзывания, что позволяет плавно и без разрыва потока мощности переключать передачи без помощи обгонных муфт. Это позволяет снизить число управляющих элементов, размеры и массу АКПП. Для сравнения АКПП близких по размерам автомобилей Audi Q7 и Toyota Land Cruiser Prado 150 имеют по 6 передач, но у Audi нет обгонных муфт, а у Toyota — есть. При этом в АКПП Audi для всего 5 управляемых элементов, тогда как у Toyota — 8 плюс три обгонные муфты. В результате АКПП при сопоставимой мощности двигателей у Audi имеет массу на 30 кг меньше чему у Toyota. Но для работы без обгонных муфт с реализацией переходных процессов внутри фрикционов АКПП Audi требует специальной синтетической рабочей жидкости, специального керамического покрытия рабочих дисков муфт и тормозов и размещения электронного блока управления непосредственно в поддоне АКПП (для сокращения индуктивности и активного сопротивления электрических цепей управления высокоскоростными модулируемыми электромагнитными клапанами), тогда как АКПП Toyota, где переходные процессы происходят в обгонных муфтах, использует широко распространенную полусинтетическую рабочую жидкость, имеет хорошо зарекомендовавшее себя бумажное покрытие рабочих дисков, а электронный блок управления может быть соединен с АКПП достаточно длинными проводами;
  • при отсутствующем или заблокированном переднем дифференциале, устанавливаются в передние колёса ряда гоночных автомобилей.

Шарнирные муфты

Шарнирные муфты (рис. 14) применяют для соединения валов, оси которых расположены со значительным смещением относительно друг друга, причем в процессе работы угол наклона может изменяться.

Рис. 14. Конструкция одношарнирной (а) и спаренной двухшарнирной (б) муфты

Простейшей шарнирной муфтой является одинарная муфта (рис. 14, а), состоящая из двух полумуфт 1 и 2, насаженных на концы валов и соединенных с ними посредством конических штифтов 3. Между полумуфтами установлена крестовина 4, имеющая форму параллелепипеда с отверстиями, оси которых пересекаются под прямым углом. Полумуфты и крестовина соединены при помощи пальцев 5 и втулок 6 с цилиндрическим штифтом 7. Штифты имеют на концах глухие отверстия, которые после сборки развальцовываются, образуя шарнир трения скольжения.

Одинарные шарнирные муфты допускают перекос осей валов на угол до 45°.

При необходимости увеличения угла наклона между соединяемыми валами свыше предельного для одинарной муфты применяют сдвоенную шарнирную муфту (рис. 14, б) с промежуточной спаренной вилкой 8 или две одношарнирные, соединенные последовательно.

Недостаток этой муфты – неравномерное вращение ведомого вала.

Сдвоенную шарнирную муфту (рис. 15) с разнесенными шарнирами применяют для обеспечения вращения ведомого вала с постоянной угловой скоростью, для возможности передачи вращательного движения между параллельными, но смещенными валами, а также при необходимости передачи вращения между соединяемыми валами, которые расположены под увеличенным углом.

Рис. 15. Схема двухшарнирной муфты с разнесенными шарнирами

Для возможности смещения во время работы валы соединяют шарнирной сдвоенной муфтой с телескопическим промежуточным валиком (рис. 16), т. е. валиком изменяющейся длины.

Рис. 16. Схема двухшарнирной муфты с телескопическим соединением шарниров

Шарнирные муфты подразделяются на малогабаритные, передающие небольшие моменты, и крупногабаритные для передачи средних и больших моментов. Малогабаритные шарнирные муфты, одинарные (рис. 14, а) и сдвоенные (рис. 14, б), применяются для соединения валов диаметром от 8 до 40 мм и передаваемым моментом вращения от 11,2 до 1120 Н•м.

Шарниры этих муфт образуются вставными осями, из которых одна длинная, а вторая состоит из двух коротких втулок, стянутых заклепкой. Материал вилок и заклепки – цементируемая сталь 20Х, а крестовины и осей – сталь 40Х.

В трансмиссиях автомобилей, дорожных и других машинах широко используют шарнирные муфты с крестовиной, имеющей шарниры с игольчатыми подшипниками.

Проверочный расчет шарнирных муфт состоит из определения давления на рабочие поверхности шарниров и расчета на прочность вилок и крестовины.