Пути решения проблем
Диагностика помогает только найти причину неисправности пылесоса. Дальнейшие действия направлены на устранение поломки.
Пылесборник
Переполнение пылесборника мусором – самая распространенная проблема ухудшения всасывания. Для любого пылесоса не допускается заполнение мешка или емкости более 80%. С увеличением засоренности ослабевает тяга или полностью пропадает.
Производители дорогие модели оснащают световыми индикаторами наполняемости пылесборника. Зеленое свечение лампочки сигнализирует о нормальной работе. Когда индикатор светится красным цветом, пылесборник переполнен и требует очистки. Дешевые пылесосы не имеют такой функции. Пылесборник приходится проверять после каждой уборки.
Устранить проблему, связанную с грязным пылесборником, просто. У циклона достаточно просто выбросить мусор из емкости. Одноразовый бумажный мешок только выбрасывают, а на его место ставят новый. Второй раз пылесборник использовать нельзя. После эксплуатации и тщательного встряхивания бумажные стенки пакета ослабевают. Повторно установленный одноразовый пылесборник разорвет сильным потоком воздуха, и пыль затянет внутрь вентилятора.
Тканевые многоразовые пылесборники хозяйки всегда только вытряхивают. Способ очистки хороший, но не эффективный. Большое количество пыли остается между волокнами ткани, преграждая свободный проход воздуху. Тканевые мешки после нескольких раз использования полощут в чистой воде.
Пылесборник может оказаться невиноват, если сильно прикручен регулятор мощности. Иногда поворот колеса позволяет решить проблему плохого всасывания.
Фильтры тонкой очистки
На загрязненные пылесборники обращают внимание чаще, чем на фильтры тонкой очистки, а зря. Один из них стоит перед вентилятором. У циклонов обычно фильтром выступает поролоновая пластина, заключенная внутрь пластикового разборного корпуса
Поролон сильно забивается пылью после каждой уборки. Пластину тщательно выбивают и полощут в воде. Дополнительно пластиковый корпус фильтра сзади имеет сетку с мелким ячейками. Ее обязательно нужно промывать
У циклонов обычно фильтром выступает поролоновая пластина, заключенная внутрь пластикового разборного корпуса. Поролон сильно забивается пылью после каждой уборки. Пластину тщательно выбивают и полощут в воде. Дополнительно пластиковый корпус фильтра сзади имеет сетку с мелким ячейками. Ее обязательно нужно промывать.
Второй фильтр тонкой очистки стоит на выхлопе пылесоса. Обычно он выполнен в виде отдельного бокса с множеством ячеек. Фильтр предотвращает вылет остатков пыли из пылесоса в помещение. Засоренные ячейки вычищают мягкой щеткой или прополаскивают чистой водой. Подобные процедуры увенчаются успехом пару раз. Через 50 часов работы фильтр подлежит замене.
Комплектующие
К комплектующим элементам пылесоса относится гофрированный шланг, телескопическая ручка, рабочие насадки. Во время уборки случайно втянутый крупный предмет заклинивает на изгибах или переходах. Прочистить шланг и телескопическую ручку можно длинной палкой без заусениц или мягкой проволокой в изоляции. Воздушный канал рабочей насадки обычно изогнут. Прочистить его легче чем-то хорошо гнущимся: проволокой, тросом, эластичным ПВХ стержнем.
На щетке после очистки проверяют колеса. На них часто наматывается волос. Если валик оснащен подшипниками, выполняют их смазку.
Дополнительно проверяют места соединения всех элементов. Разболтанные замки, трещины и прочие дефекты создают подсос воздуха. Прорванный шланг сразу заменяют. Временно разрыв устраняют переходной втулкой. Шланг разрезают, внутрь вставляют кусок пластиковой трубки, стыки зажимают хомутами и заматывают скотчем.
Электродвигатель
Если причиной слабой тяги является электрическая часть пылесоса, двигатель начинает неправильно работать. Появляется посторонний шум, сильно греется корпус, обороты снижаются или «плавают».
Причин неисправностей много:
- дефект сетевого кабеля;
- износ щеток, подшипников;
- загрязнение коллектора якоря;
- выход из строя кнопки пуска или электронного блока.
Найти причину сложно не имея базовых знаний об электротехнике. Электродвигатель придется полностью извлечь, разобрать и прозвонить все детали мультиметром. Самостоятельно удастся поменять щетки, подшипники или предохранитель на электронном блоке. Замыкание обмоток устранить не получится. Придется обратиться в сервис или купить новый мотор.
Причин плохого всасывания пылесоса много, и все они негативно сказываются на электродвигателе. При первых признаках снижения производительности медлить с ремонтом нельзя.
Устраняем загрязнение
Поверхность коллектора в точке контакта с щетками должна быть чистой. Пагубное влияние на контакт может оказать угольная или металлическая пыль, образующаяся при трении щеток об кольца или коллектор. Загрязнение последнего вызывает искрение, от которого и образуется нагар. Самостоятельный ремонт пылесоса в данном случае предполагает обычную чистку. Если поверхность имеет следы загрязнения, необходимо избавиться от них с помощью мелкой шкурки, а затем обезжирить, протерев спиртом или бензином
Также следует обратить внимание на пространство между контактами на роторе. Если они забиты грязью или графитовой пылью, их тоже следует очистить и обезжирить
Устраняем загрязнение
Поверхность коллектора в точке контакта с щетками должна быть чистой. Пагубное влияние на контакт может оказать угольная или металлическая пыль, образующаяся при трении щеток об кольца или коллектор. Загрязнение последнего вызывает искрение, от которого и образуется нагар. Самостоятельный ремонт пылесоса в данном случае предполагает обычную чистку. Если поверхность имеет следы загрязнения, необходимо избавиться от них с помощью мелкой шкурки, а затем обезжирить, протерев спиртом или бензином
Также следует обратить внимание на пространство между контактами на роторе. Если они забиты грязью или графитовой пылью, их тоже следует очистить и обезжирить
Неправильный угол наклона щеток и износ подшипников
В идеале скользящие контакты должны быть расположены прямо на одной линии по обе стороны от оси вращающегося коллектора. При длительной эксплуатации они могут сместиться, заняв перекошенное положение из-за ослабленного или деформированного крепления, а также вследствие вращения ротора с биениями из-за плохого состояния подшипников.
Щетки, держатели и крепления с механическими повреждениями, со следами коррозии, а также изношенные подшипники подлежат замене. На схематическом рисунке ниже показан коллекторный узел с правильно установленными щетками. Для эксплуатируемой модели техники также можно найти видео в интернете, показывающее весь ремонтный процесс с электродвигателем.
Самые лучшие пылесосы
Пылесос Thomas Aqua Pet & Family на Яндекс Маркете
Пылесос Thomas DryBOX+AquaBOX Cat & Dog на Яндекс Маркете
Пылесос Thomas Perfect Air Feel Fresh на Яндекс Маркете
Пылесос Miele SBAD0 на Яндекс Маркете
Пылесос Thomas DryBox Amfibia на Яндекс Маркете
Углошлифовальная машинка – высокооборотистый электрический инструмент, оснащенный коллекторным электродвигателем. В данном двигателе ток подается на якорь – внутреннюю вращающуюся часть. Такая подача осуществляется скользящим методом, и единственный способ осуществить контакт источника питания с подвижной деталью – графитовые «щетки». Они являются «предохранителями» от перегрузки напряжения и выходят из строя первыми.
Причины почему искрят щетки
Очень часто можно заметить, как искрят щетки на болгарке. Обнаруживаются признаки искрения через вентиляционные отверстия в корпусе электроинструмента. Мастера интересуются, почему искрят щетки на болгарке, даже после их непосредственной замены. Причин для этого множество, и чтобы разобраться в этом, необходимо иметь представление об устройстве электроинструмента. Если знать, как устроена углошлифовальная машинка внутри, то понять, почему сильно искрят щетки, не составит большого труда.
Причинами сильного искрения щеток на болгарках являются следующие факторы:
- Неисправности обмотки якоря. Если возникает нарушение изоляции обмотки якоря, то в итоге это способствует развитию межвиткового замыкания, а также замыканию на сердечник. Кроме того, может произойти обрыв обмотки, что в итоге станет причиной повышения нагрузки. Характерным признаком неисправности обмотки якоря является снижение оборотов, увеличение шума и падение мощности
- Щетки плохо прижимаются к коллектору. За прижим основной части отвечает пружинка, которая со временем эксплуатации теряет свои изначальные пружинящие свойства
- Обмотка ротора оборвалась от медной пластины коллектора — такое явление встречается крайне редко, однако при перегрузке электроинструмента, вполне может возникнуть
- Нарушается центрирование якоря электромотора, что в итоге способствует сильному искрению щетки на болгарке
- Нарушена форма коллектора. Коллектор, состоящий из медных ламелей, имеет цилиндрическую форму, которая может быть нарушена при перемотке ротора. При малейшей деформации формы коллектора, будет возникать искрение щеток
- Нарушение изоляции между ламелями коллектора. Каждая пластина коллектора изолирована между собой, а при нарушении миканитового изоляционного слоя, происходит возникновение искрения. Изоляция между пластинами может быть нарушена также по причине оседания графитового слоя в пазах
- При износе подшипников якоря. Если подшипники неисправны, то возникает биение вращающегося якоря, и как следствие, возникают признаки искрения
- Искривление вала ротора. Согнуть его трудно, но если это происходит, то двигатель начинает работать с нагрузкой. Чтобы инструмент не вышел из строя, рекомендуется заменить ротор
- При неправильном припаивании концов обмоток якоря к медным пластинам коллектора. Такие ошибки не допускаются на заводе, однако их может допустить обмотчик, который перематывает якорь электроинструмента
- Не подходящий состав графитовых щеток. Рассматриваемые детали изготавливают из угля и графита, добавляя при этом разные виды примесей. Делается это неспроста, а для того, чтобы использовать щетки в зависимости от напряжения и частоты вращения вала. Графит бывает мягким и жестким. Чем ниже напряжение питания, тем мягче выбирается марка графита. Для высоковольтных электроинструментов необходимо брать жесткие щетки, которые в составе не имеют меди
- Деформация ламелей по причине их нагрева. Если болгарка испытывает чрезмерные нагрузки, то может произойти деформация одной или нескольких ламелей коллектора. Пластины приподнимаются относительно остальных, в результате чего нарушается контакт. Такая неисправность вызывает сильное искрение щеток при работе электроинструмента
- Плохой контакт в месте подключения щетки. Если клемма неплотно соединяется с устройством, то итог такого нарушения контакта может проявляться в виде чрезмерного искрения
- Наличие нагара на медных пластинах — периодически или регулярно рекомендуется выполнять очистку поверхности медных ламелей от нагара. Нагар обычно проявляется по причине износа щеток, поэтому при обнаружении почернений на поверхности коллектора, его следует протереть спиртом
Часто мастера после того, как поменяют щетки на болгарке, наблюдают явление чрезмерного искрения. Опираясь на вышеописанные факторы, можно выявить причину, и устранить ее до того, как инструмент выйдет из строя. Рассматриваемые элементы стоят недорого, однако по причине их неправильного выбора и применения, может сломаться электроинструмент. Чтобы узнать, какая неисправность является причиной сильного искрения, понадобится разобрать электроинструмент, и произвести его осмотр, а также прозвонить обмотку ротора.
Рекомендации по выбору
При подборе щёток, в первую очередь следует обращать внимание на материал для их изготовления: здесь важна хорошая проводимость электричества и прочность (твёрдость) самого изделия, влияющая на его долговечность. Одной из важных характеристик деталей является активное сопротивление, которое учитывается при расчёте данных по обмотке двигателя и номиналу пускорегулирующих устройств. Этим требованиям полностью отвечают угольные щетки
Угольному материалу характерно дополнительное преимущество: при появлении дуги напряжения, не происходит приваривание к металлическим поверхностям (при работе двигателя дуга электричества возникает довольно часто)
Этим требованиям полностью отвечают угольные щетки. Угольному материалу характерно дополнительное преимущество: при появлении дуги напряжения, не происходит приваривание к металлическим поверхностям (при работе двигателя дуга электричества возникает довольно часто).
Многие фирменные угольные щетки комплектуются механизмом автоматического отключения: в деталь устанавливается специальная пружина с непроводящим наконечником, выполненным из керамики. Достигнув определённого уровня износа, пружина выталкивает наконечник и электроинструмент выключается. При износе, без данного механизма, на коллектор может воздействовать пружина щёткодержателя или поводок щётки, приводя к поломке якоря (рекомендуется время от времени проводить анализ состояния щёточного узла и самих щёток).
Наименьшим сроком службы характеризуются генераторные щётки. Такие детали, кроме собственного износа, негативно влияют и на работу двигателя. Выполнены эти изделия из почти чистой меди, при незначительном добавлении угольных компонентов, графита и других примесей. Данные детали рассчитаны на величину тока, соответствующую величине в генераторах (значительно большей, по сравнению с двигателем). Ставить их в электроинструменты нельзя: такие действия могут сразу вызвать короткое замыкание цепи. Если же якорь успеет поработать, то большое напряжение и повышенная температура выведут обмотку из строя, из-за чего потребуется дорогостоящий ремонт.
Важно! Медь коллектора якоря может быть твёрдой или мягкой. Для мягкой меди нужно выбирать специальные мягкие щётки. Если в данном случае установить жёсткие изделия, то коллектор за короткий срок может полностью износиться, и потребуется ремонт по замене якоря
При установке мягких деталей на жёсткий коллектор — из строя выйдут сами щётки
Если в данном случае установить жёсткие изделия, то коллектор за короткий срок может полностью износиться, и потребуется ремонт по замене якоря. При установке мягких деталей на жёсткий коллектор — из строя выйдут сами щётки.
https://www.youtube.com/watch?v=Lpdq6pvJIno
В завершение
Электрощетки – это одни из важнейших элементов стиральной машины. Эти детали обеспечивают нормальную работу агрегата на протяжении длительного времени. Чаще всего электрощетки выходят из строя из-за неправильной эксплуатации оборудования. Их неисправность влечет полную невозможность использования стиральной машины. Сами по себе элементы являются надежными и устойчивыми к износу. Как правило, электрощетки могут прослужить от 7 до 12 лет.
Износ щеток мотора – явление вполне нормальное и со временем происходит даже в двигателях самых надежных стиральных машин. Щетки присутствуют только в асинхронных и коллекторных двигателях, так что если вы — обладатель машины с мотором бесколлекторного типа, износ щетки можно исключить из списка возможных причин неисправности. Асинхронный двигатель в стиральных машинах сейчас встречается очень редко, поэтому подробнее мы рассмотрим только щетки коллекторных моторов.
Щетки коллекторного двигателя стиральной машины передают электроэнергию на обмотку ротора, благодаря чему он вращается. Большинство щеток изготавливается из угля. Это надежный, недорогой и мягкий материал, не способный повредить ось ротора.
Замена щеток
Самая простая и очевидная причина возникновения искр — это износ щеток. Несмотря на то, что коллекторные моторы оборудуются специальными искрогасящими конденсаторами, которые кроме функции увеличения срока службы данных элементов, также уменьшают радиопомехи, со временем щетки стираются, и их необходимо заменить.
Для замены щеток сначала нужно добраться до электродвигателя. Для этого придется разобрать пылесос. В большинстве случаев, сделать это с помощью отвертки довольно просто, но не забудьте отключить прибор от сети. Разобрав пылесос и обеспечив удобный доступ к двигателю, находим щеткодержатели. В зависимости от конструкции, для извлечения щеток из щеткодержателя, нужно обычно оттянуть защелки, для этого может понадобиться отвертка.
При покупке новых щеток нужно обратить внимание на их размер и материал
Как очистить загрязнения
Угольная пыль и образующийся нагар ухудшают трение между щетками и коллектором и приводят к тому, что двигатель искрит. Устранить проблему можно при помощи обычной чистки. Мотор извлекают из агрегата и снимают кожух, после чего отсоединяют щетки и открывают доступ к коллектору. Если на поверхности деталей заметны загрязнения, их обрабатывают мелкой наждачной бумагой до полной чистоты.
На щетках и коллекторе скапливается налет, поэтому при очистке их дополнительно обезжиривают спиртом
Что делать?
После того как вам удалось выявить причину горения щеток, вам важно понять какими должны быть ваши правильные действия. Если проблема связана с износом щеток, то их нужно сразу же заменить
Лучше заменить и пружины, на которых они держатся
Если проблема связана с износом щеток, то их нужно сразу же заменить. Лучше заменить и пружины, на которых они держатся.
Если причина неисправности в якоре, то предстоит полностью заменить его обмотку. Такой ремонт сложно осуществить самостоятельно в домашних условиях. Вы можете попробовать, но проще просто заменить деталь целиком. Она не будет стоить дорого.
В случае со статором ситуация выглядит так же как и с якорем. Если вы сможете самостоятельно перемотать его обмотку, то это будет самым правильным и экономичным решением проблемы. В противном случае придется заменить деталь.
Если вы нашли неисправность в коллекторе, то его ремонт следует начать с чистки контактов от пыли и нагара. Сразу же проверьте работу щеток коллектора. Если они работают в стандартном режиме, то на контактах не должно скапливаться никаких загрязнений.
Важно! Почистить контакты можно при помощи наждачной бумаги. Подойдет самая минимальная зернистость, чтобы не поцарапать деталь во время чистки
При помощи шуруповерта, установленного на минимум оборотов, вы сможете провести самостоятельную чистку. На основании шуруповерта зафиксируйте наждачную бумагу и аккуратными движениями пройдитесь по контактам. Если щетки коллектора неисправны их нужно сразу же заменить, чтобы в дальнейшем поломка не повторилась. Исправные щетки должны своевременно устранять нагар и пыль, скапливающиеся на приборе.
Рекомендуемые статьи:
Чудо-щетка пылесоса для уборки шерсти животных
Описание механической щетки и электрической щетки-пылесоса для чистки ковров и полов
Виды щеток для пылесосов: универсальная, графитовая, круглая и другие
Чистка, ремонт щетки пылесоса
Причины почему искрят щетки
Очень часто можно заметить, как искрят щетки на болгарке. Обнаруживаются признаки искрения через вентиляционные отверстия в корпусе электроинструмента. Мастера интересуются, почему искрят щетки на болгарке, даже после их непосредственной замены. Причин для этого множество, и чтобы разобраться в этом, необходимо иметь представление об устройстве электроинструмента. Если знать, как устроена углошлифовальная машинка внутри, то понять, почему сильно искрят щетки, не составит большого труда.
https://youtube.com/watch?v=W-k9JyxuWik%3F
Причинами сильного искрения щеток на болгарках являются следующие факторы:
- Неисправности обмотки якоря. Если возникает нарушение изоляции обмотки якоря, то в итоге это способствует развитию межвиткового замыкания, а также замыканию на сердечник. Кроме того, может произойти обрыв обмотки, что в итоге станет причиной повышения нагрузки. Характерным признаком неисправности обмотки якоря является снижение оборотов, увеличение шума и падение мощности
- Щетки плохо прижимаются к коллектору. За прижим основной части отвечает пружинка, которая со временем эксплуатации теряет свои изначальные пружинящие свойства
- Обмотка ротора оборвалась от медной пластины коллектора — такое явление встречается крайне редко, однако при перегрузке электроинструмента, вполне может возникнуть
- Нарушается центрирование якоря электромотора, что в итоге способствует сильному искрению щетки на болгарке
- Нарушена форма коллектора. Коллектор, состоящий из медных ламелей, имеет цилиндрическую форму, которая может быть нарушена при перемотке ротора. При малейшей деформации формы коллектора, будет возникать искрение щеток
- Нарушение изоляции между ламелями коллектора. Каждая пластина коллектора изолирована между собой, а при нарушении миканитового изоляционного слоя, происходит возникновение искрения. Изоляция между пластинами может быть нарушена также по причине оседания графитового слоя в пазах
- При износе подшипников якоря. Если подшипники неисправны, то возникает биение вращающегося якоря, и как следствие, возникают признаки искрения
- Искривление вала ротора. Согнуть его трудно, но если это происходит, то двигатель начинает работать с нагрузкой. Чтобы инструмент не вышел из строя, рекомендуется заменить ротор
- При неправильном припаивании концов обмоток якоря к медным пластинам коллектора. Такие ошибки не допускаются на заводе, однако их может допустить обмотчик, который перематывает якорь электроинструмента
- Не подходящий состав графитовых щеток. Рассматриваемые детали изготавливают из угля и графита, добавляя при этом разные виды примесей. Делается это неспроста, а для того, чтобы использовать щетки в зависимости от напряжения и частоты вращения вала. Графит бывает мягким и жестким. Чем ниже напряжение питания, тем мягче выбирается марка графита. Для высоковольтных электроинструментов необходимо брать жесткие щетки, которые в составе не имеют меди
- Деформация ламелей по причине их нагрева. Если болгарка испытывает чрезмерные нагрузки, то может произойти деформация одной или нескольких ламелей коллектора. Пластины приподнимаются относительно остальных, в результате чего нарушается контакт. Такая неисправность вызывает сильное искрение щеток при работе электроинструмента
- Плохой контакт в месте подключения щетки. Если клемма неплотно соединяется с устройством, то итог такого нарушения контакта может проявляться в виде чрезмерного искрения
- Наличие нагара на медных пластинах — периодически или регулярно рекомендуется выполнять очистку поверхности медных ламелей от нагара. Нагар обычно проявляется по причине износа щеток, поэтому при обнаружении почернений на поверхности коллектора, его следует протереть спиртом
Часто мастера после того, как поменяют щетки на болгарке, наблюдают явление чрезмерного искрения. Опираясь на вышеописанные факторы, можно выявить причину, и устранить ее до того, как инструмент выйдет из строя. Рассматриваемые элементы стоят недорого, однако по причине их неправильного выбора и применения, может сломаться электроинструмент. Чтобы узнать, какая неисправность является причиной сильного искрения, понадобится разобрать электроинструмент, и произвести его осмотр, а также прозвонить обмотку ротора.
https://youtube.com/watch?v=JhnK8Mi2syY%3F
Выясняем суть проблемы и ее локацию
Неисправность в виде искрения может быть связана с поломкой и выходом из строя различных узлов. Чаще всего искры можно заметить на финальном этапе отжима под барабаном в задней части стирального агрегата. Там, где находится двигатель. Искры сопровождаются треском. Иногда можно увидеть даже «фейерверк» Если принюхаться, можно услышать запах гари и паленого пластика.
Иногда может заискриться и верхняя часть корпуса, в районе панели управления, но это происходит намного реже. Обычно после такого искрения техника не включается или включается, но не реагирует на команды.
У нас спрашивают: «Что делать: позвонили в сервисный центр, а мастера посмеялись и сказали, что все в порядке, может ли так быть?»
Может. Искрение – это норма в двух случаях. Так бывает, что на вашей старой и доброй стиральной машинке недавно меняли щетки в двигателе, ну или сам двигатель. Еще машинка может искрить, если вы ее недавно купили. Новая техника просто выходит в рабочий режим.
В двух описанных случаях искрят щетки двигателя, которые притираются. При сборке или ремонта узла они устанавливаются правильно, но коллектор и щетки все равно должны притереться друг к другу. Чтобы это произошло как можно быстрее, старайтесь в первое время не перегружать барабан, а еще лучше загружать его на четверть или на половину, выставляйте средние обороты отжима, не нужно, если ваша машинка отжимает на 1600 об/мин, столько и ставить. Да и вообще такая скорость отжима – больше маркетинговый ход. 1000 об/мин обычно достаточно, чтобы отжать белье.
Если искры появились не после замены щеток – вы столкнулись с неисправностью. Давайте искать причину!
Если вы столкнулись с искрением, скорее всего, дело в двигателе, но не всегда. Давайте разбираться почему искрит!
Запаситесь отвертками, плоскогубцами и гаечными ключами. Эти инструменты нам понадобятся для того, чтобы получить доступ к внутренним узлам агрегата.
Снимите заднюю крышку и внимательно рассмотрите мотор, плату управления и провода, которые идут в разных направлениях. Ведь иногда бывает замыкание на корпус или повреждение изоляции проводки. Если источник искрения сразу обнаружить не удалось, запустите стирку и внимательно осмотрите узлы. Во время стирки искриться могут следующие элементы:
Почему искрят щетки электродвигателя
Коллекторные электродвигатели отличаются от двигателей других типов наличием коллекторно-щеточного узла. Узел обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части мотора, и включает в себя коллектор (набор контактов, расположенных непосредственно на роторе) и щётки (скользящие контакты, расположенные вне ротора и прижатые к коллектору).
Во время работы коллекторного двигателя в электроинструменте, иногда можно наблюдать искрение щеток. В некоторых случаях этот симптом приводит к скорой поломке электроинструмента, а в некоторых. не сулит ничего плохого. Так или иначе, полезно в каждом случае понимать, в чем причина искрения, чтобы при необходимости принять правильные меры своевременно. В данной статье мы рассмотрим причины искрения щеток, а также меры борьбы с проблемами, вызывающими это явление.
Очевидно, что прерывистый механический контакт щеток с коллектором не может не приводить к искрению, ведь по сути много раз в секунду разрывается и замыкается вновь электрическая цепь ротора.
Ротор содержит на себе обмотку, которая является нагрузкой преимущественно индуктивного характера. Разрыв такой цепи неизбежно сопровождается переходным процессом, который связан с появлением маленьких дуг от самоиндукции обмотки ротора или обмоток ротора и статора. Разумеется, щетки со временем изнашиваются, как и пластины коллектора, но порой проблемы возникают еще до момента износа.
Справедливости ради отметим, что по названной выше причине, даже исправный коллекторный двигатель не может работать вообще без искр, небольшое искрение всегда на коллекторе есть. Полностью исправный прибор нормально выходит на полную мощность, развивает рабочие обороты и чуть-чуть все равно искрит. Другое дело, если искрение сильное — здесь возникает обоснованное беспокойство.
Искрение щеток как признак их износа
Если щетки уже сильно изношены, просто в силу возраста двигателя, то двигатель не сможет развить полные обороты и выйти на полную мощность. При этом искрение будет очень сильным, а заводиться двигатель будет не с первого раза.
Как проверить, что это именно так? Если изношенные щетки прижать отверткой к коллектору — контакт станет плотным, и двигатель заработает. Но стоит прижим ослабить, как вновь появятся искры — расстояние между пластинами и щетками станет заполнено маленькими дугами. Щетки явно изношены — их следует заменить новыми. Иногда замена возможна только всего вместе. с щеткодержателями и с пружинами.
Обмотка якоря (ротора) коллекторного двигателя традиционно содержит в себе несколько секций. Если хотя бы одна повреждена, если имеет место межвитковое замыкание, то в одну секцию будет подаваться больший ток, чем в другие. Это приведет к перегреву обмотки в одном месте, и к неравномерному искрению на коллекторе — на отдельных переходах на пластинах искры будут сильнее, чем на других. Здесь требуется перемотка якоря или целиком новый якорь.
Исправна ли обмотка статора
Похожая неисправность возможна внутри статора, когда часть обмотки перегревается, и возле одной из щеток наблюдается сильное искрение. Проверьте сопротивления обеих половин обмотки статора, они должны быть одинаковыми. Если одна из частей обмотки статора имеет сопротивление сильно меньшее чем у другой, то требуется перемотка либо замена статора.
Загрязненный коллектор — причина ненужного замыкания на нем, в результате появляются лишние искры
Пыль на коллекторе образуется в результате постепенного износа щеток — это графитовая пыль. Она накапливается между пластинами (ламелями) коллектора, и создает «несанкционированные» замыкания. Из-за замыканий появляются искры. Просто почистите коллектор наждачной бумагой, уберите грязь между ламелями.
Обязательно проверьте, как расположены щетки, не смещена ли одна из них относительно нормального положения, поправьте щетки в случае необходимости. Когда щетки расположены криво, графитовая пыль образуется в непомерно большом количестве, нежели при правильном расположении щеток.
Еще одна причина загрязнения — нагар на коллекторе из-за его перегрева. Когда все другие причины искрения устранены, необходимо почистить контакты от нагара чтобы улучшить контакт щеток с ними.
Если контакт хороший, сопротивление не увеличивается сверх номинала, и лишних искр не возникает. Счистить нагар можно как графитовую пыль. наждачной бумагой, только вращая ротор при зажатом в специальных колодках коллекторе.
Как починить пылесос, если сильно искрит двигатель
Чаще всего искрообразование связывают с неисправностью угольных щеток. Они являются расходным материалом, от трения графит стирается, а пружины, обеспечивающие контакт с коллектором ломаются или слабнут. Извлекаются контакты легко, крепятся зажимами с болтами. Если на щетках электродвигателя пылесоса подгорела, стерлась или имеет дефекты хотя бы одна контактная площадка, меняется пара. Если щетки искрят, и обнаружены следы горения, проверяется состояние коллектора, ротора и статора.
Почему искрят, на первый взгляд исправные, щетки пылесоса? Возможно, недостаточный прижим не обеспечивает контакт. Прилегание должно быть плотным, но не тормозить вращение вала. Причина может быть в забитых ламелях коллектора. Это визуально обнаруживается по черноте в местах контакта. Частички от угля и металла от щеток постепенно засоряют шлицы, нарушая контакт. Если коллектор не блестит надраенной медью, имеет черные вкрапления, он требует бережной очистки от нагара бархатной наждачкой, протирания поверхности спиртом или бензином. За время длительного скольжения щеток по одной зоне, именно она подвергается наибольшему загрязнению. Почему и искрит двигатель пылесоса именно в районе щеток.
Опытный специалист, определяя, почему искрят щетки на двигателе пылесоса, обязательно проверит выверенность расположения щеток. Они должны располагаться строго друг против друга, на одной осевой линии. В процессе работы они могут сместиться, перекоситься. Этому способствует появившееся биение, если подношены подшипники. Но любое смещение, ослабление, дефект поверхности проявляется тем, что мотор пылесоса сильно искрит, работает рывками.
Важно еще до разборки иметь под рукой новые щетки, тогда можно сравнить износ, поверхности, сработавшиеся наполовину, заменить. При этом следует проверить держатели, чтобы прилегание было плотным, без люфта
При установке возможен перекос подвижного контакта, заклинивание, и тогда возникнет сильное искрение щеток электродвигателя, а пылесос начнет работать рывками, «чихать». Но такой же признак указывает дополнительно на дефекты соединений в линии питания.
Другая причина, проявляющаяся тем, что двигатель пылесоса искрит на щетках, связана с нарушением проводимости обмоток ротора и статора. Тогда при работе мотора слышны хлопки, искры летят по кругу, ламели коллектора чернеют, как от короткого замыкания. Двигатель пылесоса теряет обороты, искрит и воняет. Такие признаки указывают на разрушение обмоток статора или ротора, появлением межвиткового замыкания.
Определить конкретное место обрыва в витках ротора и статора можно измерительным инструментом. Но для пользователя такая неисправность равнозначна замене двигателя – ремонт дорог, гарантий никаких, центровка проблематична. Что делать, если мотор пылесоса искрит из-за люфта ламели или облома провода в месте выхода? Такие неисправности считаются неустранимыми в домашних условиях.
Заключение
Главные неисправности, которые могут привести к искрению в пылесосе следующие:
- различные механические повреждения, царапины;
- нагар на поверхности обоймы;
- дефекты пайки и плохой контакт элементов;
- перекос кольца;
- трещины в траверсе;
- износ и деформация контактирующих элементов;
- износ или поломка пружины.
Изношенные щеткодержатели подлежат ремонту или замене. Такие элементы электродвигателя, как щетки, должны быть обеспечены регулярным уходом, который состоит в наблюдении за контактной поверхностью, поддержании ее чистоты и необходимой номинальной площади прилегания к коллектору или кольцам.
Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы давление на ротор было равномерным, потому что в противном случае износ щеток происходит неодинаково. Со временем щетки изнашиваются и подлежат своевременной замене для предотвращения искрения, которое может привести к образованию нагара и другим более серьезным поломкам электродвигателя.
https://youtube.com/watch?v=cswupz3YJVI